ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Что вы рассказали взрослым о новом научном слове предмет?
– Какие вопросы помогают узнавать названия предметов? (Записать на доске.)
II. Работа по теме урока.
Выполнение заданий.
1. Задание 15.
– Прочитайте и скажите, откуда эти строки и кто автор?
– Найдите в первой строчке названия предметов.
– Будете учиться задавать вопросы к этим словам. Я вам помогу. Посылает кого?
(Ответ детей: старика.)
– Посылает куда? к кому? (Ответ детей: к рыбке.)
– На какие вопросы отвечали названия предметов? (Кого? к кому?)
И т. д.
Вопросы выписать на доску.
Запись на доске:
кто? что?
кого? к чему?
к кому?
– Что произошло с вопросами кто? что?(Они изменились.)
– Прочитайте сообщение в задании 16.
– Что нового вы узнали? (Слова, к которым ставим вопросы «кто?», «что?», изменяются по команде вопросов.)
– Что такое предлог? (Слово-помощник при названии предмета и при слове-указателе.)
2. Задание 17. Выполняют в тетради-задачнике.
– Вы наблюдали, как слова изменялись по команде вопросов. А Антон спрашивает о том, зачем слова изменяются? Может, их можно не изменять?
3. Задание 18.
– Прочитайте письмо. Догадались, кто автор?
– Что не умеет делать мальчик-иностранец?
– Можно ли в русском языке не изменять слова? Почему? (Слова должны соединяться друг с другом и передавать мысль автора.Если бы мы не изменяли слова, то не понимали бы друг друга.)
– Исправьте ошибки мальчика-иностранца.
III.Итог урока.
– Откройте с. 8. Прочитайте вопрос в заголовке. Узнали ли вы что-то новое о словах нашего языка? Расскажите.
– А что вы вспомнили. Повторили?
– Запишите схемой предложение:
Какого жука я в лесу повстречал! (На слух.)
– Сколько в этом предложении слов, называющих предметы? Как узнали?
Резерв: Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисунку найду. (С. Махотин.)
Задание на дом: № 20.
Урок 5. Звукобуквенный разбор
(«Будем говорить понятно!»)
Цели: повторить фонетику и закрепить фонетические умения; нацелить учащихся на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ее ясности, четкости, выразительности; ввести новый вид работы – звуко-буквенный разбор; познакомить с памяткой «Как делать звукобуквенный разбор?», учить работать по ней.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Задание 20.
– Прочитайте исправленный отрывок.
– Какие названия предметов вы отметили в этом отрывке? Назовите предлоги.
– К каким группам относятся остальные слова?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Прочитайте тему нашего урока. (Будем говорить понятно!)
– Как вы думаете, почему устная речь может быть непонятной?
– Послушайте такую историю.
Как-то летом ко мне подошел мальчик-сосед. Он держал в руках книжку, которую ему недавно прочитали. Наверное, он решил мне о чем-то рассказать. Я потом записала, как он говорил, и сейчас прочитаю:
– Донь мая… коти мая… дедяипкупама…
Я очень хотела продолжить разговор, но не знала, что сказать. Как вы думаете, почему?
– Конечно, я просто не поняла, что сказал малыш. Он неясно говорил, и из его звуков не получались знакомые слова. Я не узнавала их и потому не понимала. Оказывается, как подсказала его бабушка, он сказал вот что:
– Домик маленький, окошки маленькие… Дед рыбку поймал…
– Так почему же может быть непонятной устная речь? (Из-за неясного произнесения звуков, из-за их пропуска.)
2. Повторение сведений о звуках речи.
– Вспомните, что вы знаете о звуках русского языка.
1) Задание 21.
(Добавить в модель гласных звуков недостающие значки: ударения и перечеркнутого ударения.Гласные звуки бывают ударные и безударные.)
– Таблицу с согласными звуками заполняйте аккуратно и правильно, вы к этой таблице будете обращаться как к справочнику. В первую часть таблицы вписываем звонкие парные по мягкости – твердости согласные, во вторую – глухие парные по мягкости–твердости согласные.
– Назовите твердые согласные, у которых нет мягкой пары.
– Назовите непарные звонкие, непарные глухие. (Хоровое чтение звуков.)
2) Задания 22, 23. (Звуковая запись слов по заданию в учебнике на
с. 14–15.)
3. Новый материал.
1) Задание 24.
– Рассмотрите предложенную запись слов. В чем отличие?
– Что указано в каждом столбике и под ним?
– Чем удобна эта запись?
– Прочитайте сообщение. Что такое звукобуквенный разбор?
– Как выполнять звукобуквенный разбор, вам подскажет памятка на
с. 16.
Провести звукобуквенный разбор слова семь, опираясь на памятку.
Продолжить эту работу в задании 25 (по рядам, от каждого ряда ученик работает на доске).
Проверка. Проанализировать каждый разбор.
2) Задание 26.
Прочитать строчки хором.
– Что значит песочком? (По песку.)
– А что значит пешочком? (Ногами, не на машине, не на велосипеде.)
– Что делает предложения разными? (Звуки различают слова, а слова делают разными предложения; они разные, потому что передают разные мысли.Даже один звук может изменить эту мысль.)
– Какой же вывод можно сделать?
(Очень важно следить за своей устной речью, иначе слушающие не поймут.)
III. Итог урока.
– Почему же устная речь может быть непонятной?
– Вы хотите, чтобы вас хорошо понимали? Что для этого надо делать?
– Прочитайте, что вам советуют авторы учебника (с. 17).
Задание на дом: № 27 в учебнике на с. 17.
Урок 6. Совершенствование различных умений
Цели: тренировать учащихся в фонетическом анализе слов, в их звуковой записи; приучать внимательно относиться к качеству своей устной речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 27 (с. 17 в учебнике).
– Назовите звуки, которыми различаются последние слова. Дайте характеристику этим звукам.
– Какой совет авторов учебника нужно выполнять, чтобы вас хорошо понимали?
– Как научиться четко выговаривать звуки, ясно произносить слова? (В этом помогут скороговорки.)
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение следующих заданий:
1) Конкурс скороговорок. Разучивание новой скороговорки:
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
2) Составить слово из звуков:
1-й – глухая пара звука [з].
2-й – глухая пара звука [д].
3-й – ударный гласный [о].
4-й – глухая пара звука [г].
3) Выполнить звукобуквенный анализ слов: большой, блюдце.
4) На доске записано предложение: Звонят во все колокола. Сколько букв ов этом предложении? А сколько звуков [о]? Почему?
5) Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
III. Итог урока.
Урок 7. Повторение способов обозначения
твердости–мягкости согласных
(«Может ли быть непонятной письменная речь?»)
Цели: систематизировать знания о способах обозначения твердости-мягкости согласных; совершенствовать фонетико-графические умения учащихся; провести наблюдения: описки, ошибки мешают понимать письменную речь.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Какие виды речи используют люди, чтобы общаться? (Устную и письменную.)
– Какой должна быть устная речь
, чтобы люди хорошо понимали друг друга?
– А может ли быть непонятной письменная речь? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание 28.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 28.
– Прочитайте начало стихотворения С. Михалкова «Трезор». Догадайтесь, почему не сразу понятно, что произошло.
– Какой закон письма нарушил мальчик? (Не обозначил мягкость согласного звука.)
– Запишите первые две строчки правильно.
– Каким способом вы обозначили мягкость согласного звука?
– Теперь дайте ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой части учебника.
– Найдите в своей записи названия предметов и обозначьте их: н. п. Если при них есть слова-помощники (предлоги), подчеркните их.
– В каких словах встретились мягкие согласные звуки?
– Как обозначена мягкость этих согласных?
2) Задания 29, 30, 31.
II. Итог урока.
– Объясните, почему так важно проверять свои записи. Как это делать?
Задание на дом: № 32.
Урок 8. Повторение изученных орфографических
правил (написание большой буквы,
сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Цели: продолжить тренировку в обозначении мягкости согласных; повторить правило написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять фонетические умения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 32.
– Какие слова вы запомнили с первого класса? (Ребята, ученики, портфель, пенал, картошка,девочки – слова 1 класса.)
– Какие слова вам нужно было запомнить? (Деревня, мороз, капуста, завтрак – слова 2 класса.)
– Назовите слова в алфавитном порядке.
Запись в тетради:
2 9 10 8 7 1 6
Деревня, ребята, ученики, портфель, пенал, девочки, мороз,
5 4 3
картошка, капуста, завтрак.
Запись этих слов под диктовку. Взаимопроверка.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение задания 33.
– Прочитайте Димину записку. Сразу ли понятно, о чем идет речь?
– Что мешает?
(Фрагмент из мемуаров В. Ибнер: «Фонарь был большой деревянный рысак на качалке, с пышной гривой. Раньше у него был и хвост, но Дима нечаянно оборвал его».)