Файл: Урок 26. Научные открытия и изобретения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 26. Научные открытия и изобретения

Цель: познакомить с научными открытиями и изобретениями Средневековья; объяснить причины медленного развития науки в период Средних веков.

Тип урока: открытия нового знания.

  1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Мотивационно-целевой этап

Технические изобретения и открытия, появление или усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни общества. Произошло ли подобное в истории Средних веков, узнаем на нашем уроке.

  1. Актуализация знаний

  1. Кто и когда изобрел компас? (Слайд 1) (Магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток впервые упоминается в китайской книге 1044 года. Усовершенствованный компас был обстоятельно описан Шэнь Ко в сочинении, датируемом 1088 годом)

  2. Кто первым из европейцев добрался до Америки? (Слайд 2) (Х. Колумб)

  3. Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали? (Слайд 3) (Большинство населения в древние века были не грамотные, а самая даже очень скромная книга, стоила очень больших денег. Приобретать книги могли только знатные люди, герцоги, короли и служители церкви. Создавались книги из пергамента, переплет делали из дерева и все это обтягивалось мягкой и дорогой кожей. А особо ценные книги украшали золотом и серебром, драгоценными камнями и слоновой костью. Книги создавались в специальной мастерской, чаще всего в монастырях.)

Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». У меня в мешке находятся три вещи, изобретенных в Средние века. Мы с вами этими предметами пользуемся ежедневно. Я сейчас буду называть описание этих предметов, ваша задача – ответить на вопрос – что это?

  1. Этот предмет был изобретен в XIII веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанные в его честь, сказал, что именно эта вещь увеличивает заслуги короля. Психологи считают, что, надевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне, что это? (Очки)

  2. Этот предмет появился достаточно давно, но только в Средние века итальянцы научились делать его плоским, таким мы его знаем и сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время он считался предметом роскоши, рамы для него изготавливали из ценнейших пород дерева и украшали драгоценными камнями. В Россию его привез Петр I. Что это? (Зеркало)

  3. Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в Средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратилась в предмет первой необходимости. (Часы)


Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в Средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Научные открытия и изобретения»

План урока

  1. Развитие практических знаний

  2. Суть и значение научных открытий и изобретений

Проблемный вопрос: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?

  1. Работа по теме урока

  1. Развитие практических знаний

Какие две науки процветали в Средние века? (алхимия и астрология)

В чем состояли их смысл и цель?

Предлагаю вам выступить в качестве средневековых ученых.

Задание для 1 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени алхимика определите роль алхимии в развитии научных знаний.

Задание для 2 варианта: работая с текстом п.1 &30, от имени астролога определите роль астрологии в развитии научных знаний.

Проверка выполнения задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Суть и значение научных открытий и изобретений.

Давайте посмотрим видео о научных изобретениях и открытиях, сделанных в Средневековье.

Видеофрагмент

А теперь систематизируем полученные знания, выполним задание.

Задание: работая с текстом п. 2-5 &30 заполните таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья».

Заполнение таблицы при консультативной помощи учителя.

Изобретение, открытие

Область применения

Значение открытия, изобретения










Какое из открытий или изобретений вам кажется наиболее важным для жизни людей в Средневековье? Свой выбор аргументируйте.

  1. Подведение итогов урока

Вернемся к нашим проблемным вопросам: Почему технический прогресс в Средневековье шел относительно медленно?

Чтобы шел технический прогресс, необходимы знания, а знания в средние века были доступны очень немногим. Кроме того, развитие технического прогресса сдерживала церковь, которая с подозрением относилась к деятельности ученых, обвиняла их в ереси (Джордано Бруно, Галилей...); считалось, что человек не может и не смеет познавать мир.



Выполним задание №3 в рабочей тетради, заполним кроссворд.

  1. Рефлексия

Заполняем Word Cloud

Что нового узнали на уроке?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание: &30, выучить термины, даты, персоналии, заполнить рабочую тетрадь.

Научные открытия и изобретения Средневековья. (Урок в 6 классе)

Цель урока: Установить какие главные научные  открытия и технические изобретения были сделаны в Средние века, определить значение каждого открытия для дальнейшего развития общества

Задачи урока:

  • В ходе урока учащиеся должны выделить причины технического прорыва в XI-XV вв. в Европе.

  • Провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества.

  • В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы.

  • Запомнить новые понятия: домна, мушкет, астролябия, каравелла, книгопечатание.

  • Продолжить формирование умений  давать характеристику и оценивать отдельные явления культуры, их художественные, духовные и научные ценности.

Общедидактические задачи: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: проблемное изучение.

Основные понятия:   водяной двигатель, домны, мушкеты, каравелла, астролябия, книгопечатание.

Личности: Иоганн Гуттенберг, Христофор Колумб.

Ход урока

Этапы урока

Время

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1.Оргмомент


1 мин

(слайд 1)

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем много интересного. Но начать урок я хочу с интересной игры, которая называется «Кот в мешке». У каждой группы на столе лежит мешок, в котором спрятана, вещь, которая была изобретена в средние века. Мы с вами этими предметами пользуемся ежедневно. Я сейчас буду называть описание этих предметов, ваша задача, ответить в итоге на вопрос, что это?


Дети разделены на группы. В каждой группе определен эксперт (отвечает за работу всей группы)


2.Стадия вызова.

На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта учащихся


(6 мин.)

Кот в мешке

Этот предмет был изобретен в 13 веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанный в его честь, сказал, что именно эта вещь автора увеличивают заслуги короля. Психологи считают, что, одевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? (ОЧКИ)

Этот предмет появился достаточно давно, но только в средние века итальянцы научились делать его плоским, таким мы его знаем и сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время этот предмет считался предметом роскоши, рамы для него изготавливались из ценнейших пород дерева и украшались драгоценными камнями. Ну а в Россию его привез Петр первый. Что это? (ЗЕРКАЛО)

Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратились в предмет первой необходимости.

(ЧАСЫ)

Этот предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом. Сам автор свое творение назвал "Земное яблоко". (ГЛОБУС)



     

Каждая группа по очереди отгадывает свой предмет.


3.Целеполагание и мотивация


(1 мин.)

(слайд 2)

Итак, ребята. Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.

Правильно, ребята тема нашего урока сегодня «Научные открытия и изобретения средневековья».

Мы с вами сегодня на уроке узнаем о научных  открытиях и технических изобретениях XI – XV вв, определим значение каждого открытия для дальнейшего развития общества

Дети предполагают тему урока.

4. Постановка проблемного

задания на урок

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.


(1 мин.)

Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам обратить внимание на проблемное задание нашего сегодняшнего урока: «Какие 4 изобретения привели к революции в жизни средневекового общества »- на этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

(оно написано на доске)

Дети слушают учителя


5.Изучение нового материала

Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам.


(3 мин.)

(слайд 3)


(10 мин.)


(Слайд 4)


(слайд 5)

(15 мин)


(слайд 6)

(слайд 7)


(слайд 8, 9)


(слайд 10)

В средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звездам можно определить будущее. Как вы думаете, изучая расположение звезд и светил, ученые способствовали накоплению знаний в области каких наук?

Алхимики были заняты поиском «философского камня». Кто знает, что это за камень такой?

Правильно, алхимики верили, что при помощи него любой металл можно превратить в золото. Таким образом, деятельность алхимиков способствовала накоплению знаний в области каких наук? Например, были открыты и усовершенствованы способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, созданы многие химические приборы.

Об остальных очень важных изобретениях вы узнаете сами и расскажете нам о них.

Перед вами на доске таблица, которую мы с вами на уроке должны заполнить. Обратите внимание на шапку таблицы. Здесь три раздела.

На столах перед вами лежат 3 конверта с элементами этой таблицы.

Вы должны из этих элементов сложить у себя в группах на столе таблицы. Из тех изобретений, которые вы сложите, вы должны определить одно самое, на ваш взгляд, важное. Объяснить свой выбор.

Итак, откройте первый конверт, перед вами изобретения средневековья. На обратной стороне листа написаны страницы учебника, где вы можете найти материал об этом изобретении. Внимательно рассмотрите рисунки и разложите в столбик.

Учитель между группами ходит и следит за работой учащихся.

Теперь возьмите второй конверт. Здесь перечислены области применения этих изобретений. Разложите эти названия в правильном порядке, каждая область напротив изобретения.

И, наконец, третий конверт. Здесь вы увидите последствия и значения этих изобретений. Разложите их в третий столбик в правильном порядке.

А теперь, эксперт каждой группы по очереди назовет то изобретение, которое считает самым главным из всех тех, которые вы проанализировали. Название, область применения и значение этого изобретения расположите на доске в правильном порядке. При доказательстве вы можете назвать то, что применялось людьми до данного изобретения.

Представитель от каждой группы выходит к доске и на магниты прикрепляет листы в соответствии с шапкой таблицы.

Теперь вы должны обосновать свой выбор.

Группы, которые работали с другими изобретениями могут задавать вопросы отвечающему.

Вопросы отвечающему:

-Как вы думаете каким образом этим колесом приводили в движение молот?


_____________________________________________

-Что теперь нагнетало воздух в доменные печи?

-Составьте цепочку создания железа и стали (железная руда-плавка-чугун-переплавка-железо и сталь)

-Почему появление доменных печей привело к перевороту в военном деле?

- Какое оружие было у европейцев до появления огнестрельного?

- К чему привело появление огнестрельного оружия?

______________________________________________

-На чем плавали до изобретения каравелл? (весельно-парусные суда, галеры)

-какие еще изобретения, названия которых были у вас на столе, можно отнести к области мореплавания?

-Посмотрите на этот глобус, что необычного вы здесь заметили?

(Нет материка Америка)

-Как вы думаете, почему?

-Кто, когда, и как открыл Америку?

(1492 год, Христофор Колумб, случайно, искал путь в Индию) На примере глобуса показывают открытие Америки

-Почему коренных жителей Америки назвали индейцами?

-Какие материки стали называться Новый свет и Старый свет?

-Как вы думаете, к каким последствиям привели открытия новых земель.

_____________________________________________

-Какими были книги до изобретения книгопечатания?

-Каковы причины изобретения книгопечатания?

-К чему привело книгопечатание?

- Как вы думаете, какое изобретение современности можно по значимости сравнить с изобретением книгопечатного станка?

______________________________________________


Дети слушают учителя


Дети отвечают

астрономии и физике)

Дети отвечают


( химии и медицине)


Ученики работают в группах, составляя таблицы, работая с учебником


Работа с учебником.


1.Верхнебойное колесо. Можно показать на небольшом макете, поливая струю воды на него, объясняя принцип действия. Люди перегораживали реку плотиной, отводили от нее узкие каналы (желоба). Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Мощность водяного двигателя увеличилась. До него использовали нижнебойное колесо, мощность которого зависела от скорости течения.

2.Доменная печь. Ранее использовался маленький горн, в который нагнетался воздух ручными мехами. Увеличилась качество и количество производства металла. Что в свою очередь, привело к перевороту в военном деле. Появляется огнестрельное оружие,


3.Каравелла. Теперь морские путешественники не зависели от ветра и его направления. Так как каравелле имела 3 мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться при попутном, боковом и даже встречном ветре. Результатом было открытие новых земель Христофором Колумбом. Показать на глобусе, отклеив бумагу, закрывающую Америку.


4. Книгопечатание. С развитием науки и мореплавания возрастал объем знаний, потребность общества в образованных людях, а значит и в книгах для обучения. Ранее книги переписывались вручную. Они стоили очень дорого. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. В итоге примерно за 50 лет было напечатано около 20 млн. экземпляров. Изобретение книгопечатания способствовало развитию образования и науки. Вся накопленная людьми информация стала распространяться быстрее.


6.Систематизация
и обобщение

(7мин)


Итак, ребята, вы правы, именно эти изобретения изменили средневековое общество, благодаря именно этим изобретениям человечество сделало очередной важный шаг – шаг к Новому времени.

А теперь, зная самые главные изобретения средневековья, предположите каковы были причины научных изобретений и открытий.

Я предлагаю вашему вниманию разрозненные фрагменты логической цепочки (приложение 3). Сложив которую, вы сможете прийти к выводу, что стало первопричиной географических открытий.

Работа в группах.

Дети составляют логическую цепочку причин географических открытий отвечают:

Европе нужны были деньги - деньги чеканили из ценных металлов - ценных металлов в Европе было мало – стремление европейцев получить ценные металлы Востока – но известные пути в Азию были перекрыты – поиск новых путей в Азию.

Дети на местах нумеруют фрагменты цепочки. Затем эксперты выходят к доске и на магниты прикрепляют их в правильном порядке.

7.Закрепление учебного материала

(если останется время)

Продолжите фразы известных людей о средневековых изобретениях.

- «со многих точек зрения железо более полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы…»

«Без железа народ не смог бы ни защититься от своих недругов, ни поддержать господство общего права; благодаря железу обеспечивается защита невинных и карается наглость злых. Точно так же и всякий ручной труд требует применения железа, без которого нельзя ни обработать землю, ни построить дом»

«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит……. ……книгопечатание».

«Пушка убила…» (рыцарство)

Учащиеся продолжают незаконченную фразу.

Это задание можно задать как творческое домашнее задание

8. Домашнее задание

(1 мин) (слайд 11)

Ребята, мы не зря вспомнили сегодня про астрологию. Послушайте сейчас астрологический прогноз, но для этого нам надо открыть дневник и записать то, что я вам скажу.

Представителей всех знаков зодиака во вторник 4 декабря, ожидает очередной день школьных занятий, предполагается благоприятное положение в области заданий по истории. Всем знакам будет необходимо открыть стр. 235 , параграф 30 учебника, где их ждет увлекательный рассказ о технических открытиях. К тому же каждый представитель знака зодиака получит индивидуальную карту предсказаний, в которой находится таблица с пустографами (приложение 2). Эту таблицу вам надо будет заполнить дома. Я предсказываю вам отличные оценки за домашнее задание. Сбудутся или нет мои предсказания, мы узнаем на следующем уроке.


Учащиеся записывают домашнее задание, получают индивидуальные таблицы.

9. Рефлексия

(слайд 12)




Учащиеся оценивают свою работу


Приложение 1
Комнатные растения убивают!

Узнай какие цветы нельзя выращивать в доме
Думал, что приютил полевую мышку...

Животное выросло и повергло в шок
Пенсионер зарабатывает миллион!

Вышел указ об изменении пенсии, пенсионерам с высоким стажем...
Страшные кадры сильнейшего наводнения в России!

Число жертв еще не могут посчитать...
Мертвый композитор пропал из квартиры!

Тело композитора Игоря Извекова было найдено...
Научные открытия и изобретения средневековья.

Изобретение, открытие

Где применялось

Значение изобретения, открытия

Нижнебойный водяной двигатель

Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металлапроизводстве бумаги

Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.

Доменная печь

металлургия

Увеличилась качество и количество производства металла.

Механические часы

Повсеместно, в быту

Более точное определения времени

Зеркало

Повсеместно, в быту

Украшали помещение, возможность увидеть себя сзади

Очки

Повсеместно, в быту

Исправляло дефекты зрения

Огнестрельное оружие

Военное дело

Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.

Компас, астролябия, Каравелла

мореплавание

Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля.
Развитие торговли

Печатный станок

Образование, наука

Распространение  знаний



Приложение 2

   Научные открытия и изобретения средневековья. Научные открытия и изобретения средневековья.

Изобретение, открытие

Где применялось

Значение изобретения, открытия

Изобретение, открытие

Где применялось

Значение изобретения, открытия




Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги

Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.




Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги

Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.

Доменная печь

металлургия




Доменная печь

металлургия




Механические часы




Более точное определения времени

Механические часы




Более точное определения времени




Повсеместно, в быту

Украшали помещение, возможность увидеть себя сзади




Повсеместно, в быту

Украшали помещение, возможность увидеть себя сзади

Очки

Повсеместно, в быту




Очки

Повсеместно, в быту




Огнестрельное оружие




Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.

Огнестрельное оружие




Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.

Компас, астролябия, Каравелла

мореплавание




Компас, астролябия, Каравелла

мореплавание







Образование, наука

Распространение  знаний




Образование, наука

Распространение  знаний

Задания к таблице:

  1. Заполните пустые графы в соответствии с шапкой таблицы

  2. Подчеркните, какие изобретения, на ваш взгляд, изменили жизнь людей в средние века

Задания к таблице:

  1. Заполните пустые графы в соответствии с шапкой таблицы

  2. Подчеркните, какие изобретения, на ваш взгляд, изменили жизнь людей в средние века