ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, пронизывающий всё учение Декарта, получил своё проявление в отделении физики от метафизики (т. е. философии).
В философии он становится на позиции дуализма, т. е. признания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.
В физике и философии Декарта выражается материалистическая тенденция. Здесь материя предстаёт единственной субстанцией, единственным основанием бытия и познания.
В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает всё, что имеет объём, занимает определённую часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой и направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя всё многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т. п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими ощущениями.
Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.
Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и ещё в том, что у человека имеются врождённые идеи, а у животных они отсутствуют.
Наделив материю лишь атрибутом протяжённости и трактуя движение материи как перемещение её частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, первопричину, как источник движения. Таким первоначалом он считал Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем.
Механическое понимание движения и материи сопровождалось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.
Задание четвертое. Комментарии и логические задачи.
«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». Комментируя данный тезис, назвать характерную для…(указав, какой школе это характерно) позицию определения мира как генетически единого, но данного во всём многообразии проявлений.
- Данный тезис принадлежит В. И. Ленину – школа марксизма. Во-первых, материя
рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется
Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.
Задание 5. Тестовая проверка знаний.
1) Завершить определение: «Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах … называется онтологией».
бытия.
2) Вписать недостающее слово: «Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и духовного есть:
а) субстанция.
3) Кто из философов Древнего мира определил парадоксальную сущность Бытия: «Сущее есть, не-сущего – нет: Бытие есть, не-бытия нет»?
а) Парменид.
4) Кому из философов принадлежит анализ дефиниции Бытия: «Бытие людей есть реальный процесс жизни»?
г) Лукач.
5) Дополнить ряд онтологических: бытие…
субстанция, субстрат, материя
6) Общественное Бытие есть:
б) материальные отношения людей друг к другу и природе, реальный процесс жизнедеятельности.
7) Бытие социального, определяемого отдельным человеком в природе, истории и обществе.
8) Кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию воли:
а) Шопенгауэр.
9) Автор высказывания: «Мы можем различить следующие три мира
, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний. Во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных ментальных состояний и, возможно, диспозиций к действию. В-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»:
в) Делез.
10) Раздел философии, исследующий вопросы смысла существования мира в целом
- Онтология
11) Форма бытия материи, выражающая длительность, смету состояний
Время
12) Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения объективного мира и познания:
а. Закон единства и борьбы противоположностей
В философии он становится на позиции дуализма, т. е. признания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.
В физике и философии Декарта выражается материалистическая тенденция. Здесь материя предстаёт единственной субстанцией, единственным основанием бытия и познания.
В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает всё, что имеет объём, занимает определённую часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой и направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя всё многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т. п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими ощущениями.
Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.
Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и ещё в том, что у человека имеются врождённые идеи, а у животных они отсутствуют.
Наделив материю лишь атрибутом протяжённости и трактуя движение материи как перемещение её частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, первопричину, как источник движения. Таким первоначалом он считал Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем.
Механическое понимание движения и материи сопровождалось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.
Задание четвертое. Комментарии и логические задачи.
«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». Комментируя данный тезис, назвать характерную для…(указав, какой школе это характерно) позицию определения мира как генетически единого, но данного во всём многообразии проявлений.
- Данный тезис принадлежит В. И. Ленину – школа марксизма. Во-первых, материя
рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется
Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.
Задание 5. Тестовая проверка знаний.
1) Завершить определение: «Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах … называется онтологией».
бытия.
2) Вписать недостающее слово: «Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и духовного есть:
а) субстанция.
3) Кто из философов Древнего мира определил парадоксальную сущность Бытия: «Сущее есть, не-сущего – нет: Бытие есть, не-бытия нет»?
а) Парменид.
4) Кому из философов принадлежит анализ дефиниции Бытия: «Бытие людей есть реальный процесс жизни»?
г) Лукач.
5) Дополнить ряд онтологических: бытие…
субстанция, субстрат, материя
6) Общественное Бытие есть:
б) материальные отношения людей друг к другу и природе, реальный процесс жизнедеятельности.
7) Бытие социального, определяемого отдельным человеком в природе, истории и обществе.
8) Кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию воли:
а) Шопенгауэр.
9) Автор высказывания: «Мы можем различить следующие три мира
, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний. Во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных ментальных состояний и, возможно, диспозиций к действию. В-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»:
в) Делез.
10) Раздел философии, исследующий вопросы смысла существования мира в целом
- Онтология
11) Форма бытия материи, выражающая длительность, смету состояний
Время
12) Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения объективного мира и познания:
а. Закон единства и борьбы противоположностей