Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Что вы рассказали взрослым о новом научном слове предмет?

– Какие вопросы помогают узнавать названия предметов? (Записать на доске.)

II. Работа по теме урока.

Выполнение заданий.

1. Задание 15.

– Прочитайте и скажите, откуда эти строки и кто автор?

– Найдите в первой строчке названия предметов.

– Будете учиться задавать вопросы к этим словам. Я вам помогу. Посылает кого?

(Ответ детей: старика.)

– Посылает куда? к кому? (Ответ детей: к рыбке.)

– На какие вопросы отвечали названия предметов? (Кого? к кому?)

И т. д.

Вопросы выписать на доску.

Запись на доске:

кто? что?

кого? к чему?

к кому?

– Что произошло с вопросами кто? что?(Они изменились.)

– Прочитайте сообщение в задании 16.

– Что нового вы узнали? (Слова, к которым ставим вопросы «кто?», «что?», изменяются по команде вопросов.)

– Что такое предлог? (Слово-помощник при названии предмета и при слове-указателе.)

2. Задание 17. Выполняют в тетради-задачнике.

– Вы наблюдали, как слова изменялись по команде вопросов. А Антон спрашивает о том, зачем слова изменяются? Может, их можно не изменять?
3. Задание 18.

– Прочитайте письмо. Догадались, кто автор?

– Что не умеет делать мальчик-иностранец?

– Можно ли в русском языке не изменять слова? Почему? (Слова должны соединяться друг с другом и передавать мысль автора.Если бы мы не изменяли слова, то не понимали бы друг друга.)

– Исправьте ошибки мальчика-иностранца.

III.Итог урока.

– Откройте с. 8. Прочитайте вопрос в заголовке. Узнали ли вы что-то новое о словах нашего языка? Расскажите.

– А что вы вспомнили. Повторили?

– Запишите схемой предложение:

Какого жука я в лесу повстречал! (На слух.)

– Сколько в этом предложении слов, называющих предметы? Как узнали?

Резерв: Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисунку найду. (С. Махотин.)

Задание на дом: № 20.

Урок 5. Звукобуквенный разбор
(«Будем говорить понятно!»)

Цели: повторить фонетику и закрепить фонетические умения; нацелить учащихся на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ее ясности, четкости, выразительности; ввести новый вид работы – звуко-буквенный разбор; познакомить с памяткой «Как делать звукобуквенный разбор?», учить работать по ней.


Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Задание 20.

– Прочитайте исправленный отрывок.

– Какие названия предметов вы отметили в этом отрывке? Назовите предлоги.

– К каким группам относятся остальные слова?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

– Прочитайте тему нашего урока. (Будем говорить понятно!)

– Как вы думаете, почему устная речь может быть непонятной?

– Послушайте такую историю.

Как-то летом ко мне подошел мальчик-сосед. Он держал в руках книжку, которую ему недавно прочитали. Наверное, он решил мне о чем-то рассказать. Я потом записала, как он говорил, и сейчас прочитаю:

– Донь мая… коти мая… дедяипкупама…

Я очень хотела продолжить разговор, но не знала, что сказать. Как вы думаете, почему?

– Конечно, я просто не поняла, что сказал малыш. Он неясно говорил, и из его звуков не получались знакомые слова. Я не узнавала их и потому не понимала. Оказывается, как подсказала его бабушка, он сказал вот что:

– Домик маленький, окошки маленькие… Дед рыбку поймал…

– Так почему же может быть непонятной устная речь? (Из-за неясного произнесения звуков, из-за их пропуска.)

2. Повторение сведений о звуках речи.

– Вспомните, что вы знаете о звуках русского языка.

1) Задание 21.

(Добавить в модель гласных звуков недостающие значки: ударения и перечеркнутого ударения.Гласные звуки бывают ударные и безударные.)

– Таблицу с согласными звуками заполняйте аккуратно и правильно, вы к этой таблице будете обращаться как к справочнику. В первую часть таблицы вписываем звонкие парные по мягкости – твердости согласные, во вторую – глухие парные по мягкости–твердости согласные.

– Назовите твердые согласные, у которых нет мягкой пары.

– Назовите непарные звонкие, непарные глухие. (Хоровое чтение звуков.)

2) Задания 22, 23. (Звуковая запись слов по заданию в учебнике на
с. 14–15.)
3. Новый материал.

1) Задание 24.

– Рассмотрите предложенную запись слов. В чем отличие?

– Что указано в каждом столбике и под ним?

– Чем удобна эта запись?

– Прочитайте сообщение. Что такое звукобуквенный разбор?

– Как выполнять звукобуквенный разбор, вам подскажет памятка на
с. 16.

Провести звукобуквенный разбор слова семь, опираясь на памятку.



Продолжить эту работу в задании 25 (по рядам, от каждого ряда ученик работает на доске).

Проверка. Проанализировать каждый разбор.

2) Задание 26.

Прочитать строчки хором.

– Что значит песочком? (По песку.)

– А что значит пешочком? (Ногами, не на машине, не на велосипеде.)

– Что делает предложения разными? (Звуки различают слова, а слова делают разными предложения; они разные, потому что передают разные мысли.Даже один звук может изменить эту мысль.)

– Какой же вывод можно сделать?

(Очень важно следить за своей устной речью, иначе слушающие не поймут.)


III. Итог урока.

– Почему же устная речь может быть непонятной?

– Вы хотите, чтобы вас хорошо понимали? Что для этого надо делать?

– Прочитайте, что вам советуют авторы учебника (с. 17).

Задание на дом: № 27 в учебнике на с. 17.


Урок 6. Совершенствование различных умений

Цели: тренировать учащихся в фонетическом анализе слов, в их звуковой записи; приучать внимательно относиться к качеству своей устной речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 27 (с. 17 в учебнике).

– Назовите звуки, которыми различаются последние слова. Дайте характеристику этим звукам.

– Какой совет авторов учебника нужно выполнять, чтобы вас хорошо понимали?

– Как научиться четко выговаривать звуки, ясно произносить слова? (В этом помогут скороговорки.)

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение следующих заданий:

1) Конкурс скороговорок. Разучивание новой скороговорки:

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

2) Составить слово из звуков:

1-й – глухая пара звука [з].

2-й – глухая пара звука [д].

3-й – ударный гласный [о].

4-й – глухая пара звука [г].

3) Выполнить звукобуквенный анализ слов: большой, блюдце.

4) На доске записано предложение: Звонят во все колокола. Сколько букв ов этом предложении? А сколько звуков [о]? Почему?

5) Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

III. Итог урока.


Урок 7. Повторение способов обозначения
твердости–мягкости согласных
(«Может ли быть непонятной письменная речь?»)

Цели: систематизировать знания о способах обозначения твердости-мягкости согласных; совершенствовать фонетико-графические умения учащихся; провести наблюдения: описки, ошибки мешают понимать письменную речь.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

– Какие виды речи используют люди, чтобы общаться? (Устную и письменную.)

– Какой должна быть устная речь
, чтобы люди хорошо понимали друг друга?

– А может ли быть непонятной письменная речь? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание 28.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 28.

– Прочитайте начало стихотворения С. Михалкова «Трезор». Догадайтесь, почему не сразу понятно, что произошло.

– Какой закон письма нарушил мальчик? (Не обозначил мягкость согласного звука.)

– Запишите первые две строчки правильно.

– Каким способом вы обозначили мягкость согласного звука?

– Теперь дайте ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой части учебника.

– Найдите в своей записи названия предметов и обозначьте их: н. п. Если при них есть слова-помощники (предлоги), подчеркните их.

– В каких словах встретились мягкие согласные звуки?

– Как обозначена мягкость этих согласных?

2) Задания 29, 30, 31.

II. Итог урока.

– Объясните, почему так важно проверять свои записи. Как это делать?

Задание на дом: № 32.

Урок 8. Повторение изученных орфографических
правил (написание большой буквы,
сочетаний
жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Цели: продолжить тренировку в обозначении мягкости согласных; повторить правило написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять фонетические умения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 32.

– Какие слова вы запомнили с первого класса? (Ребята, ученики, портфель, пенал, картошка,девочки – слова 1 класса.)

– Какие слова вам нужно было запомнить? (Деревня, мороз, капуста, завтракслова 2 класса.)

– Назовите слова в алфавитном порядке.

Запись в тетради:

2 9 10 8 7 1 6

Деревня, ребята, ученики, портфель, пенал, девочки, мороз,

5 4 3

картошка, капуста, завтрак.

Запись этих слов под диктовку. Взаимопроверка.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение задания 33.

– Прочитайте Димину записку. Сразу ли понятно, о чем идет речь?

– Что мешает?

(Фрагмент из мемуаров В. Ибнер: «Фонарь был большой деревянный рысак на качалке, с пышной гривой. Раньше у него был и хвост, но Дима нечаянно оборвал его».)