Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант. Альбом, пальто, девочка, мальчик, учительница.

– Отметьте опасные места: черточкой _ или точкой. .

(Взаимопроверка.)

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Запись слов под диктовку с подробным комментированием с опорой на таблицу-подсказку.

– Запишите в два столбика: с ь и без него.

Рельсы, внучка, песня, бульдог, меньше, Костя, вальс, срочный, апельсин, точка.

Задания: 1) в указанных словах одной черточкой подчеркнуть буквы мягких согласных звуков, а двумя – буквы, которые указывают на мягкость; 2) слова одного из столбиков расположить по алфавиту или цифрами указать их порядок (работа в парах).

– Я называю слово. Если оно пишется с ь, то вы приседаете, если ь нет, то вы поднимаете вверх руки. (Стелька, сочный, льдышка, пальчик, кончик, почта, ручка, новенький.)

3. Выполнение заданий 54, 55, 56.

Задание на дом: № 57.


Урок 13. Закрепление изученного

Цели: закреплять приобретенные знания и первоначальные умения, способствовать их более уверенному использованию при письме; упражнять в обнаруживании «опасных» звуковых сочетаний на слух.

Оборудование: таблица, карточки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 57.

– Прочитайте слова, которыми дополнили предложение. Докажите, почему в этих словах написань.

– В каких еще словах есть опасное место? Написан ли в них ь? Почему?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Работа по закреплению полученных знаний.

1) Игра «Кто внимательный».

– Послушайте стихотворение С. Лукьянова.

– В чем смысл этого стихотворения?

Мы на даче ждем гостей Стол – где кустик потенистей.

Из далеких областей. Но придется потесниться.

Папа строит новый мостик, С папой вместе мы везде

Я несу ему то гвоздик, На работе и в еде!

То пилу, то молоток, Жизни лучше я не знаю,

А в жару – воды глоток. Часто песни напеваю!

Потрудившись с папой
здесь, Раз, два, три, четыре, пять!

К маме мы бежим поесть. Я иду гостей встречать!

– Как можно назвать стихотворение?

– Послушайте еще раз это стихотворение и посчитайте, сколько раз в словах встречаются сочетания «мягкий согласный перед мягким согласным». (14 раз.)

– Назовите слова, которые запомнили. Нужен ли в них ь? Почему?

2) Задание 58.

При проверке работы назвать все «опасные места» (они должны быть отмечены).

– Найдите в этом тексте названия предметов. Есть ли при этих словах предлоги (слова-помощники)? Назовите их.

– С какими еще словами встречаются предлоги? (Со словами-указателями.)

3) Запись под диктовку.

– Ребята, вы сейчас запишете небольшой отрывок из повести Н. Носова «Приключения Незнайки». Вы познакомитесь с необычным городом, где живут необычные малыши, если прочитаете эту повесть. А пока вы узнаете несколько имен жителей этого города. Не удивляйтесь, имена у них необычные.

Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.

(Записать:Там жили Тюбик, Гусля, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.)

1) Графическая запись.

2) Словесная запись.

III. Итог урока.

Задание 59.

– О какой новой тайне русского языка вы узнали?

(О том, что мягкость согласного звука не всегда обозначается при письме: есть согласные, которым никогда не надо показывать свою мягкость, так как у них нет твердых пар; о том, что букве мягкого звука перед «твердым соседом» нужен ь, а перед мягким – чаще всего бывает не нужен, так как мягким его делает «мягкий сосед».)

– Теперь вы можете объяснить, почему в словах костяника, брусничка мягкость согласных не обозначена, а в слове дальше обозначена?

Задание на дом: № 60.

Урок 14. Повторение известных способов
обозначения звука [
й']

Цели: повторить два известных способа обозначения звука [й']; уточнить позиции, от которых зависит выбор способа; закрепить умение осознанно контролировать этот выбор.



Оборудование: на доске канва таблицы «Как звук [й'] обозначается буквами?»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте слова со звуком [й']. (Большая, у неё, клейкий ,язык, слизней, стемнеет.)

– За какими буквами он прячется?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

– Прочитайте заглавие части учебника на с. 32. Скажите, чем вы будете заниматься на уроке?

2. Выполнение заданий.

1) Задания 61, 62, 63.

Чтобы рассказать мальчику-иностранцу о способах обозначения звука [й'] в русском языке, мы заполним таблицу в задании 64.

– Как называется таблица?

– Сколько способов обозначения звука [й'] в этой таблице? (3.)

– Где слышится звук [й'] в словах первой части таблицы? (В конце слова или перед согласным звуком.)

– Как обозначается в этих словах звук [й']? (Буквой й.Заполняется таблица.)

– Назовите такие слова. (Можно использовать предыдущие задания.Записать на доске.)

– Какие буквы обозначают звук [й'] во второй части таблицы? Какой буквы недостает?

– Где находится звук [й'] в словах второй части таблицы? (В начале слова или в середине между двумя гласными.) Назовите такие слова.

– Назовите положение звука [й'] в третьей части таблицы. (Между согласным и гласным.)

– Как обозначить на письме звук [й'] в этом случае, вы узнаете на следующем уроке.

2) Задание 64. Выполнить устные задания (работа в парах).

3) Задание 66.

III. Итог урока.

– Какими буквами может обозначаться на письме звук [й']? (Использовать таблицу.)

– Когда «на работу» выходит буква й? А буквы ё, я, е, ю?

Задание на дом: № 65.

Составить диктант из словарных слов (с. 4 в тетради-задачнике), в которых слышится звук [й'].

Урок 15. Знакомство с назначением
разделительных знаков (
ь и ъ);
освоение записи:
ь/ъ

Цель: познакомить учащихся с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого.

Оборудование: карточки со схемами из таблицы упр. 64.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Записать под диктовку словарные слова: яблоко, воробей, заяц, ягода, ребята.

Поставьте над словом цифру 1, если звук [
й'] обозначен буквой й, и цифру 2, если звук [й'] «прячется» за другими буквами. В каком слове не оказалось звука [й']?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

Продолжаем помогать мальчику-иностранцу учиться обозначать звук [й'] на письме.

2. Наблюдение за позицией звука [й'] в словах.

Задания 67, 68.

Произнесите слово хлопья и скажите, после какого звука перед каким находится звук [й']? (После согласного звука [п'] перед гласным звуком [а].)

Как этот звук вместе со следующим гласным обозначен? (Буквами ь и я.)

(Обсудить все слова.)

Какой способ обозначения звука [й'] вы узнали?

Когда этот способ используется? (Когда звук [й'] находится после согласного перед гласным.)

Проверка вывода в задании 69.

3. Наблюдение за позицией разделительных знаков в слове.

Задание 70.

Вывод: задание 71.

4. Самостоятельная работа: задание 72.

III. Итог урока.

Задание на дом: № 73.

Урок 16. Формирование умения использовать
разделительный
ь

Цели: обобщить знания о способах обозначения звука [й'] на письме; учить проводить звукобуквенный разбор слов с разделительнымиь и ъ; познакомить с правилом переноса слов с разделительным ь.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Обобщение способов обозначения звука [й'] на письме.

Задания 74, 75.

3. Звукобуквенный разбор слов с разделительными знаками.

Задание 76.

4. Наблюдение за изменением слов по числам. Правило переноса слов с разделительнымь.

Задания 77, 78.

III. Итог урока.

Какие способы обозначения звука [й'] вы теперь знаете?

Как переносить слова с разделительнымь с одной строки на другую? ь не может начинаться строка; знак пишется с той буквой, которой он помогает.)

Ответьте на вопрос мальчика-иностранца в задании 78.

Как перенести слово платье?

Задание на дом: № 79.

Урок 17. Закрепление изученного
о разделительных Ъ и ь. Тренировка
в выборе знака.



Цели: тренировать в выборе разделительных знаков: ь/ъ; учить использовать и записывать притяжательные прилагательные; развивать речь.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 79.

Прочитайте слова с мягкими согласными перед согласными. (Девочка, синичку, птичка, беспомощно, птичке.) Почему в этих словах не написань?

Какие слова с разделительными знаками выписали?

Разделите для переноса слова вьюга, перья, съежилась. Как это делать?

Какие еще слова с ь встретились в тексте? Какую работу в них выполняет ь?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий 80, 81, 82.

Какую работу может выполнять ь?

3. Тренировка в нахождении слов-названий предметов, действий, признаков.

Задание 84.

Найдите в тексте названия предметов с предлогами.

III. Итог урока.

Какую работу выполняют разделительные знаки?

Задание на дом: № 85.

Урок 18. Закрепление изученного материала

Цели: показать способ избежания ошибок при письме; упражнять в написании слов с разделительнымиь и ъ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выполнение задания 85.

Какие ошибки нашли в записке Кости?

В каком слове лучше показать выбор букв: ь/ъ?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Выполнение заданий.

1) Задание 86.

Какой способ записи использован в записке Антона?

2) Запишите в столбик имена детей: Таня, Даша, Оля, Наташа, Илюша.

Рядом запишите полные имена этих детей. (Татьяна, Дарья, Ольга, Наталья, Илья.)

Цифрами покажите алфавитный порядок этих имен.

Какое из записанных вами слов отличается от других «работой» ь?

3) Проведите звукобуквенный разбор слов Ольга и Илья.

4) Расположите слова шить, пить, лить по алфавиту и запишите их в столбик.