Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рекомендуется во избежание возмездия или горечи; оно заключает в себе и благородные действия человека по отношению к слабым и немощным людям; или действия, при которых обнажается сущность человеческого обличия, вызывающая неприязнь общественности. Обал означает, что нельзя наносить вред окружающей среде, портить живое, притеснять и обижать людей с физиологическими недостатками, делать плохое и злоупотреблять чьим-то доверием или наносить кому-то вред.

Следующее понятие, часто используемое в народе - сауап – это понятие, объясняющее мотивы добрых действий человека. Бережное отношение ко всему живому и неживому, с целью оказания благотворительной помощи, проявления заботы, основанной не на материальных интересах, а на доброй воле.

Например, помощь сиротам, инвалидам, овдовевшим, уход за незнакомыми и нуждающимися людьми, восстановление гнезда птицы и т.д. Истоки распространения данных понятий среди казахов связывают с древними анималистическими и тотемистскими верованиями казахов о том, что лишь сделав добро, возможно получение вознаграждения. В данное время эти понятия прижились настолько, что стало характерной чертой народа.

Следует отметить, что немаловажной стороной нравственной культуры казахов является – толерантность, что в переводе на казахский означает «төзімділік». Толерантность для традиционной казахской культуры характерна изначально, т.к. это качество выработано образом жизни кочевников. Более того, этим понятием пронизано все духовное и материальное богатство народа. Сохранить свою уникальную культуру народ смог благодаря именно таким качествам. Как особо подчеркивает М. Орынбеков, «непосредственная близость казахов к природе, близость с эмоциональной позиции к наблюдаемому, воспринимаемому миру нашла свое отражение в понимании ими своего внутреннего мира, нравственных начал существования» [35].

В казахском языке понятию толерантность идентичны понятия «шыдамдылық» и «сабырлык», имеющие такое же смысловое содержание.

В казахском менталитете многовековой опыт осмысления окружающего мира, его строения, свойств, места человека в мире, взаимоотношений между человеком и природой, между людьми находили свое отражение в поэзии, пословицах и поговорках. Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обогащают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке, и создается для него. Так, к примеру, через пословицы и поговорки казахский народ призывал заботиться и опекать людей, нуждающихся в этом (сирот, пожилых людей, инвалидов): «Встретишь сироту, пригрей его», «Сиротские слезы горче яда». Казахские сказки наполнены историями героев, которые выступают на защиту прав ущемленных слоев населения, старых людей, сирот и т.д.


Инклюзивное образование в современном мире понимают, как «качествен­ное образование для всех», когда школы дают одинаково хорошее образование каждому ребенку, независимо от его способностей.

При этом подразумевается включение учеников из наиболее уязвимых слоев общества (дети мигрантов, дети из отдаленных районов, дети с ограни­ченными возможностями, включая детей с инвалидностью), имеющих, как правило, особые образовательные потребности, которые удовлетворяются педагогическими средствами.

В основе инклюзивных подходов в образовании лежат международные правовые акты — декларации и конвенции, заключаемые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, касающиеся прав человека на образование и недопустимость дис­криминации по какой-либо причине (в соответствии с рисунком 5)


Рисунок 5. Международно-правовые акты регламентирующие инклюзивные подходы
Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Казах­станом в феврале 2015 года.

Ст 24. «Образование» гласит: «Государства-участники признают право ин­валидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни...»

В РК развитие инклюзивного образования поддерживается Конституцией и Законами:

  • «О правах ребенка в Республике Казахстан», от 08.08.2002 года;

  • «Об образовании» от 27 июля 2007 года;

  • «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года;

  • «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года.

А также подзаконными нормативно-методическими документами, основной целевой группой которых являются дети с ограниченными возможностями, являющиеся самой многочисленной и наиболее уяз­вимой среди других представителей лиц с особыми образовательными потребностями:

  • Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования де­тей с ограниченными возможностями в развитии. Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года, №4-02-4/450.

  • Инструктивно-методическое письмо по опре­делению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. Письмо МО и Н от 2 июля 2009 г., №4-02-4/1228.

  • Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. Пись­мо МО и Н от 28 мая 2010 г., №4-02-4/1435.

  • Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Утверждены при­казом МОН РК №524 от 12 декабря 2011.

  • Типовые правила деятельности общеобразо­вательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего). Утверждены Поста­новлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года №499.


В последнем документе в п. 18 определены две формы включения учащихся с ограниченными воз­можностями в общее образование: в общий класс (не более двух детей с ОВ) и обучение в специальном классе, которые комплектуются в соответствии с видами нарушений развития учащихся.

Обучение в общем классе осуществляется по общеобразователь­ной программе. В специальных классах обучение регламентируется специальными учебными планами и программами и осуществляется с использованием как специальных, так и обычных учебников. Пред­полагается организация дополнительных занятий учащихся со специальным педагогом, логопедом, психологом для обеспечения возможности успешного усвоения программ. Для этого в школе создается Служба психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса [25].

Несмотря на то, что наша страна находится в начале пути принятия культуры, политики и прак­тики инклюзивного образования, и актуальными пока еще остаются разработка нормативных актов, подготовка педагогов и специалистов, материально-техническое, учебно-методическое оснащение, др. проблемы, мы уже можем наблюдать формирую­щийся опыт работы общеобразовательных школ на основе инклюзивных подходов [41].

Делая краткую аналитику того, как развивается инклюзивное образование в различных регионах нашей большой страны, можно видеть определен­ную вариативность и особенности, характерные для каждого региона.

Это связано и с материальной оснащенностью школ, с качеством подготовки пе­дагогических кадров к реализации инклюзивной практики и др. факторами.

Однако можно с опреде­ленной убежденностью констатировать некие общие условия, имеющие место во всех случаях стойкого положительного опыта:

  • хорошо информированный о сути инклюзии и мотивированный первый руководитель школы;

  • создание в школе локальной нормативной доку­ментации, обеспечивающей руководство и контроль за процессами становления инклюзивной культуры и практики;

  • функционирование в школе Службы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательной процесса, в составе — компетентный психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.;

  • использование консилиума, как способа взаи­модействия специалистов, педагогов, родителей для осуществления командного подхода к реализации особых образовательных потребностей учащихся;

  • выстраивание партнерских отношений со спе­циальными организациями образования, которые в ситуации развития инклюзивного образования являются информационным профессиональным ресурсом;

  • специальная курсовая подготовка педагогов школы;

  • использование дополнительного образования в качестве ресурса социальной инклюзии;

  • активность родителей в образовательном про­цессе собственных детей;

  • количество детей с ограниченными возможно­стями, включенных в образовательное пространство школы, не должно превышать 10 %;

  • постоянная забота о поддержании в школе толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса, включая технический персонал [39].


Зарубежный опыт говорит также и о том, что развитие общего образования, исходя из принципа инклюзивности, должно непрерывно сопровождать­ся научными исследованиями и опытно-экспери­ментальной работой, поскольку процесс школьного образования определенным образом влияет на психосоматическое здоровье детей.

Любое рефор­мирование образования должно рассматриваться не только с позиции привнесения новых форм, ме­тодов и приемов преподавания, но и через призму детского здоровья.

В соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека, законодательством Республики Казахстан предусмотрен принцип равных прав на образование для всех детей. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и др.

На основании данных документов, государство гарантирует любому ребенку, независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования.

Так, основным законодательным документом страны, Конституцией РК, в статье 30 всем гражданам гарантируется бесплатное обязательное среднее образование в государственных учебных заведениях [21].

Считаем, что именно данная статья снимает барьер между лицами с ограниченными возможностями и всеми другими гражданами РК в получении образовании.

В Законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» утверждается право всех детей на образование и им гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования. На конкурсной основе гарантировано получение бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании. При этом на детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из государственного бюджета предусмотрено выделение дополнительных средств, гарантирующих получение ими образования на уровне установленных стандартов [13].

Одним из документов, предусматривающих социальную защиту людей с ограниченными возможностями в развитии, интеграцию в общество, является Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в РК». Принципами социальной защиты инвалидов, указанными в данном Законе являются: гуманность, соблюдение прав человека; доступность равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой [14].


В Законе Республики Казахстан «Об образовании» выделены задачи создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями. К таким условиям отнесены специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, которые определяются с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.

Согласно данного Закона, дети с ограниченными возможностями в развитии имеют право на обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования [16].

В Законе РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002) утверждаются права детей с ограниченными возможностями на получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций.

Согласно Статье 15 данного Закона, дети с ограниченными возможностями имеют право на бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ; на трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан [16].

В 2009 году в рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Министерством образования и науки РК были подготовлены и направлены в образовательные организации для использования в работе «Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии». В этих рекомендациях указывается, что, прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей или иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обучения.

В соответствии с Методическими рекомендациями, в общеобразовательной школе при наличии контингента детей с ограниченными возможностями в развитии могут открываться классы: