Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системность и непрерывность образования обеспечивают своевременное (раннее) выявление детей с особыми образовательными потребностями, преемственность между уровнями образования (ранняя помощь - дошкольное - среднее школьное – профессионально-трудовое образование);
вариативность инклюзивного образования - создание разных моделей инклюзивного образования, применение различных подходов и методов в обучении, воспитании, развитии и социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями;
добровольность и свобода выбора типа образовательной организации и форм обучения родителями детей с особыми образовательными потребностями с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка;
комплексный подход и социальное партнерство - оказание медицинских, социальных и образовательных услуг широкого профиля; координация и взаимодействие различных ведомств, социальных институтов, общественных и родительских организаций с целью максимальной эффективности процесса включения детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования;
индивидуальный и дифференцированный подход – создание специальных образовательных условий, безбарьерной и благоприятной среды для обучения всех детей с учетом их интересов, индивидуальных особенностей и возможностей;
коррекционно - развивающая и социально - адаптирующая направленность инклюзивного образования предполагает преодоление проблем развития ребенка с опорой на его здоровые силы и потенциальные возможности. При этом коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с особыми образовательными потребностями максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни [18].
Простое, физическое включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательное пространство, которое имеет место в практике некоторых школ Республики Казахстан, не является инклюзивным образованием. Принципы и правила инклюзивной школы представлены (см. приложении 1).
Опыт такого обучения свидетельствует, что в случае неспособности педагогов организовать учебный процесс таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка, эти дети не будут участвовать в учебном процессе, и, как следствие – уменьшится их мотивация к обучению и ухудшатся учебные результаты.
Интересна позиция ㅤ Д.Митчелл в отношении ㅤ инклюзивного образования, который в ㅤ своих работах акцентирует ㅤ внимание на том, что в развитии инклюзивного образования ㅤ является важным наличие ㅤ комплекса условий, выполнение каждого ㅤ из которых является ㅤ обязательным. Условия он выражает в виде ㅤ следующей формулы: ИО = В + О + 5К + П + Рс + Рк (в соответствии с рисунком 4)
Рисунок 4. Условия инклюзивного образования по Д. Митчелл
Где В – видение, приверженность ㅤ основным принципам ㅤ инклюзивного образования и готовность ㅤ к его введению. В инклюзивной ㅤ школе каждого принимают и ㅤ считают важным членом коллектива. Ученика с ОВР поддерживают сверстники и другие члены школьного коллектива для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. О – определение в школу. Включение детей в ㅤ общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные ㅤ школы, в специальные классы).
5 К – это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на инклюзивное образование.
П – поддержка. Инклюзивное ㅤ образование требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, специальные педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники, ㅤ врачи, координатор специального образования, ㅤ который консультирует ㅤ обычных педагогов школы, а также помощники учителей.) ㅤ важна поддержка и помощь со стороны родителей. Позиция ㅤ учителя в условиях инклюзивного ㅤ образования меняется. Он утрачивает ㅤ свою автономность и работает ㅤ в рамках тесного сотрудничества со специальным педагогом, ㅤ психологом, логопедом, ㅤ социальным педагогом и родителями. В своей ㅤ деятельности он становится открытым, вынужден демонстрировать свой опыт названным категориям педагогов в течение длительного
ㅤ времени [27].
Не каждый педагог может работать в таких условиях, так как многие испытывают напряжение от постоянного присутствия другого педагога, при этом снижается качество работы и работоспособность.
Учитель инклюзивной школы может быть успешен, если:
-
он достаточно гибок; -
ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы; -
он уважает индивидуальные различия; -
он может слушать и применять рекомендации других членов команды; -
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе; -
он согласен работать с другими специалистами в одной команде.
Рс – ресурсы. Все ㅤ ресурсы, в которых нуждается ㅤ ученик с особыми образовательными ㅤ потребностями, как правило, сосредоточены ㅤ в системе специального образования. Это – материальные средства, подготовленные кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Необходимо перераспределить эти ресурсы, как это делается во многих странах, на ㅤ основе принципа «ресурсы идут за учеником».
Рк – руководство. Для того, чтобы ㅤ все перечисленные компоненты инклюзивного ㅤ образования работали, необходимо ㅤ руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, ㅤ местном, а также на уровне директоров школ и учителей. Все участники ㅤ процесса должны понимать и уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность успешной реализации инклюзивного ㅤ образования. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность ㅤ за развитие инклюзивной ㅤ культуры в своих школах [27].
Мы считаем, что ㅤ формула условий, предложенная Д. Митчеллом, отражает важные аспекты в развитии инклюзивного образования, а именно субъективные стороны.
Разработка ㅤ мероприятий по реализации ㅤ данных условий и внедрение в Республике Казахстан будет способствовать эффективному развитию инклюзивного образования. Д.Митчеллом подчеркивается роль педагога в инклюзивном ㅤ образовании и деятельность, направленная на успех.
Таким образом, ㅤ инклюзивное образование - это образование, ㅤ которое предоставляет возможность
ㅤ каждому быть вовлеченным в ㅤ общий процесс обучения и ㅤ воспитания (развития и ㅤ социализации), несмотря на ограниченные возможности в ㅤ развитии, что позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает ㅤ риски его сегрегации и изоляции. В основу инклюзивного ㅤ образования положена ㅤ идеология, которая исключает любую ㅤ дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
1.2 Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан
Казахстан на протяжении последних десятилетий проводит системную и последовательную образовательную политику в отношении лиц с ограниченными возможностями развития, направленную на получение ими качественного образования, как в специальных организациях, так и в организациях, реализующих инклюзивное образование.
В настоящее время развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан создает благоприятные условия для полноценного развития всех граждан, вне зависимости от физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей.
Исторически наша эволюция по отношению к лицам с ограниченными возможностями уникальна. Как писал известный философ Казахстана Н. Джандильдин «каждая культура создается на определенном национальном языке, развивается на определенной национальной почве и питается ее соками. В ней запечатлеваются борьба и труд, нравы и обычаи, природный ум и мудрость народа, который является ее творцом» [10].
И, действительно, сущностная сторона национальной культуры выражается в качестве и свойствах данного народа, их дифференциацию можно заметить в особом складе характера, действиях и в особенностях их психологии. Основываясь на данной идее, мы считаем, что при рассмотрении вопросов развития идеи инклюзивного образования нельзя не обратиться к историческим сведениям и национальным особенностям казахского народа, т.к. рассуждать о возможных путях развития инклюзивного образования в Республике Казахстан нельзя без учета определенных условий.
Как отмечает в своих выступлениях Президент страны Н.А. Назарбаев «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего». Поэтому мы считаем целесообразным проведение анализа сведений из истории Казахстана, характеризующие отношение к лицам с ограниченными возможностями в развитии.
Актуальным в этом случае нам представляется мнение философа Д.К. Кшибекова, который в своем труде «Ментальная природа казахов» выдвигает свое теоретическое предположение относительно глубокой древности истории культуры кочевников. Автор посвящает отдельную главу духовному миру кочевника казаха, в которой раскрывает понятие духовности, как особого внутреннего мира человека, охватывающего область веры, нравственности и красоты. Духовная культура народа отражается в его гуманности, добропорядочности, благородстве, щедрости и в умении восхищаться красотой, отвергать пошлость, безнравственность, низменность. Отличительные особенности характера, свойственных казахам, заключаются в способностях отражать объективный мир и, как отмечает Д.К.Кшибеков «у казахов нравственная культура на уровне обычного сознания поднята на недосягаемую высоту» [23].
В свою очередь это дает основание считать, что народу, с указанными моральными и нравственными качествами, свойственно заботливое отношение ко всем уязвимым слоям населения, т.е. национальный характер казахского народа высокогуманный и духовно богатый.
Как отмечает в своей работе Б.Е. Каирова есть определенные понятия у казахского народа, вобравшие в себя общечеловеческие нормы религии и традиционные национальные ценности, представляющие в совокупности систему этической традиции. К таким, выполняющим огромную роль, нормам понятиям, касающимся регулирования функций казахской этической системы и личностных взаимоотношений, относятся: «грех» и «вина», «проступок» и «воздаяние», «исповедь», «сакраментальность», «труд» и «наслаждение», «довольствоваться малым», «милосердие», «добро» и т.д. Названные понятия, не ограничиваются лишь духовным миром казахов и в конкретной жизни формируют важную часть человеческих качеств [19].
Особо отметим, что в казахской традиционной культуре эти понятия выполняют свои определенные функции, в зависимости от того, где и как применяются, в условиях каких факторов взаимодействия находятся. Обратимся к понятию «обал», которое вошло в постоянный лексикон казахского народа при выражении отношения к тем или иным людям или вещам. В Словаре Б. Калдыбаева [20], это слово переведено как: «вина», «грех». Но данный перевод не раскрывает его полного содержания, т.к. данное понятие сложное и не вкладывается в одно слово для перевода. Ученые-философы трактуют данное понятие следующим образом:
обал – это понятие, раскрывающее значение вещи, которую бросать не