ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения педагогическим мастерством все большую привлекательность приобретает сама деятельность. Удовлетворение приносит сам процесс обучения учащихся, общение с ними. Педагогическая деятельность становится потребностью личности. Мастерство означает, что профессиональное становление личности состоялось.

Таким образом, профессиональное становление личности - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в творческой педагогической деятельности. Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это "формообразование" личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

Для проблемы генезиса профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Ананьев Б.Г. считал, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития характерно не только для процессов роста и созревания, но и для более поздних периодов жизни. Он показал важность законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств, но и для формирования личности на протяжении всего жизненного пути .


Принцип субъекта деятельности реализует гипотезу Ломова Б.Ф. о том, что обеспечение любых требований осуществляется не путем локального соответствия и соизмерения отдельно взятых психических процессов, свойств и операциональных требований деятельности, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом индивидуальных особенностей. Понимание личности как активного деятеля, который целостно включается в способ своего деятельностного существования, позволяет поставить проблему изучения того, как осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляет собой психологические механизмы ее интеграции. Иными словами, вопрос заключается в том, каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Важным источником поступательного развертывания возможностей субъекта деятельности, изменения ее отдельных личностных структур и компонентов является целеобразование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.

1.3 Явление профессиональной самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях

Понятие «самореализация» определяется как реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений – общении, обучении, творчестве, профессии, семье, воспитании детей, дружбе, любви, общественной жизни, политической карьере и т.д.



Профессиональная самореализация является сложным организованным и многоэтапным процессом постепенного преобразования профессионального потенциального в реальное, что происходит на протяжении всей жизни личности. Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы, представленные: профессиональным самоопределением, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности; первоначальным становлением в выбранной сфере; профессиональным ростом и развитием профессиональной компетентности.

Для исследования самореализации личности стоит обратиться ко взглядам Л.И. Анциферовой, согласно которым личность, заставляя окружение двигаться и действовать, сама действует целенаправленно в соответствии со своими замыслами. Человек переоценивает свои ценности, ценности людей, упорядочивает собственный внутренний мир не только соответственно логике социальной ситуации, но и логике своего индивидуального развития, что очень хорошо согласовывается с внутренней устойчивостью личности.

А.В. Карпов указывает, что человек в процессе самореализации осознает то, чем он владеет и чего он хотел бы достичь, а также делает выбор практических действий для воплощения своего опыта в реальную действительность3.

Я.С. Немова считает, что самореализация как личностное образование является центральной характеристикой человека, более высоким уровнем его развития, по которому практически осуществляется его «Я» (система ценностей). Самореализация – это не совокупность определенных способов деятельности или поведения, а целостная деятельность и поведение личности. Эта функция самореализации заставляет учитывать ее структуру и уровни осуществления, поскольку самореализация свойственна детям дошкольного возраста, не говоря уже о подростковом или юношеском возрасте, когда происходит ее интенсивное развертывание, когда личность становится субъектом собственного развития, способной к проектированию собственной жизн4.

Самореализация личности может рассматриваться на отдельных этапах жизнедеятельности человека. Мы считаем целесообразным обратить внимание именно на юношеский возраст
, этап обучения в вузе, профессиональную самореализацию. Поскольку одним из проявлений самореализации является профессиональная деятельность как специфическая форма активности личности. Профессиональная самореализация – социокультурный феномен, который тесно связан с конкретной социальной ситуацией определенного времени и пространства. Мотивирующую функцию в этом процессе выполняет представление личности о себе.

По мнению А.В. Ворожейкиной профессиональная самореализация – это социализированный путь гармоничного развития личности, соединенный с получением профессионально-практического и духовного опыта в период обучения в высшей школе и совершенствование профессионального роста в процессе выполнения профессиональных ролей и обязанностей, являющихся неотделимым атрибутом раскрытия и воплощения личного профессионального потенциала5.

Профессиональная самореализация личности детерминирована ценностными, интеллектуальными и мотивационными особенностями личности. Моделирование опыта профессиональной самореализации является опорой личности на саморазвитие интеллектуально-волевых действий. Данный процесс наиболее продуктивный в юношеском возрасте – в момент завершения развития готовности к выбору определенной профессии, определения себя в возможной профессиональной роли. Основным моментом изучаемого процесса является поиск профессионального образа «себя».

Понятие «профессиональная самореализация» Т.М. Буякас понимает, как социализированный путь гармоничного развития личности, соединенный с получением профессионально-практического и духовного опыта в процессе получения квалификации специалиста в период первичного профессионального становления (обучение в высшей школе) и совершенствование профессионального роста в процессе выполнения профессиональных ролей и обязанностей, являясь неотъемлемым атрибутом раскрытия и осуществления личностного профессионального потенциала6.

Профессиональную самореализацию личности В.Г. Степанов рассматривает как двухуровневую интегральную характеристику субъекта деятельности и личности, которая в модели профессионального развития составляет важную завершающую стадию наряду со стадиями самоопределения и самовыражения. Для нее характерны формирование жизненной философии, осмысление себя как профессионала, осмысление смысла жизни. Таким способом достигается не только профессиональное мастерство, но и гармонично происходит развитие личности. В то же время профессиональное развитие, которое происходит в течение жизни, определяется противоречиями между Я-действующим, Я-зеркальным и Я-творческим каждого профессионала. Вектором профессиональной самореализации становится Я-творческое
7.

По мнению Е.А. Климова профессиональная самореализация как процесс имеет два уровня: репродуктивный и творческий. На репродуктивном уровне субъект пытается игнорировать те ценности, мотивы и потребности, которые сориентировали бы его на профессиональную перспективу в аспекте новых знаний, умений, навыков и помогли бы решать новые профессиональные задания. На творческом уровне происходит реализация субъектом накопленного интеллектуального опыта в пределах профессионального потенциала и дальнейшее формирование профессионального мастерства и компетентности8.

По мнению В.В. Афанасьева условиями профессиональной самореализации могут выступать:

— объективные условия: общественный статус специалиста, адекватная социальная политика, материальное положение, стимулирование труда и бытовые условия;

— субъективные условия: отношение специалиста к профессии на основе понимания ее ценности, представление о себя как о профессионале, потребность в профессиональном совершенствовании и творческом подходе к профессиональной деятельности, психологическое самочувствие и комфортность в работе9.

Достижение профессиональной самореализации по мнению Б.С. Волкова, обеспечивается движением в системе координат: профессиональное самоопределение – профессиональное становление в выбранной деятельности – самопроектирование – самосовершенствование. На каждый из этих этапов влияют как субъективные, так и объективные условия профессиональной самореализации (преодоление определенных трудностей, внутренних противоречий между реальным и желанным уровням профессионализма и так далее)10.

Таким образом, профессиональную самореализацию личности разные авторы трактуют как характеристику всего ее жизненного пути в контексте профессиональной сферы от этапа начального профессионального становления до ухода на пенсию. По нашему мнению, профессиональная самореализация – это совокупность проявления индивидуальных профессионально-личностных качеств и свойств специалиста, через которые он воспроизводит свою сущность в многомерной практической и профессиональной деятельности.