Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Участие родителей учеников с ОВР, в разработке ИОП и отслеживании процесса обучения, в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Взаимодействие организации образования и семьи способствует осуществлению более эффективного воздействия на ребенка.
Любая информация должна предполагать именно обратную связь, что и будет способствовать повышению ответственности родителей за выполнение полученного задания, а в дальнейшем повышению активности в выполнении заданий, правильности, а в итоге к выработке заинтересованности участии исправления отклоняющегося развития у ребенка, что станет ступенью в формировании осознанного желания включиться в коррекционный процесс.
Роль родителей заключается в следующем:
-
Помочь ребенку в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности. -
Помочь в выполнении заданий, данных педагогом-дефектологом. -
Учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. -
Совместно с педагогами работать над развитием речевых и неречевых функций детей, воспитывать любовь и потребность к знаниям, формировать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий и т.д.
Взаимодействие родителей и педагога осуществлять через следующие формы:
-
Беседы с интересным содержанием в свободной форме. Цель беседы установить близкий взаимный контакт педагога и родителей, заинтересовать, повысить мотивацию родителей, имеющей ребенка с нарушениями развития. -
Показ диафильмов с сюжетом занимательных жизненных историй о людях с нарушениями в развитии. Основная цель мотивировать родителей к активному участию в коррекционном процессе. -
Круглые столы с родителями, когда любой родитель может задать вопросы, как специалистам, так и родителям по вопросам воспитания детей. -
Активное участие в жизни той организации, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями. Видя, чем живет ребенок, что от него требуют педагоги, занимая активную социальную позицию, участвуя в школьных мероприятиях, тем самым создается атмосфера близкого контакта школы и родителя. -
Семинары для родителей, которые помогают просвещать родителей по узким вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями, особенностям психофизического развития и др. -
Тренинги, семинары-практикумы для родителей дадут возможность применить полученные знания в обучающей атмосфере -
Практические задания для родителей, которые позволят родителю, непосредственно включится в коррекционно-образовательный процесс.
5. Оценка результатов с учетом личного прогресса и мотивации в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Немаловажный аспект - это оценка достижений учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. В данном случае целесообразен обмен педагогического опыта между школами.
Необходимо отметить, что на современном этапе представляется актуальным необходимость разработки и нормативного закрепления процедур промежуточного государственного контроля знаний учащихся с ограниченными возможностями и прямых мониторинговых исследований в общеобразовательных школах, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.
Рассмотрим критерий создания особых условий для инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 3).
Таблица 3
Критерий создания особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах
№ п/п | Показатели | Денисовская средняя школа №2 | Перелескинская средняя школа |
1 | Адаптация помещений | С – частичная адаптация | С – частичная адаптация |
2 | Наличие надлежащих вспомогательных материалов | С- частичное наличие | С – частичное наличие |
3 | Наличие плана по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс | С – частичное | Н - отсутствие |
4 | Наличие ассистентов (помощников учителя) | Н – отсутствие ассистентов | Н – отсутствие ассистентов |
5 | Приветствие участия родителей в создании особых условий для обучения и воспитания детей с ОВР. | В – участие приветствуется | В – участие приветствуется |
В результате выявления критерия создания особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 6 и 7).
Диаграмма 6. Критерий создания особых условий для инклюзивного образования Денисовской средней школы № 2
Диаграмма 7. Критерий создания особых условий для инклюзивного образования Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия создания особых условий для инклюзивного образования Денисовского района получены следующие данные:
1. Адаптация помещений в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.
Так как адаптация помещений образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВР в жизнь школы, к нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.). Требуется дальнейшая работа в данном направлении.
2. Наличие надлежащих вспомогательных материалов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. В связи с тем, что обычные дидактические средства не всегда могут удовлетворить все потребности учеников испытывающих трудности в обучении, необходимо наличие вспомогательных учебных материалов. Необходимо наличие адаптированных учебников, а так же дополнительных пособий, которые способствуют ученику осваивать программу.
3. План по внедрению ИКТ в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.
Информационно-коммуникативные технологии обладают широким спектром возможностей, которые могут быть использованы в качестве дидактического инструмента, который позволит педагогам создать подходящую учебную среду.
Для дальнейшего повышения данного показателя необходимо разработать и включить в ежегодный план работы:
-
План закупа необходимо программного обеспечения, которое адаптировано в соответствии с нуждами детей. -
План по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс школ Денисовского района. -
Обучение педагогов школ Денисовского района компьютерной грамотности.
4. Наличие ассистентов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Низкий уровень критерия обусловлен тем, что в сельских школах существует дефицит педагогических кадров. Ежегодно в сельские школы направляются молодые специалисты, в соответствии с государственной программой «С дипломом в село!», но постоянной обратной связи нет, как правило, молодые специалисты, отработав пару лет, уезжают обратно в город.
5. Приветствие участия родителей в создании особых условий для обучения и воспитания детей с ОВР в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на высоком уровне.
Особый вид педагогической деятельности – взаимодействие с родителями. Педагогический коллектив школ Денисовского района имеет достаточный уровень психологических знаний, наличие такта и терпимости.
Педагогический коллектив, приветствует участие родителей, в создании условий для инклюзивного образования, так как родители помогают педагогическому коллективу определить специфику форм работы с детьми с ОВР.
Рассмотрим критерий поддержки сверстников в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 4).
Таблица 4
Критерий поддержки сверстников как фактор реализации познавательного и личностного потенциала ребенку с ОВР
№ п/п | Показатели | Денисовская средняя школа №2 | Перелескинская средняя школа |
1 | Оказание помощи и поддержки ребенку с ОВР от других учеников | С – частичное оказание помощи | С- частичное оказание помощи |
2 | Принятие другими учениками ребенка с ОВР, без участия взрослых и учителей | Н – отсутствие принятия. Требуется помощь | С – частичное принятие |
3 | Ученик с ОВР активно участвует в жизни класса и школы | С – частичное участие | Н – не участвуют |
В результате выявления критерия поддержки сверстников в экспериментальных классах Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 8 и 9).
Диаграмма 8. Критерий поддержки сверстников Денисовской средней школы № 2
Диаграмма 9. Критерий поддержки сверстников Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия поддержки сверстников в школах Денисовского района получены следующие данные: