Файл: Как барсук и куница судились.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

(226 слов)

Вопросы и задания:



1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?


2. Из-за чего у животных возник спор?

3. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?


4. Кто вершил суд в этом лесу?


5. Какое определение даётся лисе в этом тексте?


6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?


ЗАГАДКА.

Стояла отвратительная погода. Темнели последние осенние лужи. Возле одной лужицы стоял задумчивый воробей. Он так напряжённо размышлял, что его перышки шевелились. Воробей не мог понять, почему те снежинки, что падают на асфальт, лежат – сверкают, а те, что в лужу, – исчезают. Почему? Непонятно. Разгадывая загадку, воробей ни на что не обращал внимания. Напрасно: за ним давно следил тощий бродячий кот.
«Сейчас, – думал кот, – прыжок и...» Он собрался в тугой комок и прыгнул.
Воробей был так занят снежинками, что даже не испугался.
– Не мешайте! – воробей махнул крылышком и попал коту в глаз.
Кот удивился и возмутился.
– Ты понимаешь, кто я? – прошипел он.
Воробей, наконец, понял и испугался, но продолжал следить за снежинками. «Ну и ну, – удивлялся голодный кот. – Что же я не съем его?» Что-то мешало коту кинуться на воробья.

– Съем ведь... – нерешительно сказал он и вдруг заинтересовался: – Ты что в лужу уставился?
– Чудо получается, – робко пятился воробей. – Лужа снежинки глотает. – И неожиданно взлетел.
А коту было уже не до воробья. Его очень заняла загадка снежинок. Он сидел у лужицы и думал: «Почему так? Упала снежинка на асфальт – сверкает, упала в лужицу – исчезла. Почему же так? Ну почему? Непонятно».

(Н.К. Абрамцева)

(188 слов)

Вопросы и задания:

1. Каким автор показал нам воробья? Расскажи.

2. Какая загадка увлекла вдумчивого воробышка?
3. Каким автор показал кота в начале текста?

4. Какое чудесное превращение произошло с котом? Почему?
5. Каков жанр этого произведения?

6. Как бы ты решил эту загадку?

УМНАЯ МАМА-ЖАВОРОНОК

Однажды семья жаворонков свила своё гнездо посреди засеянного поля. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.
И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».

Маленькие жаворонки услышали эти слова и побежали к матери: «Хозяин хочет завтра собирать урожай. Мы боимся, что он разрушит наше гнездо. Давай сегодня улетим с этого поля!» – «Сегодня мы ещё вне опасности, – сказала мама-жаворонок. – Мы можем остаться здесь ещё на один день».



На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле. Они ждали долго-долго, но ни один сосед не пришёл помочь им. Все были заняты на своих полях.

На следующий день хозяин и его сын опять вышли в поле. Хозяин посмотрел на пшеницу и сказал: «Действительно, пора убирать её. Теперь попрошу моих братьев и сестёр, чтобы они пришли помочь мне».
Маленькие жаворонки услышали эти слова. Они испугались и побежали к маме. «Мама! – закричали они. – Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестёр».

«Не пугайтесь, – сказала мама-жаворонок. – Пока ещё опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь ещё один день».

Действительно, на следующий день ни братья, ни сёстры хозяина не пришли. Все они сказали, что, к сожалению, очень заняты на собственных полях. На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.

Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: «Вот теперь нам пора улетать. Потому что дело делается только тогда, когда человек делает его сам, а не ждёт, что ему сделают другие».

(Эзоп)

Вопросы и задания:

1. Как ты понимаешь выражение: Семья жаворонков свила своё гнездо?


2. В какое время года происходят события, описанные в тексте?


3. Каким злаком было засеяно поле?


4. Почему маленькие жаворонки предложили матери улететь с поля?


5. Почему соседи и родственники отказали хозяину поля в помощи?


6. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

ЗАЧЕМ БЕЛКЕ ХВОСТ?


Шли два школьника по лесу. Поймали в лесу белку. Их много в наших лесах. Белка красивая, хвост большой, пушистый. Заспорили школьники, кто из них первым белку поймал. Белка терпела, терпела да и укусила школьника, который держал её в руках. И убежала. Заплакал школьник. Тут я подошёл и спросил:

– А зачем белке хвост?
– Для красоты, – неуверенно сказал один из них.
– Для того чтобы с дерева на дерево летать, – сказал второй.

– Правильно!.. – сказал я. – А ещё?
Ничего не могли они мне ответить.
Прошло два или три дня. Смотрю – мои знакомые мальчишки.

– Пойдёмте с нами, – сказал один.
– Мы вам что-то покажем, – добавил второй.
На улице шёл дождь. Мы вошли в лес.
– Смотрите! Смотрите туда! – шептали ребята.
На ветке сидела белка. Шёл дождь, но белка прикрылась своим хвостом, и ей, кажется, не было страшно.
– Наша, – шептали ребята. – Теперь мы знаем, зачем белке хвост.
– Вот видите, – сказал я, – и для красоты, и для того, чтобы летать с дерева на дерево, и для тепла нужен белке хвост-зонтик и хвост-шуба.

(168 слов)

Вопросы и задания:


1. Почему ребятам удалось поймать белку?
2. О чём спорили дети?

3. Почему ребятам очень хотелось знакомому человеку показать белку ещё раз?
4. Кратко перескажите текст.

ЛЕСНОЕ ЭХО.


Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.
Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Как сейчас помню я этот день, хотя прошло с тех пор более пятидесяти лет. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя кудрявая тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь.
А солнце всё светило. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Потом повисли они на траве, на ветвях кустов и деревьев. В каждой капле отражалось, играло радужное лучистое солнце.
Мы с мамой встали под дерево, а тёплый дождик уж и кончился.
– Погляди-ка, Юра, как красиво, – сказала мама, выходя из-под веток.
Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
– Ух, здорово! – сказал я. – Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!
– Ты лучше по земле бегай, – засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику... От земли шёл лёгкий пар.
– Ау! Ау! – кричал я.
«Ау! Ау!» –,отозвалось из лесной дали.
– Не бойся, это эхо! – сказала мама.
С мамой мне хорошо и спокойно.

(Г. Скребицкий)

(194 слова)

Вопросы и задания:


1. О каких детских воспоминаниях поведал нам автор?



2. Когда возникла радуга и как она выглядела?


3. Какие чувства и желания возникли у мальчика?


4. Почему улыбалась мама и чему учила своего сына?


5. Какие черты характера в детстве помогли мальчику впоследствии стать великим писателем?