Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) разработка и составление индивидуальной развивающей программы, с учетом социальной ситуации развития ребенка;

4) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;

5) консультирование и обучение родителей (лиц их заменяющих) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;

6) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных учреждений об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями.

Материальная база «Кабинета психолого – педагогической коррекции Денисовского района».

  • Сегодня в кабинете психолого-педагогической коррекции созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего обучения и воспитания: кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий, необходимое оборудование, в том числе и для раннего возраста, специальные развивающие игрушки и дидактический материал, аудио- виде- аппаратура и другое.

  • Так как основная задача специалистов ЛФК - развитие и совершенствование двигательной сферы. Ребенок развивается в движении, от удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его психофизическое развитие.

  • Оптимальные двигательные и эмоциональные нагрузки создают благоприятные условия для нормальной работы всех систем и функций организма. Недостаток или избыток двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка (особенно если детский организм уже имеет какую-либо патологию).

  • Зал лечебной физкультуры по своим размерам небольшой, оборудован всем необходимым инвентарем: тренажеры, мячи, жимфлексторы, скамейки, тактильные дорожки и др.

  • Кабинет логопеда рассчитан на работу с детьми разного возраста. Кабинет оборудован всем необходимым для работы с детьми с речевыми нарушениями.

  • Материальное обеспечение кабинета психолога соответствует нормативным требованиям.

Кабинет психолого-педагогической коррекции – специальная организация образования, и отличается от других специальных организаций тем, что коррекционно-развивающая помощь оказывается детям с нарушениями в развитии комплексно.


Согласно штатному расписанию в состав кабинета входят (в соответствии с диаграммой 1).



Диаграмма 1. Штат специалистов КППК Денисовского района

Таким образом, получены следующие данные:

В кабинет психолого – педагогической коррекции Денисовского района работают 6 специалистов:

4 специалиста - имеют специальное высшее образование

2 специалиста - высшее педагогическое образование

Педагогический стаж работы специалистов составляет более 20 лет, (от 2 -до 20). Стаж работы в КППК от 3 до 9 лет.

Коррекционные услуги в кабинете оказываются следующими специалистами: дефектологом, логопедом, инструктором ЛФК, психологом, социальным педагогом, имеющих высшее образование и прошедших курсы повышения квалификации.

В кабинете коррекции занимаются дети с разными диагнозами, на сегодняшний день коррекционно-развивающую помощь получают - 43 ребенка, из них - 7 инвалидов.
Таблица 1.

Основные направления деятельности специалистов КППК Денисовского района

Ф.И.О.

специалиста

Основные направления

деятельности специалиста

Проданец О.К. (логопед)

Коррекция речи-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, совершенствование артикуляционных навыков, формирование слоговой структуры и фонематического восприятия

Пиванова Т.В.

(дефектолог)

Развитие познавательной деятельности. Развитие речи, ознакомлением с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений

Третьякова В.П. (дефектолог)

Убисова А.М.

(психолог, социальный педагог)

Определение структуры отклоняющего развития, выявление негативных личностных и поведенческих характеристик. Преодоление недостатков эмоционально-волевой сферы, создание условий для полноценного развития личности.

Кожевников Ю.В.

(специалист ЛФК)

Развитие и совершенствование двигательной системы, умение эмоционально выражать собственное состояние, осознавать заботу о своем здоровье, прививать навыки личной гигиены.

Тасбергенова А.Ф.

(специалист ЛФК)



Основная цель коррекционно-педагогической работы в кабинете психолого-педагогической коррекции – создание условий для максимального развития ребенка и для последующего включения в образовательный процесс и социум, а также привлечение родителей как его равноправных участников.

Кроме того, существуют общие задачи - развивать коммуникативные навыки, совершенствование имеющейся связной речи, подготовка к грамоте и овладение отдельными ее элементами.

Для анализа развития инклюзивного образования в Денисовском районе рассмотрим следующие школы:

  • Денисовская средняя школа № 2 располагается в Костанайской области, Денисовском районе, в селе Денисовка, улица Калинина, 10. Директор школы Моргуль Галина Петровна.

На современном этапе в Денисовской средней школе № 2 обучается 403 учащихся.

В классах предшкольной подготовки обучается 39 учащихся, с 1 по 11 класс – 364 учащихся из которых 9 учеников обучаются по инклюзированному обучению (в соответствии с диаграммой 2).


Диаграмма 2. Количество учащихся Денисовской средней школы № 2


  • Перелескинская средняя школа располагается в Костанайской области, Денисовском районе, в селе Перелески, улица Школьная, 1. Директор школы Тулендинова Наталья Адиповна.

На современном этапе в Перелескинской средней школе обучается 336 учащихся.

В классах предшкольной подготовки обучается 19 учащихся, с 1 по 11 класс – 237 учащихся из которых инклюзированных учеников – 7., воспитанники мини-центра – 80 детей (в соответствии с диаграммой 3).

Диаграмма 3. Количество учащихся Перелескинской средней школы

2.2 Выявление критериев и показателей психолого-педагогических проблем в школах Денисовского района
Критерий «гибкости» школьной программы.

В условиях инклюзированного образования школьные программы должны быть адаптированы к потребностям преподавателей и учащихся. Хорошая школа нуждается также в партнерстве.

Семьи учащихся, общественность, ученые, специалисты государственных ведомств должны сотрудничать для того, чтобы решать проблемы и улучшать условия обучения.


Новые учебные программы, школьные команды, команды, состоящие из участников разных возрастов, и подобные инновации позволяют сделать школьную систему более гибкой (таблица).

Для выявления критериев и показателей психолого-педагогических проблем развития инклюзивного образования в школах Денисовского района, нами было проведено анкетирование (см. приложение 4,5)

Каждый выделенный компонент критерия имеет определенный уровень сформированности, который определяется следующими показателями:

  • Высокий уровень показателя (В) – полная сформированность показателя;

  • Средний уровень показателя (С) - частичная сформированность показателя;

  • Низкий уровень показателя (Н) – отсутствие критерия.

Рассмотрим критерий «гибкости» школьной программы в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 2).

Таблица 2

Критерий гибкости школьной программы в экспериментальных классах



п/п


Показатели

Верификация показателей

Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

В календарном плане и программах отмечены темы, которые нуждаются в адаптации по методам, формам и времени обучения

С – частичная адаптация

Н – отсутствие

2

Содержание программы развития школы учитывает особые потребности детей

Н – не учитывает

Н – не учитывает

3

Для детей инклюзированных в общеобразовательные классы разработаны индивидуальные образовательные планы (ИОП)

С – частичная разработка ИОП

С – частичная разработка ИОП

4

Участие родителей учеников с ОВР в разработке ИОП, а так же отслеживание процесса обучения

С – частичное участие

Н – отсутствует участие

5

Оценивание результатов с учетом личного прогресса и мотивации

В – высокое

С – частичное


В результате выявления критерия гибкости школьной программы в экспериментальных классах Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 4 и 5).



Диаграмма 4. Критерий «гибкости» школьной программы Денисовской средней школы № 2


Диаграмма 5. Критерий «гибкости» школьной программы Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия «гибкости» школьной программы в школах Денисовского района получены следующие данные:

1. Адаптация школьной программы в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

В связи с этим учебный план в данных школах следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот. В учебном плане школы должны предоставлять возможности обеспечивать образованием детей с различными способностями и интересами.

Детям с особыми потребностями необходимо оказывать дополнительную учебную поддержку в контексте обычного учебного плана, а не какого-нибудь иного учебного плана. Руководящий принцип должен заключаться в обеспечении всем детям одинакового образования, оказывая дополнительную помощь и поддержку нуждающимся в них детям.

2. Учет особых потребностей в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на низком уровне. В связи с чем необходимо особенное внимание уделить учету особых потребностей детей,

введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не имеющих места в учебном плане и программах образования обычно развивающихся сверстников.

3. Разработка индивидуальных образовательных планов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Для дальнейшей разработки индивидуального учебного плана для учащегося с особыми образовательными потребностями необходимо включить:

  • организацию индивидуального режима обучения (снижение объема заданий, возможности дополнительного отдыха и др.);

  • организацию обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями (например, с использованием учебников для специальных (коррекционных) школ;

  • организацию коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами.