ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Как будете проверять? (По памятке на с. 137. Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; отмечай опасные места и, где можешь, решай, верно ли написано.)
– Прочитайте совет авторов на с. 20.
– Как вы думаете, пригодится вам этот совет? Почему?
3. Повторение правила написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1) Задания 34, 35.
Вывод: сообщение на с. 20.
2) Задание 36.
что делать? что делают?
шить кричат
дружить молчат
3) Задание 37. Самостоятельная работа (в парах).
III. Итог урока.
– Какие сочетания пишутся по особому правилу?
Задание на дом: № 38.
Лежат под кустом зайчата и пищат. Бежит чужая зайчиха. Накормила зайчат и побежала дальше. Вот какие зайчихи!
(17 слов)
Шура и Петя сами умылись и легли спать. Лежат и молчат. Темно. А в темноте кто-то шуршит. (17 слов)
Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик жили хорошо. Они дружили. Всё по дому они любили делать вместе. (17 слов)
Приехали
Чук и Гек мчались в санях по тайге. Но вот кони стали у крыльца маленькой избушки. Все вышли и направились к домику. (23 слова)
Возможные дополнительные задания (на Ваш выбор, по Вашему желанию):
1) указать количество звуков в словах дальше, спать, делать, мчались;
2) подчеркнуть двумя чёрточками буквы на месте мягких согласных звуков, а потом так же подчеркнуть буквы, которые указывают на их мягкость: бежит, умылись, жили, у крыльца;
3) найти в записи и, если есть, подчеркнуть (одной чёрточкой) буквы, за которыми прячется звук [й’];
4) поставить галочку над одним словом, которое называет действие.
Урок 9. Знакомство со случаями написания
ь и его отсутствиЯ в сочетаниях чк, чн, чт, щн
Цели:помочь учащимся осознать проблему написания ь как показателя мягкости; учить решению этой проблемы.
Оборудование:карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.
– В каких словах мягкость согласных никак не обозначена?
(Записать слова на доске: костяника, брусничка.)
– Проверьте, отмечены ли в словах известные «опасные места».
– Перед какими звуками стоят эти мягкие согласные? (Перед согласными.)
– Вам предстоит ответить на вопрос: всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другими согласным никак не обозначается? Послушайте словесную картинку, представьте ее.
Увидел медвежонок пень и прямо к нему. Сунул нос в щель. Пень как пень. И потрусил мишка дальше. (По Н. Сладкову.)
– Послушайте еще раз, найдите и выпишите слово, в котором мягкий звук стоит перед согласным. (Выписывают слово дальше в тетрадь и на доску.)
– Назовите мягкий согласный звук.
– Как вы обозначили его мягкость при письме?
– А можно ли обойтись без мягкого знака? Попробуйте прочитать так, как было бы без него.
Вывод: ь нужен, без него «сломается» слово.
– Сравните слова: что общего? (В каждом есть мягкие согласные звуки, стоящие перед согласными.)
– Чем отличаются? (В одних словах ьнаписан, а в других нет.)
– Почему так бывает? Вам и предстоит сейчас открыть одну из тайн русского языка.
II. Наблюдение за работой мягкого знака (ь).
Задание 39 перенести на доску.
– Читайте слова и слушайте себя. (Чтение с акцентом на мягкие согласные звуки перед согласными.)
ступе[н'к]а де[н'г']и
мы[л'н]ый да[л'н']ий
пи[с'м]о ле[с'н']ик
во[з'м]у гво[з'д']ик
– Чем схожи все слова?
– Найдите у каждого указанного мягкого согласного звука его соседа справа. Чем различаются эти соседи в разных столбиках?
– Покажите свои выводы над столбиками. (В левом столбике после мягкого согласного звука стоит твердый согласный, а в правом столбике после мягкого согласного звука стоит мягкий согласный.)
– Прочитайте те же слова, записанные буквами. Чем столбики слов отличаются друг от друга?
– Выберите для каждого столбика схему-заголовок и сделай запись на оставленной строке.
ступе[н’к]а де[н’г’]и
мы[л’н]ый да[л’н’]ий
пи[с’м]о ле[с’н’]ик
во[з’м]у гво[з’д’]ик
– Какую тайну обозначения мягкости согласных звуков перед согласными вы открыли?
– Прочитайте сообщение на с. 16 тетради-задачника и впишите то, чего недостает. (Строчка после слова «кроме» пока не заполняется.)
III. Закрепление полученных знаний.
Выполнение заданий 40, 41, 42.
IV. Итог урока.
– Как вы ответите на вопрос: «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного перед согласным?»
Задание на дом: № 43.
Урок 10. Мягкий согласный перед мягким –
«опасное» при письме место
Цели: упражнять в последовательности действий при определении обозначения мягкости согласных, «опасных» мест в соседстве двух мягких согласных; создать условия для наблюдения над словами с сочетаниями зд, ст.
Оборудование: карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова, в которых Ь не использован для обозначения мягкости.
– Какой заголовок выбрали для этого столбика?
И т. д.
– Сделайте вывод, прочитав правило в задании 44.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 45.
– Читай. Слушай себя. Если после мягкого согласного слышишь твердый, то его значок подчеркивай одной черточкой, если мягкий, то подчеркивай двумя черточками. (Самостоятельно работают в парах.)
– Запишите слова, в которых после мягкого согласного идет твердый. Где не будете писать ь? Почему?
(Печка, мачта, щучка, прочный.В этих словах находятся сочетания чк, чн, чт.)
– Запишите слова, в которых после мягкого согласного идет мягкий. Как будете действовать? Как об этом говорится в правиле?
– Обозначьте «опасное» место так: рас?ти .
2) Задание 46 подскажет, как пишутся эти слова. Припишите их рядом, отмечая опасные места среди согласных. (Образец обозначения в учебнике.)
Вывод.
– Какая новая «опасность письма» вам известна? (Слышу мягкий согласный перед мягким – это опасное место.)
– С какой «опасностью письма» она часто соединяется?
– Прочитайте советы авторов об этом на с. 25.
– Используйте эти советы при подготовке к списыванию.
3) Задание 47.
Учащиеся самостоятельно находят слова с новыми «опасностями» письма.
Проверка.
– Прочитайте слова с сочетаниями, в которых никогда не пишется ь. Запишите их. Подчеркните эти сочетания.
на речку, беспомощный
– Прочитайте слова, подходящие к схеме:
– Запишите их, отметьте опасные места (· или:) .
в гнезде, махонький, птенчик
– Выпишите слово, подходящее к схеме:
небольшое
III. Итог урока.
– Почему в словах в гнезде, махонький, птенчик опасные места? (Слышится мягкий согласный звук перед мягким согласным.)
– Почему в словенебольшоедля обозначения мягкости согласного звука использовали ь?
(У этого звука «правый сосед» твердый звук.)
Задание на дом: № 48.
Урок 11. Сочетания, в которых никогда или чаще
всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ, ст и нт)
Цели: на основе наблюдения за написанием слов составить таблицу-подсказку «Не пишется ь»; учить пользоваться этой таблицей; упражнять в нахождении ответа на вопрос: «Когда нужень для обозначения мягкости согласного звука перед согласным?»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 48.
– Какие слова с «новыми опасностями» вы встретили в задании?
– Назовите слова, в которых ь никогда не пишется. Почему?
кисточки, белочка
– Назовите слово, в котором после буквы мягкого согласного пишется ь, потому что у этого звука «правый сосед» твердый (у зверька).
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня вы узнаете, как поступать с «опасными местами» в остальных словах. Обратимся к заданию 49.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 49.
– Ученые выяснили, что есть такие сочетания букв мягких согласных, в которых ь не пишется. Вы сейчас составите таблицу с этими сочетаниями, которая вам будет помогать в дальнейшем писать грамотно.
(Канва таблицы на доске.Учащиеся выполняют задания и в тетрадях, и на доске.)
– Посмотрите на самый верх таблицы, скажите, о каком случае письма пойдет речь. (О том, когда для обозначения мягкости согласного, стоящего перед другим согласным, не пишется ь.)
Учитель формулирует вопросы и задания, учащиеся заполняют таблицу. После заполнения все, вписанное в таблицу, проговаривается.
2) Задание 50. Решение задач письма проходит с опорой на таблицу.
3) Наблюдение за словами в задании 51, формулировка вывода.
III. Итог урока.
Тренировка в написании слов с мягким знаком и без него (задание 52).
Задание на дом: изготовить карточку-подсказку, переписать на нее сочетания букв, в которых не пишется ь; № 53.
Урок 12. Закрепление правила написания ь
между двумя согласными
Цели: тренировать в применении правила написания ь между двумя согласными; привлечь внимание к уменьшительно-ласкательным суффиксам -еньк- и -оньк- (без употребления термина, но с использованием условного выделения «крышечкой»), дать установку на запоминание облика этих суффиксов:
Оборудование: таблица «Не пишется ь», карточки.
Ход урока
– Прочитайте совет авторов на с. 20.
– Как вы думаете, пригодится вам этот совет? Почему?
3. Повторение правила написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1) Задания 34, 35.
Вывод: сообщение на с. 20.
2) Задание 36.
что делать? что делают?
шить кричат
дружить молчат
3) Задание 37. Самостоятельная работа (в парах).
III. Итог урока.
– Какие сочетания пишутся по особому правилу?
Задание на дом: № 38.
Лежат под кустом зайчата и пищат. Бежит чужая зайчиха. Накормила зайчат и побежала дальше. Вот какие зайчихи!
(17 слов)
Шура и Петя сами умылись и легли спать. Лежат и молчат. Темно. А в темноте кто-то шуршит. (17 слов)
Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик жили хорошо. Они дружили. Всё по дому они любили делать вместе. (17 слов)
Приехали
Чук и Гек мчались в санях по тайге. Но вот кони стали у крыльца маленькой избушки. Все вышли и направились к домику. (23 слова)
Возможные дополнительные задания (на Ваш выбор, по Вашему желанию):
1) указать количество звуков в словах дальше, спать, делать, мчались;
2) подчеркнуть двумя чёрточками буквы на месте мягких согласных звуков, а потом так же подчеркнуть буквы, которые указывают на их мягкость: бежит, умылись, жили, у крыльца;
3) найти в записи и, если есть, подчеркнуть (одной чёрточкой) буквы, за которыми прячется звук [й’];
4) поставить галочку над одним словом, которое называет действие.
Урок 9. Знакомство со случаями написания
ь и его отсутствиЯ в сочетаниях чк, чн, чт, щн
Цели:помочь учащимся осознать проблему написания ь как показателя мягкости; учить решению этой проблемы.
Оборудование:карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи.
– В каких словах мягкость согласных никак не обозначена?
(Записать слова на доске: костяника, брусничка.)
– Проверьте, отмечены ли в словах известные «опасные места».
– Перед какими звуками стоят эти мягкие согласные? (Перед согласными.)
– Вам предстоит ответить на вопрос: всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другими согласным никак не обозначается? Послушайте словесную картинку, представьте ее.
Увидел медвежонок пень и прямо к нему. Сунул нос в щель. Пень как пень. И потрусил мишка дальше. (По Н. Сладкову.)
– Послушайте еще раз, найдите и выпишите слово, в котором мягкий звук стоит перед согласным. (Выписывают слово дальше в тетрадь и на доску.)
– Назовите мягкий согласный звук.
– Как вы обозначили его мягкость при письме?
– А можно ли обойтись без мягкого знака? Попробуйте прочитать так, как было бы без него.
Вывод: ь нужен, без него «сломается» слово.
– Сравните слова: что общего? (В каждом есть мягкие согласные звуки, стоящие перед согласными.)
– Чем отличаются? (В одних словах ьнаписан, а в других нет.)
– Почему так бывает? Вам и предстоит сейчас открыть одну из тайн русского языка.
II. Наблюдение за работой мягкого знака (ь).
Задание 39 перенести на доску.
– Читайте слова и слушайте себя. (Чтение с акцентом на мягкие согласные звуки перед согласными.)
ступе[н'к]а де[н'г']и
мы[л'н]ый да[л'н']ий
пи[с'м]о ле[с'н']ик
во[з'м]у гво[з'д']ик
– Чем схожи все слова?
– Найдите у каждого указанного мягкого согласного звука его соседа справа. Чем различаются эти соседи в разных столбиках?
– Покажите свои выводы над столбиками. (В левом столбике после мягкого согласного звука стоит твердый согласный, а в правом столбике после мягкого согласного звука стоит мягкий согласный.)
– Прочитайте те же слова, записанные буквами. Чем столбики слов отличаются друг от друга?
– Выберите для каждого столбика схему-заголовок и сделай запись на оставленной строке.
ступе[н’к]а де[н’г’]и
мы[л’н]ый да[л’н’]ий
пи[с’м]о ле[с’н’]ик
во[з’м]у гво[з’д’]ик
– Какую тайну обозначения мягкости согласных звуков перед согласными вы открыли?
– Прочитайте сообщение на с. 16 тетради-задачника и впишите то, чего недостает. (Строчка после слова «кроме» пока не заполняется.)
III. Закрепление полученных знаний.
Выполнение заданий 40, 41, 42.
IV. Итог урока.
– Как вы ответите на вопрос: «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного перед согласным?»
Задание на дом: № 43.
Урок 10. Мягкий согласный перед мягким –
«опасное» при письме место
Цели: упражнять в последовательности действий при определении обозначения мягкости согласных, «опасных» мест в соседстве двух мягких согласных; создать условия для наблюдения над словами с сочетаниями зд, ст.
Оборудование: карточки с сочетаниями чк, чн, чт, щн.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова, в которых Ь не использован для обозначения мягкости.
– Какой заголовок выбрали для этого столбика?
= | = | | (Сочетание двух мягких согласных.) |
И т. д.
– Сделайте вывод, прочитав правило в задании 44.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 45.
– Читай. Слушай себя. Если после мягкого согласного слышишь твердый, то его значок подчеркивай одной черточкой, если мягкий, то подчеркивай двумя черточками. (Самостоятельно работают в парах.)
– Запишите слова, в которых после мягкого согласного идет твердый. Где не будете писать ь? Почему?
(Печка, мачта, щучка, прочный.В этих словах находятся сочетания чк, чн, чт.)
– Запишите слова, в которых после мягкого согласного идет мягкий. Как будете действовать? Как об этом говорится в правиле?
– Обозначьте «опасное» место так: рас?ти .
2) Задание 46 подскажет, как пишутся эти слова. Припишите их рядом, отмечая опасные места среди согласных. (Образец обозначения в учебнике.)
Вывод.
– Какая новая «опасность письма» вам известна? (Слышу мягкий согласный перед мягким – это опасное место.)
– С какой «опасностью письма» она часто соединяется?
– Прочитайте советы авторов об этом на с. 25.
– Используйте эти советы при подготовке к списыванию.
3) Задание 47.
Учащиеся самостоятельно находят слова с новыми «опасностями» письма.
Проверка.
– Прочитайте слова с сочетаниями, в которых никогда не пишется ь. Запишите их. Подчеркните эти сочетания.
на речку, беспомощный
– Прочитайте слова, подходящие к схеме:
– Запишите их, отметьте опасные места (· или:) .
в гнезде, махонький, птенчик
– Выпишите слово, подходящее к схеме:
небольшое
III. Итог урока.
– Почему в словах в гнезде, махонький, птенчик опасные места? (Слышится мягкий согласный звук перед мягким согласным.)
– Почему в словенебольшоедля обозначения мягкости согласного звука использовали ь?
(У этого звука «правый сосед» твердый звук.)
Задание на дом: № 48.
Урок 11. Сочетания, в которых никогда или чаще
всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ, ст и нт)
Цели: на основе наблюдения за написанием слов составить таблицу-подсказку «Не пишется ь»; учить пользоваться этой таблицей; упражнять в нахождении ответа на вопрос: «Когда нужень для обозначения мягкости согласного звука перед согласным?»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 48.
– Какие слова с «новыми опасностями» вы встретили в задании?
– Назовите слова, в которых ь никогда не пишется. Почему?
кисточки, белочка
– Назовите слово, в котором после буквы мягкого согласного пишется ь, потому что у этого звука «правый сосед» твердый (у зверька).
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня вы узнаете, как поступать с «опасными местами» в остальных словах. Обратимся к заданию 49.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 49.
– Ученые выяснили, что есть такие сочетания букв мягких согласных, в которых ь не пишется. Вы сейчас составите таблицу с этими сочетаниями, которая вам будет помогать в дальнейшем писать грамотно.
(Канва таблицы на доске.Учащиеся выполняют задания и в тетрадях, и на доске.)
– Посмотрите на самый верх таблицы, скажите, о каком случае письма пойдет речь. (О том, когда для обозначения мягкости согласного, стоящего перед другим согласным, не пишется ь.)
Учитель формулирует вопросы и задания, учащиеся заполняют таблицу. После заполнения все, вписанное в таблицу, проговаривается.
2) Задание 50. Решение задач письма проходит с опорой на таблицу.
3) Наблюдение за словами в задании 51, формулировка вывода.
III. Итог урока.
Тренировка в написании слов с мягким знаком и без него (задание 52).
Задание на дом: изготовить карточку-подсказку, переписать на нее сочетания букв, в которых не пишется ь; № 53.
Урок 12. Закрепление правила написания ь
между двумя согласными
Цели: тренировать в применении правила написания ь между двумя согласными; привлечь внимание к уменьшительно-ласкательным суффиксам -еньк- и -оньк- (без употребления термина, но с использованием условного выделения «крышечкой»), дать установку на запоминание облика этих суффиксов:
Оборудование: таблица «Не пишется ь», карточки.
Ход урока