Файл: Задание Дайте понятие и признаки абсолютизма Петра I.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.
Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Конституция закрепляла структуру и порядок формирования, a также компетенцию центральных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения [2, с. 61]
Избирательное право предоставлялось лицам, достигшим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процента с капитала, доходов с предприятий и т.д.
Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей [2, с. 62]
Конституция закрепляла право советской власти «вторгаться в право частной собственности» или осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства.
Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств.
Задание 4. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов.
Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?
Начиная с октября 1917 г. произошла коренная ломка правовой системы и перестройка её на советский лад. Началось строительство нового социалистического права [2, с. 64]
В период становления советской власти законодательство в полной мере отражало особенности этого периода. С его помощью решались такие принципиально важные задачи советского государства, как:
- формирование системы представительных органов Советов всех уровней;
- проведение первых шагов по реформированию экономической и социально-культурной сфер общества;
- привлечение на сторону советской власти широких слоев общества, и прежде всего крестьянства;
- частичная отмена нормативно-правовых актов, принятых до Октябрьского переворота;
- ограничение права помещиков, буржуазии участвовать в работе государственных органов и служить в армии [4, с. 61]
Все прежние источники права потеряли своё значение, если они входили в противоречие с революционной идеологией и политикой советского государства. Однако, в первые годы советской власти большевики не нуждались в хорошо разработанной и стройной правовой системе. На практике господствовали концепции: революционной целесообразности, интересов пролетариата, куда вкладывалось не юридическое содержание, а практические потребности власти.
Первостепенное принятие актов и кодекса именно о браке было связано с необходимостью для большевиков разрушить христианский брак и дехристианизировать сознание масс. Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи.
Согласно Декрету ВЦИК и СНК дела о разводе рассматривались только местными судами. Все дела о расторжении брака, которые к моменту издания декрета рассматривались церковными судами или находились у духовных должностных лиц и решения, по которым не вступили в законную силу, признавались ликвидированными. Супругам предоставлялось право подать просьбу о расторжении брака по новым правилам, не дожидаясь решения церковного суда по прежнему делу.
Просьба о разводе рассматривалась судьей единолично с обязательным заслушиванием мнения каждого из супругов. И если в суде подтверждалось желание супругов или одного из них расторгнуть брак, судья принимал постановление о расторжении брака. Решался также вопрос о том, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, кто и в какой мере из супругов должен нести материальные расходы по воспитанию детей, мужа обязывали оказывать материальную помощь своей бывшей супруге [4, с. 62]
Одновременно с декретом «О расторжении брака» ВЦИК и СНК приняли другой декрет - «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который полностью отстранил церковь от участия в регистрации актов гражданского состояния.
Были сняты и другие ограничения, которые устанавливало дореволюционное законодательство. В частности, для вступления в брак не требовалось согласия родителей или разрешения начальства. Никакого значения для регистрации брака не имели вопросы принадлежности к тому или иному сословию, национальности, религии. Был отменен и запрет брака между лицами, состоявшими в отдаленном родстве [4, с. 63]
Брачный возраст устанавливался для мужчин 18 лет, женщин 16 лет. Исключение делалось в отношении коренных народностей Закавказья. Для них брачный возраст снижался (соответственно до 16 и 13 лет) [2, с. 64]
Декрет о браке устанавливал равноправие мужчин и женщин в области семейных отношений, уравнивал внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, и разрешал по заявлению матери ребенка, или его опекуна, или самого ребенка доказывать по суду отцовство.
Отныне Россия провозглашалась Республикой труда. Профсоюзы должны были стать партнером власти и отвечать за политику в области стимулирования труда путем заключения коллективных договоров между администрацией и рабочими организациями, поэтому изменение трудового права имело принципиальное значение. Необходимость в правовом регулировании организации труда также обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.
Чтобы трудовые права рабочих и служащих действовали реально, неукоснительно соблюдались всеми предприятиями, учреждениями, СНК Декретом от 18 мая 1918 года создал новую инспекцию труда. Инспектора наделялись правом привлекать к судебной ответственности предпринимателей, руководителей предприятий, учреждений, виновных в нарушении законов по охране труда, а по ряду правонарушений самостоятельно налагать денежные штрафы, то есть привлекать к административной ответственности. Инспекции труда находились в введении Наркомата труда и его местных органов [2, с. 63]
Таким образом, первые акты свидетельствуют о желании советского государства защитить и расширить права рабочих и служащих, создать действенные гарантии их материального благополучия в случае болезни, потери работы и иных независимых от желания работников обстоятельств.
5.Ответы на тестовые задания
1 Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском
государстве на рубеже XV – XVI вв.:
А. приказы
Б. органы сословного представительства;
В. органы наместников и волостелей.
2 Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника
Иоанна III:
А. гражданско-правовая;
Б. гражданско-правовая и судопроизводство;
В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3 Отметьте черту, свойственную русским судебникам:
А. сильное влияние римского права;
Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;
В. многочисленность судебников.
4 Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:
А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;
Б. Соборное Уложение 1649 г.;
В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5 Что произошло с монархической властью при Петре I:
А. она получила международное признание;
Б. была ограничена Сенатом;
В. самодержавие было подменено самовластием.
6 Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:
А. зарубежный фактор;
Б. Указ о
престолонаследии 1722 г.;
В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7 Сколько основных звеньев судебной системы было создано по
судебной реформе 1864 г.:
А. две;
Б. три;
В. четыре.
8 Манифест от 17 октября 1905 г.:
А. учреждал Государственную думу;
Б. предоставлял политические права подданным;
В. вводил ограничения в избирательной системе.
9 В России после учреждения парламента:
А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный
совет – верхней;
Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная
дума – верхней;
В. лишь Государственная дума составляла отечественный парламент.
10) В какой форме проходила февральская революция:
А. в форме политического переворота;
Б. в форме национальных столкновений;
В. в форме военного переворота
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - СПС «Консультант плюс» - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ -
Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрайт - 2018 - 367 с. -
Рассказов Л. П. Теория государства и права: 6-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ВШЭ - 2019 - 475 с. -
Сырах В.М. Становление основ советского законодательства в 1918–1920-е годы // Право - №2 - 2021 - с. 61 - 64 -
Теория государства и права / под ред. В. Д. Перевалова - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ Цифра - 2019 - 496 с. -
Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М - 2020 - 640с.