Файл: Оглавление введение глава конфликтный потенциал личности и его проявление в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Конфликтный потенциал личности и его проявление в профессиональной деятельности.
1.1. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов.
1.3. Конфликтный потенциал и временная динамика профессиональной деятельности личности.
1.4. Конфликт и личность. ГЛАВА 2. Методы и организация эмпирического исследования.
2.1. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.
2.2. Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности.
2.3. Результаты исследования и их психологическая интерпретация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ А (временная динамика конфликта) ПРИЛОЖЕНИЕ Б (опросник Томаса – Килманна) ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросник Басса – Дарки)
ВВЕДЕНИЕ Проблема, проявления характера занимает ученых всего мира уже долгие годы. Это связанно с индивидуальными различиями между людьми и влиянием этих различий на их взаимоотношения. Психика каждого человека уникальна. Ее уникальность выражается в особенностях биологического и физиологического строения и развития организма, атак же в социальных связях и контактах.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь этане носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить. Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека.
Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную,
трудовую, творческую, различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.
Многокомпонентность феномена характера, большая разноуровневость его составляющих и их взаимосвязей, а также огромное многообразие процессов, посредством которых характер вписывается в психику человека вообще ив его личность в частности Связь характера с мировоззрением выступает особенно рельефно. Ведь оттого, каковы взгляды человека на природу, общество, труд во всех его проявлениях, на других людей, на себя самого и на свои обязанности в мире, на все другие ценности, как материальные, таки духовные, в очень большой степени зависит, какое поведение позволяет себе человека какое не позволяет. С этим в свою очередь
связан процесс формирования устойчивых способов поведения — важнейшего компонента характера. Каждый индивид может корректировать свое поведения, очевидное и важнейшее значение для выбора поведения в социальной ситуации имеют психологические ориентации когнитивные и мотивационные. Они представляют собой комплексы ожиданий, которые помогают сориентироваться в ситуации, возможность или невозможность удовлетворения потребностей индивида в социальных отношениях, те. выполняют функцию регуляции выбора стратегии поведения и реакций в этой ситуации. Формирование межличностного взаимодействия связано с рядом проблем. Одна из причин заключается в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека более востребованным другого. Выявление факторов, определяющих востребованность личности в коллективе, дает возможность прогнозировать характер развития межличностных отношений. Важной информацией является, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива.
Одним из факторов, обеспечивающих востребованность того или иного индивида для социальных взаимодействий, является выбор им стратегии поведения. Она определяется той мерой, в которой индивид хочет удовлетворить собственные интересы и интересы другой стороны. Таким образом, в ситуациях взаимодействия люди ведут себя по-разному, поэтому возникают закономерные вопросы о причинах выбора человеком той или иной стратегии поведения, о тех личностных характеристиках, что оказывают влияние на поведение в той или иной ситуации.
Данные вопросы обуславливают остроту проблемы выбора стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия. Кроме того, именно знание особенностей основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом.
Вся практическая психология так или иначе ориентирована на изучение средств психологической поддержки личности, в том числе на выявление причини истоков конфликтности личности. Несмотря на практическую значимость проблемы конфликтов, все работы в этой области психологии несколько разобщены и относительно мало исследований, выявляющих и анализирующих зависимость конфликтного взаимодействия от личностных особенностей индивида. Недостаточная разработанность проблемы истоков конфликтного взаимодействия, его обусловленности конфликтным потенциалом личности затрудняет поиски истинных причин конфликтов и путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Между тем это весьма важная и актуальная проблема современной практической психологии. Исследование психологических характеристик, влияющих на конфликтный потенциал личности, не получили еще должного освещения в психологии. Одной из попыток решения этой проблемы и стало наше исследование. Однако конфликтный потенциал личности может—по разному проявляться на разных этапах профессиональной деятельности личности, обнаруживая определенную временную динамику, исходя из этого наше исследование и посвящено изучению временной динамики конфликтного потенциала личности. Предмет исследования - конфликтный потенциал личности и его временная динамика в профессиональной деятельности. Объектом исследования выступали персонал столовой и медицинский персонал детской больницы г. Белово. Структура и объем работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. А ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1 1.1.
НАЗВАНИЕ
Развитие любого общества, любой социальной группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда развивается гладко, нередко с возникновением, развитием и решением противоречий. Фактически вся жизнь любого индивида, коллектива, организации, страны сотканы из противоречий. Они обусловлены тем, что люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, именно так они стремятся реализовать свои потребности, цели и интересы, часто вступают в противоборство друг с другом (два или более индивидов, а иногда социальных групп. Так они ищут возможность, помешать сопернику, достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применением угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом. Однако нелюбое противоречие интересов или целей приводит к конфликту. Противоречие и конфликт это разные понятия. Чтобы возник конфликт, необходимо, чтобы соперничающие индивиды или социальные группы, осознали противоположность своих интересов и целей, а также начали активно противодействовать сопернику. Те. противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий и т.д., становится первоосновой социального конфликта. Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, те. его внешние пределы в пространстве и во времени.
Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта. Временные границы - это продолжительность конфликта, его и конец. Начало конфликта определяется внешними действиями, направленные против другого участника конкурирующей стороны, при условии, что
конкурирующая сторона осознает, эти действия направлены против него и им противодействует. Конфликт будет признан начавшимся если
1. Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (те. его сопернику)
2. Противник осознает, что действия направлены против него.
3. Противник предпринимает ответные действия в сторону первого участника Из этого следует, что если действует только одна сторона или план проходит мыслительно, то началом конфликта не назвать. Те. должны быть действия в сторону соперников как физические, таки передача информации слова, печать, телевидение и т.д.). Завершение конфликта также неоднозначно. Может закончиться примирением сторон, также если из конфликта выходит одна сторона или ее уничтожение (вовремя войны или вовремя преступления. А также пресечение конфликта в результате вмешательства третьей стороны (криминальные конфликты. Таким образом, завершение конфликт можно считать когда прекращены действия противоборствующих сторон, в независимости от причины этих действий. Рассмотрим трудные ситуации жизнедеятельности человека. Б. Шведин отмечал, трудная ситуация - это взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности. Те. ситуация обладает сложной обстановкой, несоответствием между профессиональными возможностями человека и требованиями организации. Общие признаки трудной ситуации
1. Личность осознает, что ему препятствуют достичь какую- либо цель наличие трудности.
2. Реакция на трудность. Проявляется в виде психической напряженности, преодоление которой значимо для личности.
3. Изменение поведения, общения.
Из этого следует, что основной признак трудной ситуации являются препятствия поставленных целей индивида. В зависимости оттого, как воспринимается угроза (препятствие, трудные ситуации могут иметь три уровня
1. Потенциальные проблемные ситуации деятельности, социальные взаимодействия)
2. Непосредственные
– угроза готова реализоваться
(предконфликтные ситуации и внутри личностные ситуации)
3. Реализующая (экстренные, боевые, конфликтные ситуации, внутри личностные кризисы) Трудные ситуации, в которых оказывается человек, также могут влиять на развитие конфликта. Факторы, определяющие остроту и длительность конфликта. В нашем обществе много конфликтов, заканчиваются они по-разному. Некоторые приводят к компромиссам, договорам, а некоторые к социальному взрыву. Так приобретается значимость факторов, приводящих к разной степени интенсивности (остроты) конфликта. Эти факторы переплетаются между собой формирование объекта конфликта (важность интересов) и осознание сущности и глубины ситуации. Интересы- политические, экономические, идеологические, они разделяют участников на противодействующие стороны и чем глубже противоположность, тем острее конфликт. Ноне только глубина и масштабность определяют интенсивность конфликта, а также жестокость социальной системы. Те. чем более жестокой системой является, тем меньше средств, позволяющих загасить конфликт. Таким образом он будет острее. Острота конфликтных отношений в социальной системе зависит от осознания своих коренных интересов. Обычно в конфликт вступают индивиды и (или) группы на основных интересах- это первичные отношения, вторичные отношения- это участники не имеющие смыслового значения для первичных.
Исследования показывают, что чем больше связи между участниками первичными, меньше открытого выражения враждебности, тем сильнее это проявляется в конфликте. А чем больше вторичных отношений, тем конфликты чаще, но слабее эмоциональных характера острота меньше. Длительность существования конфликта между индивидами и (или) группами зависит от характера конфликтной ситуации
1. Проблемный характер (например, в коллективе по поводу способов решения какой-либо проблемы- длительность ограничена, а напряженность исчезнет с решением данной проблемы.
2. Целевой характер (противоречие между целями организации и целями некоторых ее членов- конфликт приобретает длительную форму. Из всего этого следует, что на остроту и длительность социальных конфликтов влияет много факторов глубина противоречий и целей, уровень эмоциональной напряженности. А также социальная система, в которой конфликтные ситуации возникают и разрешаются (зависит от жесткости и гибкости. Система, которая создает силы и возможности для предотвращения конфликтов своевременно, может быть стабильной и устойчивой. Разрешение конфликта. Его можно связать с изменением самой ситуации, а способы разрешения- со способами изменения. Конфликт может быть без инцидента, но инцидент без конфликта начаться не может, таки продолжения инцидента с изменением ситуации. Значит, разрешение конфликта зависит от завершения инцидента. А его завершение происходит в случае изменения конфликтной ситуации. Те. изменение характеристики элементов цели, объекта, оппонентов (участников. Цели могут меняться под действием обстоятельств, в результате переговоров, так исчезает основа конфликта. Объект может быть заменен другим, а может, вовсе устранен. Так участники могут разойтись, кроме одного у которого остается объект.
А также отношение оппонента и объекта может измениться. Тем самым меняется доступность объекта для других участников или могут быть ограничения на манипулирование этим объектом. Прерывание течения конфликта, когда ситуация сохраняется, а участники между собой не взаимодействуют или объект не имеет доступность, конфликт нельзя считать решенным. Те. он приостанавливается, а может начаться в любой момент с большей силой. Таким образом, нужно изменить саму конфликтную ситуацию. Структура конфликта включает субъект конфликта, предмет конфликта конфликтные отношения, конфликтные ситуации, противоречия и причины конфликта. Субъектами являются участники взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией, Предмет конфликта - конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворенные потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, те. то из-за чего возник конфликт. Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта. Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период. Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъектов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потребностей. Причины конфликта - те условия, которые привели к обострению противоречий, возникновению конфликта. Понятие конфликтной деятельности Конфликтная деятельность характеризуется столкновением целей, интересов и выражается реальным противодействием ее участников. Различают внешнюю и внутреннюю стороны конфликтной деятельности. С внешней стороны - это реальное противоборство людей, выражающееся в боевых, политических, финансовых акциях, спорах и дискуссиях. С внутренней стороны - это своеобразное психологическое взаимодействие ее участников.
Они стремятся мыслить за другого, определить как рассуждает и принимает решение противник, чтобы предвидеть его действия и лучше регулировать собственное поведение. Внутренний конфликт выражается в нарушении приспособленности к деятельности. Действия носят противоречивый характер. Часто наблюдаются отрицательные переживания, тревога, апатия и др. В отличии от конфликтной деятельности здесь имеет место нереальное противодействие между людьми, а столкновение между различными свойствами и отношениями, стремлениями и тенденциями в личности индивидуума. Внутренний конфликт возникает, когда человеку кажется, что он не в силах противостоять угрожающему характеру ситуации. Конфликты являются одним из условий развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что его возникновение не является неизбежным. Процесс развития социума всегда содержит потенциальные конфликты, но управление, координация изменениями с целью оптимизации взаимоотношений между субъектами снимает возможность перехода потенциального конфликта в открытую ее форму. Подводя итог многообразию трактовок конфликтности и конфликтного поведения личности, мы, в соответствии с целями исследования, понимаем конфликтное поведение как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе профессиональных и социальных взаимодействий. Согласно целям нашего исследования необходимо выделить ряд психологических характеристик личности, влияющих на склонность к конфликтному поведению, те. конфликтный потенциал личности, поэтому в следующих параграфах сделаем обзор исследований межличностных конфликтов, конфликтного типа личности и выделим психологические характеристики, которые могут быть связаны с конфликтным потенциалом личности для дальнейшего исследования.

1.2. психологическая традиция изучения конфликтов. Является многообразной и развитой. Об этом говорит интерес психологов к конфликтам, разнообразие теоретических и практических работ на эту тему. Значимым явление в психической жизни человека является конфликт, т.к. он связан с проблемой психического благополучия. Эта проблема является фундаментом психологии, дисциплины, которой по-разному ее решают. Конфликты возникали всегда и изучаются очень давно. Разберем основные этапы изучения конфликтов До н.э. (древние времена- китайские мыслители полагали, что источник развития во взаимоотношении положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон. Они находятся в постоянном противоборстве сторон. В Древней Греции появилось философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Гераклит пытался найти причину движения, представить движение вещей и явлений как закономерный процесс из-за борьбы противоположностей. Также описывали рол социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом. Но многие ему противоречили. Так Геродот утверждал никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь вовремя войны отцы хоронят детей, вовремя мира - дети отцов. » Эпикур также считал, что последствия столкновений вынудят людей жить в мире. Еще до н.э. пытались определить критерии справедливого и несправедливого. Те. конфликт как одна из сторон отношений и взаимосвязи различных социальных групп и индивидуумов. Средние века- конфликт возникает еще и на религиозной почве, его пытаются осмыслить. Можно обратиться к словам Аврелия Августина о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта история представляет собой вечную битву двух царств- Божьего и земного. Со взглядами Августина схожи идеи Фомы Аквинского. Главным вопросом для него было соотношение веры и знания. Наука и религия
отличаются друг от друга познанием наука опирается на опыт и разума религия на откровение. Конфликт между верой и разумом возникает в случае неправильных выводов разума, когда ученых рассматривает деятельность как цель, забывая о Боге. Эпоха Возрождения – конфликт, стремятся преодолеть, благодаря вере вразуми гармонии человека. Философы этой эпохи пытались освободить восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания. Анализируя взгляды мыслителей этого периода — Николая Кузанского, Николая Коперника, Джордано Бруно, Пикколо Макиавелли, важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе стем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты. Эпоха Просвещения – конфликт изучают, в его познании появляются предпосылки к системному подходу. В этой эпохе происходит мощный экономический и культурный подъем европейских стран. Это и создало предпосылки к системному подходу в познании окружающего мира и изучению конфликтов.
Френсис
Бэкон впервые теоретически анализировал причины возникновения социальных конфликтов внутри страны. Ключевую роль играло бедственное материальное положение народа. Конфликты возникали из-за пренебрежения государями мнений сената и сословий, были политические ошибки в управлении. Томас Гоббс считал, что главная причина конфликта - стремление к равенству, это приводит к желанию завладеть теми же предметами необходимых для самосохранения. А это превращает людей во врагов, поражает соперничество. Адам Смит в своей работе Исследования о природа и причинах богатства народов впервые рассмотрел конфликт как многоуровневое социальное явление. Он считал, что причина конфликта является деление
общества на классы (рабочие, земельные собственники и т.д.) и экономическое соперничество. Индустриальная эпоха – в этой эпохе происходит глубокое понимание сложных процессов общественного развития, также роли социального конфликта в жизни общества. Сопровождается изменениями в экономической, политической и духовной и др. областях жизни. Конфликты и столкновения становятся неизбежным явлением общества. Так появляются теории, которые пытаются обосновать причины вечных конфликтов. В этом периоде конфликтология разрабатывается как относительно самостоятельная теория. Последователи данного этапа Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель,
Огюст Конт и др. Карл Маркс - признавал конфликт как условие классовой борьбы. Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни политике, экономике, культуре и т.д. В основе общественной системы лежат экономические интересы и производственные отношения. Конфликты лежат в основе экономики, согласно К. Марксу, являются всеобщими и неустранимыми. Суть этих конфликтов выражается в противоположности интересов двух классов, они являются резкими и имеют открытую форму проявления социального конфликта. Георг Зиммель – ввел понятие социальный конфликт. Он противоречил К. Марксу, считая что социальные конфликты в обществе неизбежны, но они зависят не от экономических интересов, а от инстинктов враждебности. Также он связывал интенсивность конфликта с интенсивностью эмоций участников. Считал, что чем сильнее эмоции, вызванные конфликтом, тем вероятность применения насилия увеличивается. Существенную роль в разработке конфликтологии как относительно самостоятельной отрасли сыграл Зигмунд Фрейд. Он считал, что основным объектом стали внутриличностные конфликты. К факторам возникновения социальных конфликтов, к вынужденному отказу от удовлетворения своих желаний, которые несовместимы с обществом, присоединяются
внутриличностные ограничения. В основе внутриличностных конфликтов являются разногласия трех компонентов
1. Оно - бессознательные исходные инстинкты и влечения питание, сексуальность, избегание опасности, стремиться к немедленному удовлетворению желаний.
2. Я (Эго) – сознание и самосознание личности, функция восприятия, оценки и понимание внешнего мира, также приспособление к нему.
3. Сверх -Я (Супер-Эго) - душевная жизнь личности, принципы совести и дома, требования морали. Таким образом, если есть противоречия между любыми из трех компонентов, то развивается внутриличностный конфликт, приводящий к различным неврозам, к разладу с внешним миром и с внутренним психическим миром. Информационная эпоха (новейшие времена) – в данной эпохе конфликт изучается всесторонне, происходит дополнительная конкретизация конфликтологии, более четкие очертания ее проблематики, управления и разрешения конфликтов. Анализ проблемы конфликта стал осуществляться в разработке методик разрешения конфликтных ситуаций.
Киннет Боулдинг – стремился к созданию целостной научной теории конфликта, описывая в рамках проявления живой и неживой природы, индивидуальной и общественной жизни. Конфликт находит применение в анализе физических, биологических и социальных явлений. Утверждал, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении.
Льюис Козер – внес ряд нововведений в социологическую теорию конфликтов. Именно он рассмотрел основные параметры конфликта остроту, длительность, интенсивность и выяснить их функции. Пытался разграничит
враждующие группы, укрепить их идеологическую способность, уменьшить враждебность различных групп в обществе. Важным этапом становления кофликтологии стал Ральф Дорендорф, который сформулировал функциональную теорию конфликта. Он установил главную причину социальных конфликтов в наличии отношений господства и подчинения, вследствие этой борьбы между конфликтующими группами за обладание властью. Именно из-за господства и подчинения в обществе складываются различия, противостояние их ожиданий. Дж. Г. Скотт, утверждает, что конфликты могут быть преодолены, для этого нужно определить соответствующую тактику для его решения. Он предлагал различные методы по разрешению конфликтов, но самыми эффективными, по его мнению, являются методы творческой визуализации, мысленного представления, преодоления недоверия между партнерами. Скотт считает, что как бы люди не стремились к миру и гармонии, конфликты неизбежны. Из этого следует, что проблема конфликтов изучается давно и с каждым годом предпосылки менялись и изучались по-новому в разных аспектах социальной жизни и жизни индивида. Конфликтологию следует развивать, ведь потребность в ней увеличивается с каждым днем, как и количество социальной напряженности, противостояний, конфликтов в обществе возрастает.

  1   2   3

1.3. конфликтный потенциал и временная динамика профессиональной деятельности личности Конфликтный потенциал определяется глубиной накопившихся противоречий и количеством участников данного конфликта. Нужно определить первопричину конфликта и выявить всех потенциальных участников. Участники могут усилить свою позицию за счет привлечения большего числа членов коллектива. Новые участники могут присоединиться не по той же причине, что и сторона к которой они присоединились. У них может быть своя причина, например личная неприязнь, также могут поддержать из симпатии, расположения к участнику. Именно такие чувства пытаются вызвать, чтобы привлечь большее число сторонников. При длительном конфликте группы людей увеличиваются ив исходном конфликте появляются новые конфликты из-за разных интересов новых участников, так нарастает напряженность в коллективе. Поэтому очень важно выявить всех участников конфликта. Затем можно установить первопричину самого конфликта и причину присоединения других участников, таким образом разрешить все конфликты основной и конфликты, которые появились из-за новых участников. Лучшим средством по выявлению внутригрупповых отношений является тестирование. Однако провести его довольно сложно, ведь некоторые могут отказаться, и тогда будет неполная картина происходящего. А некоторые могут с опаской отнестись к выявлению первопричины и отношения к участникам конфликта, таким образом, не смогут правдиво зафиксировать некоторые события. В этом случае также не будет установлен состав участников и причины конфликта. Из этого следует, что участников нужно заинтересовать, например, что это даст возможность узнать что-то важное о себе и о коллективе. Главное убедить их в анонимности ответов.
Деятельность – активность человека, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает как материальные условия жизни (пищу, одежду, жилище, таки духовные ( науку, музыку, живопись. Необходимые условия деятельности – психические процессы. Все виды деятельности связаны с вниманием, мышлением, воображением, памятью, восприятием. Все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности человека. Любая деятельность человека определяется целями и задачами, которые он ставит перед собой. Деятельность бывает игровая, трудовая и учебная. Человеку в любом возрасте присуще все три вида деятельности, нов разный период жизни они имеют разное значение. Так как в любой деятельности есть цель, которую человек старается достичь любыми способами, то время деятельности может возникнуть сложная обстановка. Человеку могут препятствовать достижению его цели. Эти препятствия он может воспринять как угрозу. Из этого может возникнуть конфликт. А как он развивается можно проследить в динамике конфликта. Динамика конфликта - это процесс изменения конфликта. Любой конфликт можно представить тремя этапами начало, развитие, завершение. Но также добавляются еще два периода предконфликтный и послеконфликтный. Таким образом, схему динамики конфликта можно представить из следующих периодов (приложение А
1.
Предконфликтная ситуация (латентный период)
2. Открытый конфликт (сам конфликт) он подразделяется на инцидент (начало конфликта, эскалацию (развитие конфликта, сбалансирование противоборства и завершение конфликта.
3.
Послеконфликтный период.

Предконфликтная ситуация (латентный период) включает в себя этапы возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Возникновение объективной проблемной ситуации состоит в возникновении противоречий между индивидами (целями, мотивами, действиями и т.д.). Осознание объективной проблемной ситуации. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречий. Попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречий не всегда ведет к конфликту. Часто одна из сторон пытается решить проблему неконфликтными способами убеждениями, просьбами, разъяснением. Иногда участник уступает. На данном этапе стороны приводят аргументы и фиксируют позиции. Возникновение предконфликтной ситуации. Воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон. Ощущение непосредственной угрозы является началом конфликтного поведения. Открытый конфликт. Противоречия становятся заметными для других, каждая сторона начинает защищать свои интересы. Участники начинают привлекать как можно больше союзников и находить средства давления на другого. На данной стадии не одна из сторон не хочет идти на уступки. В этой стадии можно выделить этаны: инцидент, эскалацию и завершение конфликта. Инцидент - первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если у одной из сторон достаточно ресурсов для перевеса противоборства в свою сторону, то конфликт может прекратиться и на этом этапе. Часто конфликт развивается дальше. Тогда идет усложнение конфликта. Эскалация – самая напряженная стадия, происходит обострение всех противоречий между участниками, используют все возможности для победы. На этой стадии переговоры или мирные способы разрешения конфликта
становятся затруднительны. Главной задачей является нанести как можно больше вреда сопернику. Поэтому может потеряться первопричина конфликта. Сбалансирование противоборства. Стороны продолжают противодействовать, но интенсивность снижается. Так как стороны понимают, что продолжение при помощи силы не дает результата, но к соглашению не приходят. Завершение конфликта. Заключается в переходе от конфликта к поиску решения проблемы. основные формы разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Послеконфликтный период делится на два этапа частичную нормализацию отношений и полную нормализацию отношений. Частичная нормализация отношений происходит когда не исчезли негативные эмоции, которые следовали вовремя конфликта, есть переживание, участник пытается осмыслить свою позицию. Происходит коррекция самооценок, отношения к партнеру. Из-за этого нет возможности сразу нормализовать отношения. Полная нормализация отношений. Осознание сторон возможности дальнейшего взаимодействия. Происходит продуктивное участие в совместной деятельности, устанавливается доверие между ними.
Также в конфликте есть временной период, когда конфликт между сторонами усиливается, это называется дифференциацией. А когда эскалация теряет смысли участники начинают стремиться к соглашению – это интеграция. Периоды и этапы динамики конфликта могут различаться продолжительностью значимостью и интенсивностью. Различия продолжительности могут зависеть оттого какие стороны участвуют в конфликте. Различия могут зависеть от условий повседневная жизнедеятельность и экстремальные условия. В экстремальных условиях конфликты быстро развиваются и они скоротечны.
Существует зависимость длительности и итогов, оттого кто одержал победу. Руководитель может добиться победы только в скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тему руководителя меньше шансов. Это можно объяснить следующим образом, чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше шансов на разрешения конфликта. В длительном конфликте уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном конфликте, объект из-за которого произошел конфликт уходит на второй план, борьба переходит на претензии, оскорбления, грубость. Те. происходит замена деловой сферы на личностную. В таких конфликтах сложно определить сторону которая права. Таким образом, разделение конфликта на стадии и этапы позволяет рассмотреть сложную динамику конфликта. Такая динамика будет в любой сфере деятельности человека вне зависимости трудовая, учебная или игровая. Стратегии и тактики на разных этапах несут различный смысл. Динамика конфликта представляет собой развитие, изменение под влиянием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов.

1.4. конфликт и личность Конфликтом принято называть наивысшую стадию противоречия, когда существующие в противоречии противоположности, достигая момента отрицания. Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов с интересами других субъектов. Противоречия пронизывают все сферы общественной жизни экономическую, политическую, социальную, духовую. Самым главным для человека является принадлежность к общности себе подобных. С древних времен обстоятельства жизни человека складывается таким образом, что ему предназначено сотрудничество с другими людьми. Вместе с этим в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий привело к активному противоборству, конфликтам. Из этого можно сделать вывод, что конфликт это нормальное общественное явление, способ взаимодействия людей. Что общество, что человек не могут быть совершенным, идеальными бесконфликтным. Конфликты и противоречия – основные составные части общественного развития. Конфликт – явление осознанное, действие обдуманное. Человек наделен специфическим, присущим только ему качеством – разумом. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, чувств, привычек, нравов. Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек свободен в выборе деятельности и может регулировать свои отношения. Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или широкой общности процесса взаимодействия и отношений, различий интересов, целей, как осмысленное противостояние.
Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – экономика, политика, быт, культура. Они неизбежны как основной компонент развития общества и самого человека. Нельзя представить становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, столкновений и борьбы. Причинами могут стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами, недовольство работников решениями администрации, эмоциональные всплески, связанные с различиями в характере и манере поведения совместно работающих людей и т.д. Конфликты являются формой реальных общественных связей, которые выражают взаимодействие личностей и социальных групп. Это взаимодействие протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, по меньшей мере, двух сторон. В процессе этого намерения участников связаны с вмешательством вдела другой стороны нанесение ущерба, создание помех для достижения поставленной цели. У каждой из сторон конфликта имеются свои лидеры, руководители, которые озвучивают интересы своей группы. В любом конфликте личностные особенности лидеров играют важную роль. Ведь они могут как вести дело на обострение конфликта, таки находить способ его разрешения. Лидер не одинок, его поддерживает определенная группа. Источником возникновения любого конфликта являются противоречия и разногласия целей, интересов, мнений, межличностных отношений, знаний, умений, функций управления. Развитие конфликта зависит от лидера, какое значение он придает событиям. Природу конфликта можно описать так если между людьми существуют противоречия, которые не воспринимаются и не ощущаются ими, то такие противоречия не приведут к конфликту. А если между людьми имеется общность интересов, носами участники ощущают к
друг другу враждебность, то отношения между ними будут развиваться по схеме конфликта, а не сотрудничества. Конфликты, обусловленные личностными качествами оппонентов, бывают нецеленалравленными, не имеют объекта и представляют собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Именно такие конфликты представляют наибольшую сложность для анализа и конструктивного разрешения. Инициатор такого конфликта - личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия, не осознает этого, а приписывает ответственность за происходящее своему противнику или обстоятельствам. Конфликтный тип личности. Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие "конфликтности личности" означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов Особенности поведения человека характерные для конфликта
1. Стремление всегда быть первым, сказать свое последнее слово.
2. Излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях.
3. Критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная.
4. Нежелание преодолеть устаревшие традиции в коллективе, которые тормозят и не дают развиваться.
5. Стремление сказать правду в глаза, бесцеремонно вмешательство в личную жизнь.

6. Излишняя настойчивость (навязчивость)
7. Несправедливая оценка поступков и действий других. Создание конфликта, ощущение враждебности порождают защитные действия той стороны , которая чувствует угрозу и связывает ее с действиями некоторых групп или людей. Последствия конфликтов в группе
1. Образование подгрупп. Одним из выходов из напряжения, которое испытывает группа, является образование подгруппы или изменение в распределении. Такое происходит, когда конфликт возникает между двумя значительными членами группы (борьба за лидерство.
2. Удаление одного или нескольких членов группы, которое мыслят по-другому. Это может ослабить напряжение, которое возникло в результате конфликта между ее членами.
3. Выбор человека, который виноват. Конфликт может сопровождаться агрессивной разрядкой напряжения направленной на одного человека, которого считают виновным в возникших трудностях. Агрессивность, которую на него вылили, может избавить от напряжения, может сопровождаться изгнанием этого человека из группы. Этим человеком может быть маловлиятельный индивид, руководитель, другая группа или подгруппа меньшинства.
4. Организационные изменения в группе. Может произойти изменение групповой цели, также изменения в плане действий, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.
5. Появление или смена руководителя. В целях уменьшения напряженности является смена руководителя.
6. Распад группы. Это самое радикальное следствие внутреннего напряжения. Те. силы на распад в период напряженности были активнее, чем силы сплочения.
Глава 2.
2.1 цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию. Методика исследования – совокупность приемов и операций, а также правила сбора данных и их обработка. Выбор методов и разработка методики исследования определяется проблемой и на ее основе сформулированы гипотезами. На этом этапе разработке происходит уточнение гипотезы исследования. Так уточняются проявления, признаки изучаемого феномена, которые можно зафиксировать и измерить. В современных исследованиях характерен комплексный подход использование сразу нескольких взаимодополняющих методик, они обеспечивающих получение данных качественного и количественного характера. Наблюдение - сбор первичной информации, уместно на ранних стадиях исследования или в конце, когда возникает о возможности обобщения результатов. Тест - используется, где требуется измерение или испытание. Эксперимент – считают подходящим, когда нужно проверить причинно- следственную связь. Именно эксперимент является основным методом психологического исследования. Цель выявить предрасположенность к конфликтному поведению и степень агрессивности. Задачи
1. Провести анализ распределений психологических показателей агрессивности в группе испытуемых. Выявить взаимосвязь между одним психологическим показателем агрессивностью и другим типом поведения в конфликтной ситуации
Гипотеза 1 – чем выше уровень агрессивности, тем больше индивид склонен к конфликтному поведению. Гипотеза 2 – уровеньконфликтного потенциала личности может быть обусловлена такими факторами как возраст, профессиональный стажа также уровень индивидуальной адаптации личности к социальному окружению. В эксперименте учувствовало 40 человек Персонал столовой детской больницы г. Белово является 1 группой. Медицинский персонал разных отделений детской больницы г. Белово являются 2 группой. Каждому испытуемому предлагалось выполнить задания всех экспериментальных методик, описание которых приводится ниже. Исследование проводилось в группах и индивидуально. Результаты фиксировались на индивидуальном бланке ответов и были положены в основу статистической обработки, подтвердившей ранее предложенные гипотезы и выдвинувшие новые данные исследования. Итак, для подтверждения гипотез исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методики
1. Опросник К. Томаса
2. Опросник Басса- Дарки
3. Сбор анкетных данных.
4. Наблюдение, беседа.
5. Метод экспертных оценок.

2.2. Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности. Методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации Авторы К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н.В. Гришиной) Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, ее эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможных способах разрешения конфликтной ситуации. По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов а) соперничество, которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека б) приспособление (уступчивость, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок г) уклонение (уход, игнорирование, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, таки отсутствие тенденции к достижению собственных целей
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Возможности каждой из пяти стратегий
1. Уклонение эффективно в ситуациях, когда партнер обладает объективно большей силой и использует ее в конфликтной борьбе. В общении со сложной конфликтной личностью используйте любую возможность, чтобы избежать конфликта в этом нет ничего постыдного или унизительного. Избегание приносит положительные плоды, являясь временной отсрочкой в решении конфликта пока на руках мало данных или нет психологической уверенности в своей позиции. Временно уйти от проблемы, чтобы в дальнейшем решить ее окончательно — это часто единственно верная стратегия.
2. Приспособление естественно в ситуациях, когда затронутая проблема не так важна для человека, как для его оппонента, или отношения с оппонентом представляют собой самостоятельную ценность, значимее достижения цели. Это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Если отказ от целине стоил человеку большого труда, уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с партнером. Очень важно чувствовать, что другой заметили оценил жертву. В противном случае остается чувство досады, обиды и, следовательно, почва для эмоционального конфликта.
3. Соперничество — стратегия для серьезных ситуаций и жизненно важных проблем, зачастую она эффективна в экстремальных ситуациях. Противоборство оправданно, если цель чрезвычайно важна или, если человек обладает реальной силой и властью, уверен в своей компетентности. Если власти и силы недостаточно, можно увязнуть в конфликте, а то и вовсе проиграть. Кроме того, применение соперничества для решения проблем в личных отношениях чревато отчуждением.
4. Сотрудничество — это не столько стратегия поведения, сколько стратегия взаимодействия. Она незаменима в близких, продолжительных и ценных для обоих партнеров отношениях, при равенстве статусов и
психологической власти. Она позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих реальных целей. Нужно время, чтобы проанализировать потребности, интересы и опасения обеих сторона затем тщательно обсудить их, найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т.д. Сотрудничество не терпит суеты и спешки, но позволяет решить конфликты полностью. Если времени нет, можно прибегнуть к компромиссу как к заменителю сотрудничества.
5. Компромисс. Эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода. Дележ потребностей бывает необходим для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда возместить интересы сторон невозможно. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом конфликтного процесса. Любые варианты дележа — пополам, поровну, по-братски — психологически несправедливы. И это понятно цель полностью не достигнута, некоторая часть брошена на алтарь позитивного исхода конфликта, но оценить жертву некому, так как оппонент также пострадал, как ивы сами. Опросник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации и отметить его в бланке ответов. Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов. Соперничество наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Уклонение (избегание для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, таки отсутствие тенденции к достижению собственных целей Сотрудничество когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает да или нет.
Басс разделил понятия агрессия и враждебность. Враждебность — это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Он предлагает несколько определений агрессии. Агрессия — это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим. Дальнейшее разделение проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие 8 видов реакции
1. Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого ненаправленная. Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость.
4. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность проявляется в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, таки через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы.
8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Таким образом, опросник Басса-Дарки предназначен для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины. Интерпретация результатов опросника А. Басса и А. Дарки Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 + 4 , а нормой враждебности – 6,5–7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности. Организация и проведение эмпирического исследования происходит последующему плану
1.
Подготовка эмпирического исследования
2. Инструктажи мотивация испытуемых

3. Тестирование
4. Сбор эмпирических данных
5. Выбор методов статистической обработки данных и ее проведение
6. Интерпретация результатов и формулирование выводов
7. Изложение результатов исследования

1   2   3

2.3. результаты исследования и их психологическая интерпретация. Анализ результатов данного исследования, цель которого выявить предрасположенность к конфликтному поведению и степень агрессивности, использовались статистические методы – это некоторые методы прикладной математической статистики, которые применяются в психологии для обработки данных экспериментальных исследований. Цель этих методов повышение обоснования данных. Можно выделить следующие направления
1. Описательная статистика – группировка, табулирование, графическое выражение и количественная оценка данных.
2. Теория статистического вывода – для предсказаний результатов поданным. Теория планирования экспериментов – для обнаружения и проверки причинных связей между переменными. Распространенными являются корреляционный анализ, регрессионный анализ и факторный анализ. для анализа результатов использовались такие метода как описательная статистика, факторный анализ и регрессионный анализ. Факторный анализ – метод, который в процессе исследования статистически связанных признаков с целью выявления некоторых скрытых от непосредственного наблюдения. Эффективным он является на начальных стадиях. Регрессионный анализ – метод математической статистики, позволяет изучить зависимость среднего значения от вариаций другой величины. Используется преимущественно в эмпирических исследованиях, с оценкой какого- либо влияния. Влияния конфликтного потенциала на работу.
Данные полученные с опросника Томаса -
Килманна представлены в табл. Персонал столовой
Медицинский персонал Соперничество
3 7 Приспособление
3 4 Компромисс
3 5 Избегание
4 6 Сотрудничество
2 3 В соответствии с полученными данными табл можно сказать, что впервой группе мало людей, которые предрасположены к конфликтам, но преобладают те, которые избегают их. Те. у них отсутствует стремление к кооперации, а также отсутствуют тенденции к достижению собственной цели. А вот во второй группе соперничество преобладает, они достигают своих целей в ущерб другим, но и избегающие конфликтных ситуаций также имеются. Данные полученные с опросника Басса – Дарки представлены в таблице
2. Персонал столовой Медицинский персонал Индекс агрессивности
3 7 Индекс враждебности
4 10 Чувство вины
2 3 Нормальное значение
6 5 Поданным этого исследования ( табл. 2 ) можно сказать, что в двух группах индекс враждебности превышает индекс агрессивности, это означает, что индивидов недоверчивая позиция к окружающим. Также имеются люди, у которых превышает шкала чувства вины, те. выражается возможное убеждение в том, что они являются плохими людьми, а также ощущение угрызения совести. Нормальное значение впервой группе превышает, это говорит о том,

что в конфликтных ситуациях индивиды идут на сотрудничество или компромисс. С помощью факторного анализа на этапе опроса и наблюдения были выявлены личные характеристики, которые влияют на конфликтный потенциал, возраст, стаж работы и групповая адаптация – как человек взаимодействует с группой. Можно сказать, что испытуемые у которых больше стажа работы и они старше ведут себя более уверенно и открыто, чем остальные. Это показывает в исследовании, что конфликтный потенциалу них вше ив конфликтных ситуация они соперничают. Также на это влияет занимаемая ими должность. Доказывает гипотезу 2. Поданным опросника Томаса - Килманна можно определить уровень конфликтного потенциала ( табл
1. Высокий уровень – соперничество, так как индивиды достигают своих целей в ущерб другим.
2. Средний уровень – компромисс, приспособление, в этих случая индивиды приносят в жертву свои интересы ради интересов других, но это происходит через спор.
3. Низкий уровень – сотрудничество, так как позволяет решит конфликт полностью. Избегание, в данном случае отсутствует стремление к кооперации. Персонал столовой Медицинский персонал Высокий
3 7 Средний
6 9 Низкий
6 9 Видно, что в двух группах преобладает низкий и средний уровень конфликтного потенциала. Факторный анализ показал, что это связано с личными характеристиками, возрастом, стажем и занимаемой должность индивида.
Также уровень конфликтного потенциала можно определить по опроснику Басса – Дарки (табл
1. Высокий уровень – индекс агрессивности
2. Средний уровень - нормальное значение
3. Низкий уровень – индекс враждебности, чувство вины Персонал столовой Медицинский персонал Высокий
3 7 Средний
6 5 Низкий
6 13 По этим данными также видно, что впервой группе равные значения у среднего и низкого уровня конфликтного потенциала, а вот во второй группе низкий уровень преобладает. Если сравнивать все полученные данные всех анализов, то можно увидеть сходство. Высокий уровень конфликтного потенциала проявляется у одного итого же количества испытуемых – это говорит, что у они занимают более высокую должность, старше и стаж работы выше. Индивиды, у которых индекс агрессивности превышает, тем больше он соперничает с другими, а значит, больше склонен к конфликтным ситуациям. Это доказывает гипотезу 1.

Заключение Работа посвящена выявлению конфликтного потенциала и его проявлению в профессиональной деятельности. Входе исследования были определены границы конфликта, острота и длительность конфликта, временная динамика конфликта – это основные составляющие. Также определили, что не каждый человек способен развить конфликтную ситуацию и что на конфликтную ситуацию влияют окружающие люди. Конфликт это нормальное общественное явление, способ взаимодействия людей. Что общество, что человек не могут быть совершенным, идеальными бесконфликтным. Конфликты и противоречия – основные составные части общественного развития. Входе экспериментального исследования были выявлены уровень агрессивности и способы урегулирования конфликтов. Так если у ундивида индекс агрессивности превышает норму, то и способ урегулирования конфликтов у него будет соперничество и наоборот. Все это было выявлено с помощью опросника Томаса – Килманна и Басса – Дарки. На основе результатов проведенного исследования можно сделать выводы
1.
Конфликтный потенциал личности, понимаемый как тенденция к конфликтной деятельности – реакция на поведение людей в совместной деятельности не отвечающая ожиданиям. Обуславливается рядом личностных характеристик, возрастом и профессиональным стажем субъекта. Также показателем групповой адаптации. Если индивид взаимодействует с группой ив ней адаптирован, то конфликтный потенциал личности снижен и наоборот.
2. Уровень коммуникации влияет на конфликтный потенциал. Чем выше коммуникация, тем ниже конфликтный потенциал.
3. Судя по результатам исследования, есть люди, которые избегают конфликтных ситуаций, у них может быть повешен индекс враждебности или возникнуть чувство вины – это может говорить о том,

что у индивида понижена самооценка. А значит человек с повышенной самооценкой и есть стремление всегда быть первым, у него возрастает уровень конфликтного потенциала.
4. Все данные показывают, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности.
5. При сравнении двух групп испытуемых по показателям возраста и стажа работы, была обнаружена временная динамика конфликтного потенциала личности, характеризующаяся снижением на этапе активной профессиональной деятельности, и повышением на этапе первичной профессиональной адаптации ив период выработки большего стажа работы. Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать степенью агрессивности. Отсутствие приводит к пассивности. Чрезмерное развитие начинает определять облик личности, который может стать конфликтным, неспособным на сознательную кооперацию. Агрессивность не делает человека опасным. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – экономика, политика, быт, культура. Они неизбежны как основной компонент развития общества и самого человека. Если к конфликту относиться не только как к помехе, но и как необходимому атрибуту нормального социального развития, то можно обнаружить позитивные моменты. Дополнительные возможности саморазвития соответствующей социальной системы.
Список литературы.
1.
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М,
1983.
2.
Андреева ГМ. Социальная психология. - М Аспект Пресс,
2010.
3.
Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и разрешать межличностные конфликты. Ужгород Патент, 1995 -101 с.
4.
Анцупов А.Я. Конфликтология учебник для вузов под ред.
А.Я. Анцупова, АИ. Шипилова – М.:ЮНИТИ- г.
5.
Бабосов ЕМ. Конфликтология. - СПб.: ТетраИздат, 2009 6.
Бодалев А.А. Психология личности. - М Инфра, 2009.
7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально- психологический климат коллектива и личность. - М Мысль, 1983.
8.
Бородкин Ф.М. Внимание конфликте изд- Ф.М.
Бородкин, НМ. Коряк - Новосибирск Наука.
9.
Гришина
Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М, 2009.
10.
Гришина Н.В. Психология конфликта е изд. – СПБ.: Питер г.
11.
Донченко Е.А. Личность конфликт, гармония / Е.А.
Донченко, Т.А.Титаренко - Киев, 2009.
12. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М Гардарики, 2008 13. Елисеев ОП. Практикум по психологии личности. е изд. -
СПб.: Питер, 2008.
14. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2006.
15.
Ершов А.А., Личность и коллектив. - М Знание, 2000.
16. Зайцев А. К. Социальный конфликт. - М, Академия, 2008.