Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Назовите слова, в которых вы еще не можете объяснить орфограммы. Где находятся эти орфограммы?

Запишите по памяти словарные слова, которые встретились в этом упражнении.

(Два ученика пишут с оборотной стороны доски.)

Проверка.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 575.

2) Задание 576.

III. Итог урока.

Задание 577.

– Какого мнения вы придерживаетесь? Почему?

Задание на дом.

Расскажите дома о своих достижениях.

Урок 24 (155). Знакомство с понятиями
«правильно» и «точно». обучение выбору
более точного слова. («
Как сказать лучше?»)

Цели: обучать детей точности и выразительности речи, учить внимательно относиться к слову и выбирать слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Продолжите предложение «Теперь я знаю и умею…»

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока: задание 578.

2. Выполнение заданий.

1) Задания 579, 580.

2) Задание 581.

III. Итог урока.

Что значит сказать правильно? А сказать точнее?

Задание на дом: № 582.

Урок 25 (156). Закрепление понятий «правильно»
и «точно». обучение выбору более точного слова.
(«К
ак сказать лучше?»)

Цели: обучать детей точности и выразительности речи: обсудить вопросы лексической сочетаемости слов, показать детям, что значения суффиксов в словах-названиях предметов и значения слов-названий не должны противоречить друг другу; развивать у детей языковую интуицию, чувство слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 582.

Прочитайте предложение с главной мыслью отрывка.

Какие слова использовали в тексте ? Почему?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 583, 584.

3. Самостоятельная работа.

Послушайте предложения и назовите части слов, которые назойливо повторяются и создают неблагозвучие.

Вот какой со мной случился случай. Зазвучали звуки музыки. Загудел гудок поезда. Туристы переночевали ночь в лесу.

(Предложения записаны на доске.После восприятия на слух запись открыть, выделить повторяющиеся части слов(корень).)


Как исправить предложения?

Запишите исправленное предложение в тетрадь (по выбору).

Задание на дом:принести словарь.

Уроки 26–27 (157158). Написание словесных картин

Цели: учить стилевому выбору слов; анализируя чужие работы, готовить учащихся к более осознаннымсобственным высказываниям.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверка словарных слов.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Какая бывает речь? (Картинная и деловая.)

Чем отличается картинная речь от деловой?

Сравните два отрывка. Какой из них взят из словесной картинки, а какой – из делового сообщения?

1) Растения имеют свое строение. У каждого различают корень (стебель, стебелек), листья, цветок, плод.

2) Тоненький (стебель, стебелек) выглянул из земли, увидел солнышко и потянулся к нему.

Какое слово из двух в скобках выберете? Почему?

– Сегодня вы будете учиться создавать свои словесные картинки.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 585.

Второй текст своим простым перечислением увиденного, своей неэмоциональностью напоминает деловой отчет. В картинной речи автор передает свои чувства, свое настроение. (Далее по заданию.)

2) Задание 586. Работая со «справочным бюро», обратить внимание детей на то, что из представленных там слов они, если захотят, могут выбрать нужные, но могут пользоваться своими.

Примерный текст:

Яркий весенний день. Светит доброе солнышко. Дует ласковый ветерок. На лугу раскинулась ковром молодая зеленая травка. А из травки выглядывают головки цветов.

Они как маленькие солнышки. Цветочки качаются на ветру и улыбаются нам.

III. Итог урока.

Чтение и обсуждение получившихся зарисовок.

Задание на дом: № 587.

Урок 28 (159). О значении, строении
и происхождении слов
Я размышляю о словах своего языка»)

Цели: привлечь маленьких школьников к раздумьям о словах своего языка, вызвать интерес к родному слову.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Конкурс загадок.

II. Работа по теме урока.



1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 588, 589.

3. Повторениесловарных слов (работа в парах).

Каждый открывает словарь и выписывает на листочке пять любых слов с «окошками». При этом правописание слов нужно хорошо запомнить. Словари закрываются. Ребята обмениваются листочками. Все известные им буквы они вписывают, неизвестные спрашивают у своего соседа.

Затем проверяют по словарю. Обратить внимание учащихся на то, что это не проверка, а повторение словарных слов. Поэтому если точно не знаешь, угадывать не нужно, а нужно спросить у ученика, который их выписывал.

III. Итог урока.

Задание на дом: подготовить сообщение о происхождении какого-нибудь слова.

Урок 29 (160). О значении, строении
и происхождении слов
Я размышляю о словах своего языка»)

Цели: привлечь маленьких школьников к раздумьям о словах своего языка, вызвать интерес к родному слову.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Прослушать 23 сообщения о происхождении слов.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 590, 591.

3. Повторениесловарных слов.

Запись на доске: полотенце, макароны, жираф, корзина, дорога, жаворонок, котлета.

Найдите и выпишите слова, в которых «спрятались» названия :

1) животного;

2) цветка;

3) птицы.


III. Итог урока.

Урок 30 (161). Обсуждение изученного с опорой
на оглавление учебника. возврат к отдельным
страницам и заданиям


(Эти уроки можно проводить как конкурсы, соревнования, путешествия и т. п.)

Цели: подвести итоги изучения материала за год; завершить работу с учебником как источником информации.

Оборудование:учебник «К тайнам нашего языка» (две части).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Прослушать 23 сообщения о происхождении слов.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 592.

Обратитесь к последним страницам учебника. Как они называются? Как вы понимаете первое название?

Чтобыпонять второе название, которое дано в скобках, вам нужно узнать значение еще одного слова: глава. Глава – это часть книги, у которой обычно есть название. Догадайтесь, как же объяснить слово оглавление.

Правильно, оглавление – это перечень глав, которые есть в книге. Внутри главы могут выделяться и более мелкие части, тоже имеющие заголовки. Как вы думаете, зачем в книгах делают оглавление? Зачем оно в нашем учебнике?

Внимательно рассмотрите оглавление учебника. Прочитайте название первой главы.

А какие еще части есть в главе?

По названиям глав и других частей вспомните, какие важные тайны русского языка открылись вам на страницах учебника (с. 140).

С опорой на учебник и таблицы повторяются следующие сведения: группы слов (научное слово предмет), звукобуквенный разбор (за какими буквами прячется звук [й'], мягкость согласных звуков). Выполнение упражнений можно провести в форме соревнования двух команд.

1) Выписать из стихотворения слова, называющие предметы, обозначить орфограммы:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом, и караваи хлеба –

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

В. Лифшиц

Назвать слова-указатели и слова-помощники. Назвать слова с мягкими согласными. Как обозначена их мягкость на письме? В каком слове мягкость согласного не обозначена? Почему?


2) Найди слова со звуком [й']. За одну минуту одна команда выписывает слова со звуком [й'], а другая – в которых нет звука [й'].

Аэродром, боец, вдвоем, вуаль, дуэт, змея, каюта, какао, тает, мяукать, уехать, наука, паять, пион, споем, поэт, рояль, струя, театр, поют, шпион, разъезд, ручьи.

3) Поставить ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание.

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь –

Первый щеголь.

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

4) Записать слова буквами: [п'эс'н'а], [друк], [св'ит'ил], [вараб'й'и].

5) Составить рассыпавшиеся слова, записать, обозначить орфограммы:

де саня жать

га рев ма

зинбе ли

III. Итог урока.

Какие знания вам помогли выполнять задания?

Урок 31 (162). Обсуждение изученного с опорой
на оглавление учебника. возврат к отдельным
страницам и заданиям


Цели: подвести итоги изучения материала за год; завершить работу с учебником как источником информации.

Оборудование:учебник «К тайнам нашего языка» (две части).

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Повторение глав «Размышляем о словах», «Как устроены слова?».

Задания командам:

1. Команды получают карточки с названиями предметов. Объяснить, почему эти предметы так называются.

1) Подберезовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник. 2) Земляника, опенок, вьюнок, снегирь, четверг. 3) Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника.

2. Найти родственные слова.

Белка, беленький, белить;

водяной, вода, водить;

лист, лиса, лисенок;

лось, лоскут, лосенок;

горный, горка, городок;

пес, песочный и песок;

моряки, морской, моржи;

корень, корневой, коржи;

холод, холмик, холодок;

носик, носит и носок;

семя, семечко, семья;

вдруг, подруга и друзья.

3. Найти в каждом столбике пару родственных слов и подчеркнуть их.

столстолбы азбукаалфавит пятьпятка

пеньпенка деньденьги часчасто

козакозленок лимонлимонад коньконец

комкомната вода