Файл: Реферат по дисциплине Сохранение и реставрация культурного наследия России на тему Реставрация Дмитриевского собора во Владимире при Николае i (18361847)..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30 июня 1843 г. на западной стороне собора, в арке, под двумя слоями штукатурки были открыты следы древней росписи, о чем архиепископом Парфением было донесено свят. Синоду, с представлением рисунка изображения, а губернатором представлено Министру Внутренних Дел, по докладу которого Император повелел: командировать живописца для восстановления живописи, если можно в прежнем виде. Архиепископ Парфений просил разрешения свят. Синода наложить на некоторые попорченные места фресок части прежней, снятой штукатурки и по исправлении, по возможности, вычистить, а изображение неба в вершине свода написать вновь, применительно к остаткам рисунка в верхней части фрески. Во исполнение Высочайшего повеления Министр Императорского Двора, князь Волконский командировал во Владимир академика Солнцева. Солнцев, по обозрении живописи, признал ее относящейся к XII в. и изображающей страшный суд и предоставил исправление ее живописцу Сафонову.
30-го сентября 1843 г. строительная комиссия донесла, что «внутренние стены собора все сверху донизу окованы гладко, протерты алебастром, расписаны иконогреческим писанием маслом на шпаклевке из ералевского грунта с мелом». Безнадежная простота авторов этого донесения вполне соответствует первобытным приемам реставрации. На работы по подготовке стен к росписи было израсходовано 1500 руб. сер. и на продовольствие мастеров 20 кулей ржаной муки. Эта сумма была затрачена для совершенного уничтожения и полной гибели фресковой живописи на «кованных» стенах Дмитриевского собора.
Из контракта с владимирским 1-й гильдии купцом Петром Ильиным усматривается трогательная заботливость о прочности и полном пренебрежении к собору, как к месту сохранения предметов древности.
Роспись икон и стен собора, что было исполнено крестьянином Сафоновым к 24 июня 1844 года, под руководством академика Солнцева.10
23 августа 1844 г. Министр Внутренних Дел и Обер-Прокурор свят. Синода сообщили архиепископу Парфению о разрешении «допустить немедленно крестьянина Сафонова к возобновлению случайно открывшейся под штукатуркой Дмитриевского собора древней живописи, с уплатой ему за труды 150 руб. серебром». В донесении архиепископа Парфения от 15 февраля 1847 г. присутствовавшему в св. Синоде архиепископу Гедеону значится, что, по наставлению академика Солнцева, Сафонов в скором времени означенные картины исправил.
В итоге: был понижен уровень пола свыше 1 аршина и новый выстлан лещедью по древнему основанию; расширенным окнам вновь была придана форма щелееобразных, в окна вставлены рамы со стеклами; в 1846 году в углу северо-западных стен собора построена винтовая дубовая лестница на хоры, в основании лестницы поставлен черный дуб; в 1846 г. сделаны 6 дверей, из которых – три дубовых, обиты снаружи железом и 3 железные; 3 февраля 1843 года был сделан тротуар перед собором из белого камня, шириной 1 квадр. аршин и швы залиты известью; от стен проведены отливы, с проведением их за решетку; наружные стены собора были окрашены краской серого цвета; позолоченная по меди глава, очищена. В 1845-1846 годах кровлю покрыли железом по новым деревянным стропилам и окрасили «медянкой».

«В Апреле месяце сего года Гофмаршалом Олсуфьевым, по повелению Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича и Супруги Его Великой Княгини Цесаревны Марии Александровны, присланы к Владимирскому Архиепископу Парфению священные сребропозлащенные сосуды со звездой, двумя тарелочками, ковшиком для теплоты, лжицею и копием, устроенные, по воле Их Императорских Высочеств, по древнему рисунку, для доставления оных в возобновляемый по Высочайшему повелению Владимирский Дмитриевский Собор. — На поддонке Святого потира сделана следующая надпись: «В возблагодарение подателю всех благ Всесвятому Богу, повелением Благоверного Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Николаевича и Супруги Его Благоверной Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Александровны, устроен сей Священный потир в Соборный Храм Великомученика Димитрия во град Владимире в лето 1845 (Год изображен славянскими литтерами), что изображено и на Дискосе» (Влад. губ. ведомости. №22. Суббота, 2 июня 1845).
В 1846 году вокруг собора установили чугунную ограду на белокаменном цоколе с тремя воротами, а территорию вокруг собора в пределах ограды покрыли «булыжным мелким камнем» во избежание сырости, с отливом от стен и отводом воды за пределы ограды с помощью белокаменных желобов. Тогда же стены храма окрасили «дикою» (серой) клеевой краской, а места «между резьбою» «бланжевой» краской (телесный цвет, эпоха эклектики).
В 1838 году в барабане главы крестообразно установили железные связи.
Указом Синода от 23 декабря 1846 г. было разрешено произвести уплату 505 руб. 26 коп. на устройство из кипарисных досок престола и жертвенника. 24 августа 1847 г. архиепископом Парфением было совершено торжественное освящение собора, при участии избранного городского духовенства и в присутствии губернатора Данаурова. При крестном ходе из Кафедрального собора сосуды были перенесены в Дмитриевский собор.11
16 июля 1848 г. соборный священник Извольский донес архиеп. Парфению, что вследствие дважды бывшей сильной бури, укрепленный на куполе в кирпиче крест колеблется, а в образовавшееся отверстие проникает вода и что староста собора 1-й гильдии купец А.Н. Никитин изявил согласие принять на свой счет расход по исправлению главы, с условием, что если древние медные листы окажутся непригодными, сделать новое покрытие, положив его на стропила, а крест и главу покрыв червонным золотом. С разрешения св. Синода эти работы были произведены. 10 декабря 1850 работы были завершены. Купол был устроен «по привилегированному способу фабрики Старчикова, а крыша покрыта золоченой сеткой, каковое покрытие, по теоретическом выводам, может существовать гораздо долее обыкновенной позолоты». Никитин пожертвовал на переустройство купола до 10 тыс. руб. сер. Также Никитин сделал вклад в пользу собора: хоругви, медный ковчег, 6 медных лампад, 4 шкафа, 12 табуретов, 4 свечи к местным иконам, всего на сумму 410 руб. сер. 12 марта 1852 г. 

Никитин был награжден золотой медалью на Александровской ленте.
Позолоченная сетка на куполе собора просуществовала лишь 7 лет. 22 сентября 1857 г. бурей на западной стороне собора была повреждена кровля, а сетка со всех сторон загнулась, с северо-западной стороны была сорвана и сброшена на землю. 2-го декабря 1857 г. местный благочинный донес, что повреждения исправлены.


Фрески Дмитриевского собора



Светлое и праздничное чувство не покидает и внутри храма. Интерьер поражает ясностью форм и простотой членений. 12Собор хорошо освещен и от обилия света кажется воздушным. Это ощущение еще более усиливается от гладко отесанных белокаменных стен, которые сами являются источником света и как бы раздвигают границы храма.
Четыре крестообразных столба, соединенных между собою и со стенами полуциркульными арками, легко несут коробовые своды и барабан, перекрытый куполом. Почти незаметное сужение подкупольных столбов кверху создает еще большую пространственность интерьера.
От внутренних украшений собора мало что сохранилось. В ходе восстановительных работ в интерьере храма в 1840-е годы из-под толстого слоя штукатурки обнаружились фрагменты неизвестной живописи, которые академик Ф.Г. Солнцев, срочно приехавший их освидетельствовать, безошибочно отнес ко времени первоначальной росписи собора в конце XII века и признал их творением византийских (греческих) мастеров. По настоянию Ф.Г. Солнцева работы по сохранению древних фресок в храме были поручены опытному палехскому иконописцу Михаилу Львовичу Сафонову.13

В 1844 году под наблюдение Ф.Г. Солнцева и по его «наставлению» композиция «Страшного суда», открывшаяся в центральном и южном нефе под хорами, была расчищена и местами слегка затонирована с более четкой прописью контуров фигур, их ликов и складок одежд, в результате чего живопись приняла более графический характер, приближенный к известным византийским образцам.
Остальную часть храма тот же МЛ. Сафонов расписал заново «на клеевой краске в древнем греческом виде». Он по возможности восстановил первоначальную схему росписи, расположив композиции в соответствии с древними образцами, и выполнил изображения, ориентируясь на стиль новооткрытых древних фресок в храме, сохранив «греческий манер».
В конце XII века собор был расписан. К сожалению, древняя живопись сохранилась лишь на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.
По традиции здесь представлены сцены «Страшного суда»14. На южном склоне большого свода изображены шесть сидящих на престолах апостолов и стоящие за ними ангелы с мерилами и сферами в руках. Идентичная композиция (шесть апостолов с ангелами) находится и на северном склоне этого свода.

На малом своде находится изображение рая. На северном склоне развернута сцена «Шествие праведных в рай». Процессию возглавляет апостол Петр с ключом и крестом в руках, за ним представлены праведные жены, среди которых Мария Египетская, Христина, Екатерина, императрица Феодора и другие. Далее - трубящие в землю и в небо ангелы, созывающие на суд.

На южном склоне малого свода - сидящая на троне Богоматерь с ангелами в увитой виноградом беседке и «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. У Авраама, сидящего в центре, на коленях находится младенец, символизирующий души праведных, рядом - еще две группы стоящих младенцев, ждущих своей очереди в лоно рая. Вся сцена представлена на фоне экзотических деревьев райского сада с сидящими на них птицами. Рядом с Исааком - шестиконечный крест и фрагмент руки благоразумного разбойника, первого поселенца рая. Это начало еще одной несохранившейся композиции, которая располагалась на западной стене под сводом и изображала врата рая.
Сцены «Страшного суда», как видим, очень близки по построению композиций подобным сценам в Успенском соборе. Андрей рублёв, конечно, их видел и старался следовать им, хотя и по-своему. Так на практике осуществлялась в средние века преемственность самых лучших художественных традиций, диктовавшаяся не только церковным каноном, но и благодарной памятью талантливых мастеров.
В цветовом строе фресок преобладают золотисто-желтые, красноватые, фисташковые, ярко-зеленые, фиолетовые и голубые тона. Одухотворенные лики святых мягко высветлены. Форма лепится посредством полутонов. Покоряют своим изяществом красота и декоративность линий.
Складки одежды и лики переданы разнообразными. виртуозно положенными белильными штрихами и бликами, безошибочно подчеркивающими форму. Свободно и непринужденно переданные повороты фигур, их позы и жесты, движения, классически правильные лики свидетельствуют о живых традициях античного искусства.
В росписи собора участвовали греческие и русские мастера. Это были выдающиеся художники своего времени Ведущая роль принадлежала константинопольским живописцам. Ими написаны двенадцать апостолов и правая группа ангелов на южном склоне большого свода. Русскими мастерами написаны ангелы левой группы южного склона большого свода, ангелы на северном склоне и все композиции малого свода.