Файл: Санктпетербургский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

Институт непрерывного образования

Особенности становления государственности в мире

(IV тыс. до н. э. – V в. н. э.)

Выполнил:

Пятаков Сергей Игоревич,

Группа :ПБ-92З

Проверил:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2020

Содержание


Введение 3

Типы общностей в догосударственный период. Неолитическая революция. 4

Становление цивилизаций Древнего Востока. 7

Античный тип цивилизационного развития. 13

Заключение 19

Список использованной литературы 20


Введение


В современном мире существуют различные формы государственной власти: монархия, республика и все их разновидности. Многообразие форм государственности сейчас воспринимается как данность. Тем не менее для более полного понятия существующих форм немаловажно обратиться к самому началу и понять, что лежало у истоков современного общества.

Целью настоящей работы является изучение характеристик государственности в мире в период IV тыс. до н. э. – V в. н. э.

Задачи работы:

  1. рассмотреть догосударственные формы социальной организации;

  2. изучить особенности цивилизаций Древнего Востока;

  3. охарактеризовать античный тип социального развития.

В данной работе используются следующие методы изучения:

  1. анализ имеющихся теоретических материалов;

  2. классификация по общим признакам.

Основной литературой, ставшей основой для выполнения данной работы, стали учебники и учебные пособия, рекомендованные ВУЗом.

Типы общностей в догосударственный период. Неолитическая революция.


Догосударственное общество, которое принято называть первобытным, а существовавший в нем строй - первобытнообщинным, заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени - более тридцати тысячелетий - и прошло в своем развитии несколько периодов.

В данной работе будут рассмотрены значительные изменения, которые общество претерпело и которые изменили его социокультурный и хозяйственный облик.


Первой формой социальной организации, которая будет рассмотрена, стало первобытное человеческое стадо. Оно было переходным от предчеловеческого стада животных к человеческому обществу.

Особи вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолированные группы под руководством вожаков. Стадо из 20-30 человекообразных особей, возглавлялось самым сильным самцом и имело больше черт, характерных для животного мира, чем для человеческого сообщества. Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития как культурнопроизводственных, так и общественных отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом.

Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами.

Второй, более высокой формой социальной организации, стала родовая община , которая возникла вместе с человеком современного физического типа около 40 тыс. лет назад. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников по женской линии, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования и взаимопомощи. Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное существенными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений, установление брачных классов), а затем и неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение устойчивых семейно-клановых групп (родовых общин)1.

Следом, около 10—12 тыс. лет назад, возникшие экологические кризисные явления стали угрожать существованию человечества как биологического вида. Произошли, в частности, неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.) — основного источника питания человека в целом ряде районов.

На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства — к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходить к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводству (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества

2.

Человек стал меньше зависеть от природы, так как он стал производить пищу сам. Так возник тип хозяйствования называемый производящим.

Именно эти изменения, вынужденные, но логичные, стали началом неолитической революции.

Неолитическая революция (от слова «неолит» – «новый каменный век») – это переход от примитивного присваивающего типа хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, к производящему хозяйству, основывающемуся на земледелии и скотоводстве.

Она начинается с первых регулярных попыток доместикации растений и животных и завершается формированием первых долговременных земледельческих поселков. Выращивание злаков еще не началось, но присутствует собирательство. Для этого вида деятельности использовались инструменты: лезвия серпов, растиральные камни, ямы-хранилища. В районах поселений множество свидетельств доместификации животных. Также в это время находится в расцвете каменная индустрия, что характеризуется переходом от шалашей к более устойчивым постройкам.

В течение второй фазы (VII тысячелетие до н. э.) уже были одомашнены злаки. Наиболее распространена пшеница. Наряду с пшеницей был окультурен и ячмень. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Архитектура уже достаточно развита. Хотя сохраняется хозяйственная замкнутость поселений, в это время формируются уже их группы.

Третья фаза (конец VII—V тысячелетие до н. э.) ознаменована завершением процесса доместикации растений и формированием полного стада домашних животных. Земледельцы широко расселяются по равнине, что способствовало развитию ирригационной системы.

В этот период достигает расцвета общинное ремесло, следствием которого являются более развитые постройки, орудия земледелия. Явный рост прибавочного продукта предполагает возможность концентрации его в руках отдельных семей. Взаимосвязанные и уже дифференцированные поселения образуют группы, в которых к концу фазы выделяются «протогородские» центры.

Дальнейшее развитие ирригации в конце IV тысячелетия до н. э. привело к регулярному освоению и заселению новых районов. На ранних ступенях особую роль играют южные центры, где в районе дельты Тигра и Евфрата был наибольшим экономический эффект ирригации. Отсюда происходит активное расселение по самым различным направлениям.

Связи охватывают огромные территории Ближнего и Среднего Востока. Растет благосостояние отдельных общин, появляются первые золотые изделия. Возникают религиозные центры с прочными, сформировавшимися традициями
3.

Последствия неолитической революции сложно переоценить. Появление земледелия, стало причиной развития оседлого образ жизни, что привело к возникновению крупных поселений у пастбищ и полей. Людям больше не надо было кочевать вместе с перемещающимися стадами диких животных, пища стала доступна в большем объеме, и ситуация с ней стала куда стабильней. Это привело к демографическому взрыву – население стало увеличиваться.

Следующим важным моментом является то, что у людей в связи с новым источником пропитания освободилось существенное количество времени в периоды между посевами. Это время люди того времени стали занимать рукоделием. Таким образом, неолитизация послужила причиной развитию ремесел – гончарное искусство, обработка дерева, ювелирное и дерево и многое другое, что раньше во многом находилось в неразвитом, зачаточном состоянии или вовсе отсутствовало.

С увеличением спектра деятельности появилось разделение труда. Если раньше все члены общины занимались примерно одним и тем же, то теперь на каждого человека возлагались конкретные отдельные обязанности.

Таким образом, развитие сельского хозяйства повлекло за собой и развитие общества. Поселения осевших на одном месте людей увеличивались, и в скором времени превращались в города. Появилось искусство, архитектура, в дальнейшем – письменность, а появление письменности считается концом доисторической эпохи человечества и началом цивилизации.

Становление цивилизаций Древнего Востока.


Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Земледелие в этих районах было очень продуктивно, но для этого требовались ирригационные работы — по осушению, орошению, возведению дамб и поддержанию всей ирригационной системы в порядке. Одна община не могла справиться с этим. Назревала необходимость в объединении всех общин под контролем единого государства.

Впервые это происходит сразу в двух местах независимо друг от друга — в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце IV—III тыс. до н. э. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а на рубеже III — II тыс. до н. э. — в Китае. Эти цивилизации получили в науке наименование речных цивилизаций1 (Самыгин, стр. 30-31).

Древневосточные цивилизации относятся к типу традиционных цивилизаций. Основой традиционной цивилизации является община. Интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.


Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Важный показатель восточного деспотизма - политика принуждения. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью.

Интересной общей особенностью цивилизаций Дверного Востока является то, что они появились независимо друг от друга. Речными цивилизациями их называют, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

Стоит рассмотреть наиболее важные цивилизации Древнего Востока о охарактеризовать их.

Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Она появилась благодаря объединению обособленных городов одним правителем – Аккадом. Основными характеристиками являются оросительная система, рост населения, появление городов-государств. Одним их самых важных достижений шумерской цивилизации является первая в истории письменность – клинопись (которая производилась на глиняных табличках). Социально-экономическая и этническая история Двуречья представляет собой непрерывную борьбу за обладание этим богатым регионом с исключительно благоприятными условиями для жизни.

В 1792–1750 гг. до н. э. произошло объединение всего Двуречья с центром в Вавилоне. Совершивший это правитель проявил себя не только как завоеватель, но и как первый правитель-законодатель. В кодексе законов из 282 статей получила отражение жизнь, социальная структура древневавилонского общества4.

Вследствие особенного расположения, долина между Тигром и Евфратом, Вавилонская цивилизация не была изолирована от остального мира, что повлекло за собой взаимодействие с соседями, тем самым внося разнообразие в политическую жизнь.

Вавилонская цивилизация многое позаимствовала у шумерской. Самым важным стало заимствование письменности, которой Вавилонская цивилизация нашла множество применений: запись религиозных текстов, фиксирование указаний администрации, кодификация законов, ведение анналов, для научных целей.

Разложение шумерской цивилизации сопровождалось постепенным формированием на севере Месопотамии государства Ассирия. Одна из их ветвей основала вавилонскую цивилизацию. Другая, жившая на севере, создала империю, стоявшую в ряду крупнейших и могущественных держав древности. Ассирия стала военизированным государством. На протяжении почти трех столетий она с помощью принуждения и насилия господствовала на Ближнем Востоке. С Вавилонской цивилизацией Ассирия была связана не только политическими узами. Обряды, мифология были крайне схожи с Вавилоном.