Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ранее идея инклюзивного образования не получила в Казахстане широкого развития по трем основным причинам:
-
проблема неготовности среды принять детей (доступность объектов образования), -
проблема неготовность педагогов, -
проблема отношения администрации школ, учителей, а также родителей, и самих школьников к подобной идее [30].
Для решения данных проблем создается группа психолого-педагогического сопровождения. Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося [33].
Необходимо, чтобы инклюзивное образование работало, прежде всего, в интересах самого ребенка не в общем и целом, а в каждом индивидуальном случае именно для этого ребенка, с учетом его психических особенностей и социальных возможностей. То есть это образование должно быть эксклюзивным по форме и по методу: здесь и сейчас для каждого ребенка индивидуально [36].
В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВР на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития, группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы.
Одной из основных форм работы в системе решения психолого-педагогических проблем – работа с родителями.
Родители детей с особенностями развития, которые не хотят отдавать своего ребенка в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на них, неприспособленности помещений и учебного процесса к потребностям их детей и т.д. Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВР в семье.
Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне (в соответствии с рисунком 9) .
Рисунок 9. Система взаимодействия с семьей
С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик – учитель», «ученик – ученик») (в соответствии с рисунком 10)
Рисунок 10. Индивидуальный подход в обучении
Основные этапы индивидуального сопровождения:
-
Сбор информации о ребенке; -
Анализ полученной информации; -
Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций; -
Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком); -
Решение поставленных задач; -
Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии [38].
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВР в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.
Решение указанных проблем направлено на обеспечение равных образовательных возможностей для всех категорий детей. Дальнейшее совершенствование системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями требует, в первую очередь, глубокого научного осмысления, моделирования, прогнозирования всех возможных позитивных и негативных последствий.
Вывод по 1 главе.
1. Инклюзивное образование – является процессом совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и не имеющих таких ограничений - посредством создания дополнительных специализированных условий.
Инклюзивное образование – является новым перспективным стратегическим направлением образовательной политики и практики, которое затрагивает основы общего образования.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики - создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
2. На протяжении последних десятилетий в Республике Казахстан проводится системная и последовательная образовательная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями, которая направлена на получение качественного образования в организациях реализующих инклюзивное образование.
Государственная программа развития образования РК 2011-2020 гг. четко определила главную цель как обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Это в полной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день работа ведется в нескольких направлениях.
Первое направление - выявление детей с ограниченными возможностями.
Второе направление - доступ к качественному образованию путем создания вариативных условий для всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.
Третье направление - развитие инклюзивного образования.
Реализация инклюзивного образования в Республике Казахстан даст возможность в получении образования всеми детьми, без исключения, и реализовать основные положения, отраженные в «конвенции о правах ребенка» ратифицированной РК в 1996 г.
Инклюзия предполагает не просто «механическое» включение такого ребенка в общеобразовательное учреждение. Речь идет о создании в этом учреждении широкого спектра разнообразных условий, необходимых для адаптации особого ребенка, создание безбарьерной среды - от атмосферы принятия ребенка через обеспечение необходимого сопровождения такого ребенка специалистами коррекционного плана. Мировая практика убедительно доказала, что ребенок с ОВ, с детства попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.
3. На сегодняшний день можно выделить следующие барьеры инклюзивного образования в РК:
-
Отсутствие гибких образовательных стандартов. -
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. -
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ специальной педагогики и специальной психологии. -
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей. -
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.). -
Отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников. -
Работа психолого - педагогических консилиумов, открытых в областях не выполняет своей задачи - сопровождения детей с ОВ, в большинстве они отсутствуют. -
Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, настороженное, местами даже негативное отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций, создание определенных условий. К ним относятся: индивидуальная учебная программа, коррекционно-педагогическая и социально-психологическая помощь и т.п.
При этом коррекционные организации образования выполняют функции ресурсных центров, оказывающих консультативно-методическую помощь учителям общеобразовательных школ и коррекционно-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, анализируя современное состояние оказания педагогической, социальной, медико - психологической поддержки детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования можно отметить следующее при имеющейся положительной динамике сохраняется неполное и избирательное выявление детей с ограниченными возможностями в большинстве областях республики.
В соответствии с Правилами организации инклюзивного образования различные категории детей с ограниченными возможностями могут быть включены в общеобразовательный процесс при создании для них определенных условий.
Результатом реализации ГПРО будет к 2020 г. создана система инклюзивного обучения, обеспечивающая соответствующий уровень обучения, для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Инклюзивное образование — это движение к более справедливому обществу по отношению ко всем гражданам. Оно составляет важную часть в воспитании толерантности.
2 Исследование психолого-педагогических проблем реализации инклюзивного образования в школах Денисовского района на современном этапе
2.1 Анализ состояния развития инклюзивного образования в школах Денисовского района
На современном этапе в Республике Казахстан на законодательном уровне закреплено понятие «инклюзивное образование» (Закон РК «Об образовании» ст.1 п.21-3).
Во многих регионах нашей республики создаются кабинеты коррекции и инклюзивного образования для оказания с самого раннего возраста детям коррекционно-педагогической поддержки (в соответствии с приказом МОН РК от 28.01.2009 г. № 27).
С 2004 года в селе Денисовка, Денисовского района Костанайской области функционирует КГУ «Кабинет психолого – педагогической коррекции Денисовского района» Управления образования акимата Костанайской области. Данное учреждение располагается по адресу улица Школьная 2. Заведующая кабинета психолого-педагогической коррекции Третьякова Валентина Петровна.
Основными задачами кабинета психолого-педагогической коррекции Денисовского района являются:
1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого- педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении;
2) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической, и социальной помощи;