ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение задания 493.
– Прочитайте предложение, с которого начнется ваша словесная картинка. Какую тему текста оно подсказывает, то есть о чем вы будете писать? (О признаках весны.)
– Ваш текст – это словесная картинка. Что же вы будете рисовать? ( а) солнце, б) небо, в) снег, г) … )
– Какие приемы вы можете использовать для своей словесной зарисовки? (Сравнения, образные выражения, повторы и т. п.)
– При письме не забывайте о грамотности. Какими способами вы можете избежать ошибок?
3. Самопроверка.
Проверь! 1. Прочитай как редактор (памятка «Редактор»). 2. Поработай корректором (проверь по памятке 4). |
III. Итог урока.
Один из учащихся (по желанию) читает свою словесную картинку.
Коллективное обсуждение.
Урок 44 (130). Написание деловых текстов
о признаках весны
Цели: учить детей написанию деловых текстов.
Оборудование: картины, фотографии весенней тематики.
Ход урока
I. Подготовительная беседа.
–Чем отличается картинная речь от деловой?
– О каких признаках весны будете писать? (Опорные слова записать на доске.)
II. Запись сообщения. Самопроверка.
III. Итог урока.
Задание на дом: № 496.
Урок 45 (131). Написание сообщений-телеграмм
о признаках весны
Цели: учить школьников деловой лаконичности выражения мысли, принятой в телеграммах; тренировать в выделении предлогов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 494.
– Вспомните особенности телеграмм.Почему они так пишутся?
–Превратите первое предложение в телеграмму. Что для этого нужно сделать? (Оставить несколько слов так, чтобы смысл был понятен, убрать предлоги.)
На проталинах появились грачи. По небу плывут кучевые облака, похожие на сугробы снега.
Телеграмма:проталинах грачи; кучевые облака и т. д.
Далее работать по заданиям упражнения.
2) Задание 495.
III. Итог урока.
–Давайте перелистаем учебник и вспомним, чему вы учились в третьей четверти.
–Какие тайны русского языка вы узнали?
–Что вам было интересно?
– О чем вы рассказывали дома?
4 четверть
Урок 1 (132). Повторение изученного
о строении слов («Что я знаю о словах?»)
Цели: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие корень: уточнить опознавательные признаки понятия и способ действия для их выявления; ввести термин чередование.
Оборудование:таблицы.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Задание 497.
3. Применение знаний на практике.
1) Задание 498.
Сравнение выделенных слов:
– Что эти слова называют?
– На какие вопросы отвечают?
– Какая часть хранит общее значение всех этих слов?
– Где родственные слова, а где изменения одного слова? Как доказать?
2) Задания 499, 500. Признаки родственных слов.
3) Задание 501. Синонимы и антонимы.
III. Итог урока.
–Какие слова считаются родственными? Как их называют по-другому?
– Какой секрет есть у родственных слов?
– Как найти в слове корень?
Задание на дом: № 502.
Урок 2 (133). Повторение изученного
о строении слов («Что я знаю о словах?»)
Цели: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание: уточнить опознавательные признаки понятия и способ действия для их выявления; ввести термин нулевоеокончание.
Оборудование: таблицы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 502.
– Какое слово вписали в первую строчку?
– Назовите однокоренные слова. Докажите.
– Назовите изменения одного слова. Докажите.
– Какие орфограммы отметили?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 503. Термин нулевоеокончание.
2) Задание 504. Способ действия для выделения окончания.
3) Обобщение: задание 505.
4) Задания 506, 507.
III. Итог урока.
–Какое новое научное слово вы узнали?
–Как надо действовать, чтобы найти окончание в слове?
Задание на дом: № 508.
Урок 3 (134). Знакомство с понятиями
«приставка» и «суффикс»
(«Знакомься: другие части слов!»)
Цел
ь: сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих свое значение и выполняющих в слове важную работу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 508.
– На какие три вопроса вы получили ответы? Прочитайте составленные вопросы.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Знакомство с приставкой и суффиксом.
Задания 509, 510.
Примечание авторов учебника. При морфемном анализе слов подснежники, сорняки и многих других возможно вариативное вычленение суффиксов, что связано с различиями в трактовке процесса образования слова. Так, если производить слово подснежник от снежный, то придется выделять суффиксы -н- и -ик-. Если же мотивировать его словом снег, как это сделано в задании 509, то и суффикс будет -ник-. В учебнике принято решение: из двух возможных (лингвистически допустимых) мотиваций образования слова выбирать ту, которая больше понятна ребенку, ближе к его логике объяснения слова. Второклассники должны учиться морфемному анализу слова на основе размышления о его значении и образовании.
Слова приставка и суффикс пришли в русский язык из латинского языка. В переводе они значат: приставка (ее ученые называют еще по-другому – префикс) – «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный».
3. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов.
Задания 511, 512, 513.
III. Итог урока.
– Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания?
– Какую работу выполняет каждая часть в слове?
Задание на дом: № 514.
Урок 4 (135). Значение, употребление
и написание приставок
(«Словесный конструктор»)
Цели: помочь ученикам осознать и систематизировать определенный круг приставок, которыми ониактивно пользуются в своей речевой практике, выявить их значение и запомнить написание, потренировать в осознанном и правильном употреблении.
Оборудование:карточки с приставками.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Вы знаете, что такое конструктор? Приходилось ли вам когда-то что-то собирать из его деталей?
– Прочитайте название темы урока на с. 96. Как вы понимаете эти слова?
– Как думаете, чему вы будете учиться на этом уроке?
2. Выполнение задания 515. Получившиеся слова: перехожу, подхожу, обхожу, вхожу, выхожу, отхожу (ухожу). В правильном написании слов поможет данный перечень приставок.
3. Составлениесправочника приставок. Усвоение значений и запоминание написания.
Задание 516.
– Как вы понимаете значение слова справочник? Подберите однокоренные слова и выделите все части слова справочник (справ- – корень, -оч- и -ник- – суффиксы).
4.Конструирование слов.
Задание 517.
5. Осознание орфографических проблем в приставках.
Задание 518.
6. Обобщение.
Задание 519.
III. Итог урока.
–Что вы узнали о приставках?
– В чем может помочь составленный вами справочник?
Задание на дом: № 520.
Урок 5 (136). Разграничение приставок
и предлогов
Цели: с опорой на имеющиеся знания учить детей разграничивать и по-разному писать приставки и предлоги, правильно соотносить приставку и предлог.
Оборудование:карточки с приставками.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Читайте образованные слова и объясняйте значение, которое вносит в слово приставка.
– Какой важный совет дали вам авторы учебника?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Прочитайте предложение на доске. (Мальчик побежал по дороге.)
– Сравните выделенные части. (В слове побежалпо – приставка, то есть часть слова, по дороге – по – слово-помощник, то есть самостоятельное слово, написано отдельно от другого слова.)
– Приставки и слова-помощники (предлоги) часто схожи, а писать их со словами нужно по-разному. Какую орфографическую задачу будем учиться решать?
2. Выполнение задания 521.
– Какие орфографические задачи придется решать при записи этого отрывка?
– Для решения каких задач показана помощь авторов в рамке?
– Как же узнать, где слово-помощник (предлог)? А где приставка?
3. Обобщение.
Задание 522.
4. Тренировка в разграничении приставок и предлогов и правильном их соотнесении.
Задания 523, 524.
III. Итог урока.
–Почему же приставки пишут со словами вместе, а слова-помощники отдельно?
– Как отличить приставку от слова-помощника?
Задание на дом: № 525.
Урок 6 (137). Значение, употребление
и написание суффиксов
Цели: помочь ученикам осознать и систематизировать определенный круг суффиксов, которыми ониактивно пользуются в своей речевой практике, выявить их значение и запомнить написание, потренировать в осознанном и правильном употреблении.
Оборудование:карточки с суффиксами.
Ход урока