Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) классы интегрированного обучения, которые осуществляют полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями;

2) специальные (коррекционные) классы (далее - спецклассы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс.

В документе утверждается, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ и др.).

В Методических рекомендациях отмечается, что коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования должна осуществляться специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом) [26].

Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования должны осуществлять специалисты специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктов, а также специалисты медицинских учреждений на договорной основе [3].

Следующим важным документом в развитии идеи инклюзивного образования стала «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы».

В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство [7].

Государственная программа нацеливает систему образования на то, что к 2020 году: (в соответствии с рисунком 6)


Рисунок 6. Реализация государственной программы развития образования в Республике Казахстан (2011-2020 гг.)
Основные этапы реализации государственной программы развития образования (см. приложение 2).

Инклюзивное образование – это политика государства, направленная на включение всех детей в общеобразовательный процесс, несмотря на различия по признаку здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола и индивидуальных способностей.


Основное содержание политики инклюзивного образования заключается в признании положения о том, что все дети могут учиться; школа принимает всех детей, независимо от их различий и создает необходимые условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей. Внедрение инклюзивного образования должно способствовать преодолению проблем дискриминации и отчуждения в обществе, достижению социальной реабилитации и социального равенства всех людей.

Под инклюзивным образованием понимается система и процесс вовлечения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы и детские сады и создания для них условий для получения качественного образования.

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане предполагает реформирование традиционной системы образования и проведение различных инновационных мероприятий.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118, говорится о развитии системы инклюзивного образования:

Для решения этой задачи будут разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;

  • правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определены формы интеграции для детей с различ­ными нарушениями.

  • правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Значительную часть детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с ограниченными возможностями в развитии. Дети с ограниченными возможностями – это дети до 18 лет, имеющие физическими и /или психические недостатки и вследствие этого ограничения жизнедеятельности, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий.

В Казахстане по статистическим данным за 2015 г. выявлено 149 043 детей с ограниченными возможностями в развитии, что составляет 3,2% от всего детского населения. Из них 72,1% обучаются в специальных (коррекционных) организациях образования и 23,8% находятся в общеобразовательных организациях.

О недостатке, отклонении в развитии можно говорить только в том случае, если возникает несоответствие возможностей данного ребенка общепринятым социальным ожиданиям, образовательным стандартам, т.е. когда на лицо ограничение социальных возможностей.

В результате ограниченных возможностей участия ребенка с отклонениями в традиционном образовательном процессе у него возникают особые потребности в специализированных образовательных условиях.



К специальным образовательным условиям относятся специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Признавая инклюзивное образование одной из стратегических задач развития системы общего образования Республики Казахстан на современном этапе, следует рассматривать этот подход лишь как один из возможных, который будет сосуществовать с другими подходами, в частности, к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, которые могут обучаться в условиях специальных (коррекционных) организаций образования.

Основные направления развития инклюзивного образования в Казахстане (см. приложение 3).

1. Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение инклюзивного образования включает в себя разработку нормативных документов, определяющих статус и регламентирующих деятельность инклюзивной общеобразовательной организации образования, порядок определения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные организации, организацию безбарьерной среды и условий обучения для них, образовательного и коррекционно-развивающего процесса.

2. Формирование общественного мнения в поддержку инклюзивного образования, а также толерантного отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями.

С этой целью важно объединение усилий государственных, общественных организаций, СМИ и др. в развертывании и ведении эффективных общественно просветительных кампаний на уровне общества и семьи в вопросах воспитания толерантности, уважения прав и достоинства детей с особыми образовательными потребностями.

Необходимо принятие информационно-пропагандистских мер, направленных на предупреждение, преодоление и борьбу с дискриминацией, барьерами и негативным отношением к включению лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования предполагает проведение следующих мероприятий:

  • разработка и экспериментальное внедрение вариативных моделей включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду; форм, а также новых подходов, методов и инновационных технологий в обучении этих детей;

  • разработка критериев оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями;

  • составление методических рекомендаций, учебно-методических пособий по психолого-педагогическому сопровождению, социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций;

  • разработка учебных планов, программ, учебников и пособий для детей с особыми образовательными потребностями;

  • обеспечение инклюзивных общеобразовательных организаций специальными учебниками, учебно-методическими и наглядно-дидактическими материалами.


4. Подготовка и переподготовка кадров системы общего инклюзивного образования должно включать в себя:

  • подготовку учителей и воспитателей в педагогических вузах и колледжах к обучению детей с особыми образовательными потребностями (включение в учебные планы всех педагогических специальностей высшего и технического профессионального образования курса «Специальная педагогика» и «Специальная психология»);

  • повышение квалификации руководящих работников, педагогов и специалистов (психологов, дефектологов, социальных педагогов) общеобразовательных организаций для работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

  • переподготовку педагогических работников для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях [29].

5.Создание условий для включения лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс:

  • раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями и оказание им своевременной комплексной поддержки и помощи через развитие сети психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции и инклюзивного образования, реабилитационных центров и других организаций образования, социальной защиты и здравоохранения;

  • создание безбарьерной среды, материально-техническое оснащение инклюзивных организаций образования и обеспечение детей с особыми образовательными потребностями вспомогательными техническими средствами обучения;

  • организация службы комплексного (социального и медико-психолого-педагогического сопровождения) детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях;

  • создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования, использование потенциала специальных (коррекционных) организаций образования, других государственных и общественных организаций;

  • обеспечение условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями в системе общего образования;

  • активное привлечение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования [31]..

Алгоритм включения детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательные организации образования.

В соответствии с Государственной программой развития образования в РК в нашей стране инклюзивное образование будет внедряться поэтапно. Определены два магистральных направления развития инклюзивного образования в стране.