Файл: Дипломная работа 5В010500 Дефектология Костанай 2016.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Участие родителей учеников с ОВР, в разработке ИОП и отслеживании процесса обучения, в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, в Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Взаимодействие организации образования и семьи способствует осуществлению более эффективного воздействия на ребенка.

Любая информация должна предполагать именно обратную связь, что и будет способствовать повышению ответственности родителей за выполнение полученного задания, а в дальнейшем повышению активности в выполнении заданий, правильности, а в итоге к выработке заинтересованности участии исправления отклоняющегося развития у ребенка, что станет ступенью в формировании осознанного желания включиться в коррекционный процесс.

Роль родителей заключается в следующем:

  • Помочь ребенку в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности.

  • Помочь в выполнении заданий, данных педагогом-дефектологом.

  • Учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

  • Совместно с педагогами работать над развитием речевых и неречевых функций детей, воспитывать любовь и потребность к знаниям, формировать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий и т.д.

Взаимодействие родителей и педагога осуществлять через следующие формы:

  • Беседы с интересным содержанием в свободной форме. Цель беседы установить близкий взаимный контакт педагога и родителей, заинтересовать, повысить мотивацию родителей, имеющей ребенка с нарушениями развития.

  • Показ диафильмов с сюжетом занимательных жизненных историй о людях с нарушениями в развитии. Основная цель мотивировать родителей к активному участию в коррекционном процессе.

  • Круглые столы с родителями, когда любой родитель может задать вопросы, как специалистам, так и родителям по вопросам воспитания детей.

  • Активное участие в жизни той организации, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями. Видя, чем живет ребенок, что от него требуют педагоги, занимая активную социальную позицию, участвуя в школьных мероприятиях, тем самым создается атмосфера близкого контакта школы и родителя.

  • Семинары для родителей, которые помогают просвещать родителей по узким вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями, особенностям психофизического развития и др.

  • Тренинги, семинары-практикумы для родителей дадут возможность применить полученные знания в обучающей атмосфере

  • Практические задания для родителей, которые позволят родителю, непосредственно включится в коррекционно-образовательный процесс.



5. Оценка результатов с учетом личного прогресса и мотивации в Денисовской средней школе № 2 находится на высоком уровне, Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Немаловажный аспект - это оценка достижений учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. В данном случае целесообразен обмен педагогического опыта между школами.

Необходимо отметить, что на современном этапе представляется актуальным необходимость разработки и нормативного закрепления процедур промежуточного государственного контроля знаний учащихся с ограниченными возможностями и прямых мониторинговых исследований в общеобразовательных школах, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями.

Рассмотрим критерий создания особых условий для инклюзивного образования в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 3).
Таблица 3

Критерий создания особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах



п/п

Показатели


Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

Адаптация помещений

С – частичная адаптация

С – частичная адаптация

2

Наличие надлежащих вспомогательных материалов

С- частичное наличие

С – частичное наличие

3

Наличие плана по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс

С – частичное

Н - отсутствие

4

Наличие ассистентов (помощников учителя)

Н – отсутствие ассистентов

Н – отсутствие ассистентов

5

Приветствие участия родителей в создании особых условий для обучения и воспитания детей с ОВР.

В – участие приветствуется

В – участие приветствуется


В результате выявления критерия создания особых условий для инклюзивного образования в экспериментальных классах Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 6 и 7).


Диаграмма 6. Критерий создания особых условий для инклюзивного образования Денисовской средней школы № 2

Диаграмма 7. Критерий создания особых условий для инклюзивного образования Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия создания особых условий для инклюзивного образования Денисовского района получены следующие данные:

1. Адаптация помещений в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне.

Так как адаптация помещений образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВР в жизнь школы, к нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.). Требуется дальнейшая работа в данном направлении.

2. Наличие надлежащих вспомогательных материалов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на среднем уровне. В связи с тем, что обычные дидактические средства не всегда могут удовлетворить все потребности учеников испытывающих трудности в обучении, необходимо наличие вспомогательных учебных материалов. Необходимо наличие адаптированных учебников, а так же дополнительных пособий, которые способствуют ученику осваивать программу.

3. План по внедрению ИКТ в Денисовской средней школе № 2 находится на среднем уровне, и в Перелескинской средней школе находится на низком уровне.

Информационно-коммуникативные технологии обладают широким спектром возможностей, которые могут быть использованы в качестве дидактического инструмента, который позволит педагогам создать подходящую учебную среду.

Для дальнейшего повышения данного показателя необходимо разработать и включить в ежегодный план работы:

  • План закупа необходимо программного обеспечения, которое адаптировано в соответствии с нуждами детей.

  • План по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс школ Денисовского района.

  • Обучение педагогов школ Денисовского района компьютерной грамотности.

4. Наличие ассистентов в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на низком уровне. Низкий уровень критерия обусловлен тем, что в сельских школах существует дефицит педагогических кадров. Ежегодно в сельские школы направляются молодые специалисты, в соответствии с государственной программой «С дипломом в село!», но постоянной обратной связи нет, как правило, молодые специалисты, отработав пару лет, уезжают обратно в город.


5. Приветствие участия родителей в создании особых условий для обучения и воспитания детей с ОВР в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе находится на высоком уровне.

Особый вид педагогической деятельности – взаимодействие с родителями. Педагогический коллектив школ Денисовского района имеет достаточный уровень психологических знаний, наличие такта и терпимости.

Педагогический коллектив, приветствует участие родителей, в создании условий для инклюзивного образования, так как родители помогают педагогическому коллективу определить специфику форм работы с детьми с ОВР.

Рассмотрим критерий поддержки сверстников в Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской средней школе (таблица 4).
Таблица 4

Критерий поддержки сверстников как фактор реализации познавательного и личностного потенциала ребенку с ОВР



п/п

Показатели


Денисовская средняя школа №2

Перелескинская средняя школа

1

Оказание помощи и поддержки ребенку с ОВР от других учеников

С – частичное оказание помощи

С- частичное оказание помощи

2

Принятие другими учениками ребенка с ОВР, без участия взрослых и учителей

Н – отсутствие принятия. Требуется помощь

С – частичное принятие

3

Ученик с ОВР активно участвует в жизни класса и школы

С – частичное участие

Н – не участвуют


В результате выявления критерия поддержки сверстников в экспериментальных классах Денисовской средней школе № 2 и Перелескинской школе получены следующие данные (диаграмма 8 и 9).


Диаграмма 8. Критерий поддержки сверстников Денисовской средней школы № 2



Диаграмма 9. Критерий поддержки сверстников Перелескинской средней школы
Таким образом, в результате выявления критерия поддержки сверстников в школах Денисовского района получены следующие данные: