Файл: Учение о бытии Задание первое. Термины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разделил на два рода самостоятельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, пронизывающий всё учение Декарта, получил своё проявление в отделении физики от метафизики (т. е. философии).

В философии он становится на позиции дуализма, т. е. признания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.

В физике и философии Декарта выражается материалистическая тенденция. Здесь материя предстаёт единственной субстанцией, единственным основанием бытия и познания.

В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движения, пытается с механических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает всё, что имеет объём, занимает определённую часть пространства. Материю Декарт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отличающихся величиной, фигурой и направлением механического движения. Декарт лишил материю качественного многообразия, сведя всё многообразие движения материи лишь к механическому движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т. п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими ощущениями.

Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные в его понимании – это своего рода машины.

Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке выступают две субстанции – телесная и духовная, и ещё в том, что у человека имеются врождённые идеи, а у животных они отсутствуют.

Наделив материю лишь атрибутом протяжённости и трактуя движение материи как перемещение её частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, первопричину, как источник движения. Таким первоначалом он считал Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем.

Механическое понимание движения и материи сопровождалось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.

Задание четвертое. Комментарии и логические задачи.

«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». Комментируя данный тезис, назвать характерную для…(указав, какой школе это характерно) позицию определения мира как генетически единого, но данного во всём многообразии проявлений.

- Данный тезис принадлежит В. И. Ленину – школа марксизма. Во-первых, материя
рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т. е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется

Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Задание 5. Тестовая проверка знаний. 

1)    Завершить определение: «Учение о формах, атрибутах и фундаментальных принципах … называется онтологией».

бытия.

2)    Вписать недостающее слово: «Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и духовного есть:

а) субстанция.

3)    Кто из философов Древнего мира определил парадоксальную сущность Бытия: «Сущее есть, не-сущего – нет: Бытие есть, не-бытия нет»?

а) Парменид.

4)    Кому из философов принадлежит анализ дефиниции Бытия: «Бытие людей есть реальный процесс жизни»?

г) Лукач.

5)    Дополнить ряд онтологических: бытие…

субстанция, субстрат, материя

6)    Общественное Бытие есть:

б) материальные отношения людей друг к другу и природе, реальный процесс жизнедеятельности.

7)  Бытие социального, определяемого отдельным человеком в природе, истории и обществе.

  8)    Кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию воли:

а) Шопенгауэр.

9)   Автор высказывания: «Мы можем различить следующие три мира

, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний. Во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных ментальных состояний и, возможно, диспозиций к действию. В-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства»:

в) Делез.

10) Раздел философии, исследующий вопросы смысла существования мира в целом

- Онтология

11) Форма бытия материи, выражающая длительность, смету состояний

Время

12) Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения объективного мира и познания:

а. Закон единства и борьбы противоположностей