Файл: Задача 1 Вавилонянин Хумбад, взяв у ростовщика долг, не смог их вернуть. В счёт погашения долга он решил отдать заимодавцу в долговую кабалу свою дочь..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 3820

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законы Хаммурапи требовали от воинов Вавилонии беспрекословного подчинения и организации, но, вместе с этим, за хорошую и преданную службу редумы и баирумы получали от царя в награду движимое и недвижимое имущество, которое могли использовать до конца жизни. Неповиновение со стороны воина являлось преступлением и предусматривало смертную казнь, которая, судя по законам, являлась единственным наказанием за такую провинность. Царь оградил свою армию от незаконного применения власти командиров, причем последних, в случае нарушения границ полномочий, тоже казнили. По законам Хаммурапи, воинские наделы полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников — декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем.

Задача № 14. Авилум Мардук-мубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после завершения строительства стена дала трещину и обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-мубаллита. Кто и в каком объеме будет нести наказание?

Ответ: (§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

Задача № 15. Вавилоняне Самсу-илун, Салманасар и Адад-нерари заключили договор товарищества для организации торговли с Финикией. Каждый внес по 500 сиклей серебра. Ответственным за ведение торговли в Тире был назначен Салманасар, в Сидоне – Адад- нерари, а в Вавилоне – Самсу-илун. По результатам года сделки, заключенные Салманасаром, принесли прибыль в 180 сиклей серебра, Самсу-илуном – 120 сиклей серебра, а деятельность Адад-нерари – убытки 90 сиклей серебра. Как должны быть разделены прибыль и убытки?

Ответ: (§ 99) Если человек дал человеку серебро в порядке "товарищества", то прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом.

Задача № 16. Вавилонянин Ику-шамаган в присутствии свидетелей заключил договор с Бамму-напхе о том, что последний отдает свою дочь Аштарат в жены Ику-шамагану. Соглашение было письменно оформлено и Бамму-напхе получил полмины серебра в качестве выкупа за невесту. Свадьба была отложена на два месяца, поскольку Ику-шамаган должен был отправиться в торговую поездку. Но по возвращении Бамму-напхе отказался отдать свою дочь в жены, так как появилась кандидатура более перспективного жениха. Имеет ли право Бамму-напхе на такие действия, и каковы последствия такого отказа?


Ответ: (§ 160) Если человек послал в дом тестя брачное приношение151 и отдал выкуп, а затем отец дочери сказал: "Я не отдам тебе свою дочь", то все, сколько ему было принесено, он должен удвоить и вернуть.

Задача № 17.Царский мушкенум Энметена арендовал на один год дом у
вавилонянина за 60 сиклей серебра. Однако через восемь месяцев собственник
дома потребовал освободить дом, так как ему потребовалась дополнительная
площадь, и предложил забрать 20 сиклей серебра за оставшиеся 4 месяца. Энметена
обратился с жалобой в суд.
Как должен быть разрешен спор?

Ответ: (§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет.

Задача № 18. Мушкенум Шаррукен нанялся пастухом в одну из сельских
общин близ Вавилона. Однажды на стадо напала стая волков и задрала несколько
овец. Хозяин стада потребовал, чтобы Шаррукен компенсировал
убытки, поскольку не обеспечил безопасность животных. Шаррукен отказался.
Как должен быть разрешен спор по Законам царя Хамммурапи?


Ответ: (§ 266) Если на скотном дворе появилась эпидемия или же лев побил скот, то пастух должен очиститься перед богом, а падеж на скотном дворе должен принять на себя хозяин скотного двора.

(???) Задача № 19. А. взял в долг на 6 месяцев 1/3 мины серебра. По истечении
срока кредитор напомнил А. о необходимости оплаты долга. Однако А., ссылаясь
на финансовые трудности, сказал, что в данный момент он вернуть долг не
сможет и обещал выплатить все в полном объеме через 2 месяца. Тогда кредитор
в сопровождении слуг явился в дом А. и забрал корову, несколько овец и 4
курру зерна в счет оплаты долга. А. обратился с жалобой в суд.
Как должен быть разрешен спор?


Ответ: (§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу111, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.

(§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.

Задача № 20. А. имел трех сыновей. Умирая, он оставил сыновьям городскую
усадьбу, фруктовый сад, ближнее поле площадью 600 cap и дальнее
поле площадью 100 cap, 12 коров, несколько десятков овец и домашнюю утварь.
Еще при своей жизни он подарил старшему сыну дальнее поле площадью 100
cap, о чем был составлен документ с печатью.
Как будет решен вопрос о разделе наследства?



Ответ: (§ 165) Если человек подарил своему наследнику, которого он любит, поле, сад и дом и написал ему документ с печатью, то, когда братья будут делиться после того как отец умрет, подарок, который отец дал ему, он может забрать, а сверх того, они должны поделиться поровну имуществом, что в доме их отца.

Задача № 21. Из дома шамаллума А. во время его отсутствия было похищено
некоторое имущество. Розыски вора и краденого результатов не дали. Однако
через несколько месяцев А. увидел на рынке свои вещи, которые продавал
В. На следствии В. заявил, что купил эти вещи у ассирийского купца, прельстившись
хорошим качеством и недорогой ценой. При этой сделке присутствовали
два свидетеля. Но при проверке оказалось, что купец вернулся на родину, а названные свидетели отсутствуют по месту их жительства.
Как будет решен вопрос о судьбе обнаруженных вещей? Кто и в каком
объеме будет нести ответственность?


Ответ: (§ 13) Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот человек -- лжец; он должен нести наказание по этому делу.

Задача № 22. Авилум во время ссоры ударил по лицу рабианума.
Какую ответственность должен понести авилум?


Ответ: (§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 204) Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

11. Во время застолья между двумя посетителями корчмы (оба авилумы) вспыхнула ссора, затем она переросла в драку, в результате которой один сломал
другому руку, а содержателю корчмы (мушкенуму), бросившемуся разнимать
дерущихся, выбил зуб.
Какую ответственность должен нести виновный?


Ответ: (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

(???) Задача № 23. Авилум взял у тамкара в долг 20 мешков пшеницы с условием, что часть долга он вернет с будущего урожая, а другую часть должен отработать
раб авилума, который оставался у тамкара в качестве залога. Однако
через несколько месяцев из-за тяжелой работы и сурового обращения раб умер.
Тамкар потребовал предоставить другого раба для выполнения условий договора.
Но авилум отказался и обратился в суд.
Как должен быть разрешен спор?



Ответ: (§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях; тамкар не может отказываться, он должен принять.

Задача № 24. Врач, приглашенный для лечения мушкенума, сделал неудачную
операцию по удалению бельма на глазу. В результате глаз перестал
видеть вообще. Какую ответственность понесет вран?


Ответ: (§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(???) Задача № 25.На рассмотрение суда поступило дело о расторжении
брака. Инициатором развода был муж. Основной претензией к жене был ее
сварливый характер. С кем останутся дети и приданое после расторжения брака?


Ответ: (§ 137) Если человек захочет оставить шугетум, которая родила ему детей, или же надитум, которая дала ему детей, то этой женщине должны вернуть ее приданое, а также ей должны дать половину поля, сада и имущества, и пусть она растит своих детей; после того, как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям, а затем муж, который ей понравился, может взять ее замуж.

Задача № 26. Отец лишил сына наследства, недовольный тем, что тот не
стал продолжать торговое дело отца, а поступил на службу в войско.
Правомерны ли действия отца?


Ответ: (§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

Задача № 27. В браке свободной женщины и раба, который принадлежал
мушкенуму, родился ребенок. Может ли собственник раба претендовать на ребенка?



Ответ: (§ 175) Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.

(???) Задача № 28.На рассмотрение судьи поступило дело об убийстве раба.
Какое наказание должен понести виновный?


Ответ: Законы Хаммурапи не запрещали господину убить своего раба. Убийство раба его господином не наказывалось, то есть господа могли убивать своих рабов, ибо тем самым они лишь причиняли ущерб своему имуществу.

(???) Задача № 29.Авилум Нергал нанял для обработки поля двух мушкенумов, они были уличены в краже зерна, предназначенного для посева.
Какое наказание они должны понести?


Ответ: За кражу и нападение с целью грабежа любого имущества (раба в том числе) – смертная казнь.

(§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил сво пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

Задача № 30.Нур-Син, отец трех дочерей, очень ждал от своей жены
сына. Когда же родилась четвертая дочь, Нур-Син, не помня себя от горя, пошел в корчму и долго пил сикеру. Будучи раздражительным по своей
природе, Нур-Син глиняной кружкой выбил зуб соседу по столу, мушкенуму,
неосторожно сказавшему, что трудно будет дать всем дочерям приданое.
Потом Нур-Син кричал, что он человек, что сможет достать деньги,
затем опрокинул стол, сломав при этом ребро сидевшему напротив человеку.
Нур-Син пришел в себя только дома. Над ним рыдала жена, которая
рассказала, что по дороге домой Нур-Син ударил по щеке известного тамкара
и побил его дочь, от чего последняя скончалась. Пострадавшие от
бесчинств Нур-Сина обратились в суд.
Что ожидает Нур-Сина?