ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант. Альбом, пальто, девочка, мальчик, учительница.
– Отметьте опасные места: черточкой _ или точкой. .
(Взаимопроверка.)
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Запись слов под диктовку с подробным комментированием с опорой на таблицу-подсказку.
– Запишите в два столбика: с ь и без него.
Рельсы, внучка, песня, бульдог, меньше, Костя, вальс, срочный, апельсин, точка.
Задания: 1) в указанных словах одной черточкой подчеркнуть буквы мягких согласных звуков, а двумя – буквы, которые указывают на мягкость; 2) слова одного из столбиков расположить по алфавиту или цифрами указать их порядок (работа в парах).
– Я называю слово. Если оно пишется с ь, то вы приседаете, если ь нет, то вы поднимаете вверх руки. (Стелька, сочный, льдышка, пальчик, кончик, почта, ручка, новенький.)
3. Выполнение заданий 54, 55, 56.
Задание на дом: № 57.
Урок 13. Закрепление изученного
Цели: закреплять приобретенные знания и первоначальные умения, способствовать их более уверенному использованию при письме; упражнять в обнаруживании «опасных» звуковых сочетаний на слух.
Оборудование: таблица, карточки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 57.
– Прочитайте слова, которыми дополнили предложение. Докажите, почему в этих словах написань.
– В каких еще словах есть опасное место? Написан ли в них ь? Почему?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Работа по закреплению полученных знаний.
1) Игра «Кто внимательный».
– Послушайте стихотворение С. Лукьянова.
– В чем смысл этого стихотворения?
Мы на даче ждем гостей Стол – где кустик потенистей.
Из далеких областей. Но придется потесниться.
Папа строит новый мостик, С папой вместе мы везде
Я несу ему то гвоздик, На работе и в еде!
То пилу, то молоток, Жизни лучше я не знаю,
А в жару – воды глоток. Часто песни напеваю!
Потрудившись с папой
здесь, Раз, два, три, четыре, пять!
К маме мы бежим поесть. Я иду гостей встречать!
– Как можно назвать стихотворение?
– Послушайте еще раз это стихотворение и посчитайте, сколько раз в словах встречаются сочетания «мягкий согласный перед мягким согласным». (14 раз.)
– Назовите слова, которые запомнили. Нужен ли в них ь? Почему?
2) Задание 58.
При проверке работы назвать все «опасные места» (они должны быть отмечены).
– Найдите в этом тексте названия предметов. Есть ли при этих словах предлоги (слова-помощники)? Назовите их.
– С какими еще словами встречаются предлоги? (Со словами-указателями.)
3) Запись под диктовку.
– Ребята, вы сейчас запишете небольшой отрывок из повести Н. Носова «Приключения Незнайки». Вы познакомитесь с необычным городом, где живут необычные малыши, если прочитаете эту повесть. А пока вы узнаете несколько имен жителей этого города. Не удивляйтесь, имена у них необычные.
Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.
(Записать:Там жили Тюбик, Гусля, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.)
1) Графическая запись.
2) Словесная запись.
III. Итог урока.
Задание 59.
– О какой новой тайне русского языка вы узнали?
(О том, что мягкость согласного звука не всегда обозначается при письме: есть согласные, которым никогда не надо показывать свою мягкость, так как у них нет твердых пар; о том, что букве мягкого звука перед «твердым соседом» нужен ь, а перед мягким – чаще всего бывает не нужен, так как мягким его делает «мягкий сосед».)
– Теперь вы можете объяснить, почему в словах костяника, брусничка мягкость согласных не обозначена, а в слове дальше обозначена?
Задание на дом: № 60.
Урок 14. Повторение известных способов
обозначения звука [й']
Цели: повторить два известных способа обозначения звука [й']; уточнить позиции, от которых зависит выбор способа; закрепить умение осознанно контролировать этот выбор.
Оборудование: на доске канва таблицы «Как звук [й'] обозначается буквами?»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова со звуком [й']. (Большая, у неё, клейкий ,язык, слизней, стемнеет.)
– За какими буквами он прячется?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Прочитайте заглавие части учебника на с. 32. Скажите, чем вы будете заниматься на уроке?
2. Выполнение заданий.
1) Задания 61, 62, 63.
Чтобы рассказать мальчику-иностранцу о способах обозначения звука [й'] в русском языке, мы заполним таблицу в задании 64.
– Как называется таблица?
– Сколько способов обозначения звука [й'] в этой таблице? (3.)
– Где слышится звук [й'] в словах первой части таблицы? (В конце слова или перед согласным звуком.)
– Как обозначается в этих словах звук [й']? (Буквой й.Заполняется таблица.)
– Назовите такие слова. (Можно использовать предыдущие задания.Записать на доске.)
– Какие буквы обозначают звук [й'] во второй части таблицы? Какой буквы недостает?
– Где находится звук [й'] в словах второй части таблицы? (В начале слова или в середине между двумя гласными.) Назовите такие слова.
– Назовите положение звука [й'] в третьей части таблицы. (Между согласным и гласным.)
– Как обозначить на письме звук [й'] в этом случае, вы узнаете на следующем уроке.
2) Задание 64. Выполнить устные задания (работа в парах).
3) Задание 66.
III. Итог урока.
– Какими буквами может обозначаться на письме звук [й']? (Использовать таблицу.)
– Когда «на работу» выходит буква й? А буквы ё, я, е, ю?
Задание на дом: № 65.
Составить диктант из словарных слов (с. 4 в тетради-задачнике), в которых слышится звук [й'].
Урок 15. Знакомство с назначением
разделительных знаков (ь и ъ);
освоение записи: ь/ъ
Цель: познакомить учащихся с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого.
Оборудование: карточки со схемами из таблицы упр. 64.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Записать под диктовку словарные слова: яблоко, воробей, заяц, ягода, ребята.
–Поставьте над словом цифру 1, если звук [
й'] обозначен буквой й, и цифру 2, если звук [й'] «прячется» за другими буквами. В каком слове не оказалось звука [й']?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– Продолжаем помогать мальчику-иностранцу учиться обозначать звук [й'] на письме.
2. Наблюдение за позицией звука [й'] в словах.
Задания 67, 68.
– Произнесите слово хлопья и скажите, после какого звука перед каким находится звук [й']? (После согласного звука [п'] перед гласным звуком [а].)
– Как этот звук вместе со следующим гласным обозначен? (Буквами ь и я.)
(Обсудить все слова.)
– Какой способ обозначения звука [й'] вы узнали?
– Когда этот способ используется? (Когда звук [й'] находится после согласного перед гласным.)
Проверка вывода в задании 69.
3. Наблюдение за позицией разделительных знаков в слове.
Задание 70.
Вывод: задание 71.
4. Самостоятельная работа: задание 72.
III. Итог урока.
Задание на дом: № 73.
Урок 16. Формирование умения использовать
разделительныйь
Цели: обобщить знания о способах обозначения звука [й'] на письме; учить проводить звукобуквенный разбор слов с разделительнымиь и ъ; познакомить с правилом переноса слов с разделительным ь.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Обобщение способов обозначения звука [й'] на письме.
Задания 74, 75.
3. Звукобуквенный разбор слов с разделительными знаками.
Задание 76.
4. Наблюдение за изменением слов по числам. Правило переноса слов с разделительнымь.
Задания 77, 78.
III. Итог урока.
– Какие способы обозначения звука [й'] вы теперь знаете?
– Как переносить слова с разделительнымь с одной строки на другую? (С ь не может начинаться строка; знак пишется с той буквой, которой он помогает.)
– Ответьте на вопрос мальчика-иностранца в задании 78.
– Как перенести слово платье?
Задание на дом: № 79.
Урок 17. Закрепление изученного
о разделительных Ъ и ь. Тренировка
в выборе знака.
Цели: тренировать в выборе разделительных знаков: ь/ъ; учить использовать и записывать притяжательные прилагательные; развивать речь.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 79.
– Прочитайте слова с мягкими согласными перед согласными. (Девочка, синичку, птичка, беспомощно, птичке.) Почему в этих словах не написань?
– Какие слова с разделительными знаками выписали?
– Разделите для переноса слова вьюга, перья, съежилась. Как это делать?
– Какие еще слова с ь встретились в тексте? Какую работу в них выполняет ь?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий 80, 81, 82.
– Какую работу может выполнять ь?
3. Тренировка в нахождении слов-названий предметов, действий, признаков.
Задание 84.
– Найдите в тексте названия предметов с предлогами.
III. Итог урока.
– Какую работу выполняют разделительные знаки?
Задание на дом: № 85.
Урок 18. Закрепление изученного материала
Цели: показать способ избежания ошибок при письме; упражнять в написании слов с разделительнымиь и ъ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выполнение задания 85.
– Какие ошибки нашли в записке Кости?
– В каком слове лучше показать выбор букв: ь/ъ?
II. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Выполнение заданий.
1) Задание 86.
– Какой способ записи использован в записке Антона?
2) Запишите в столбик имена детей: Таня, Даша, Оля, Наташа, Илюша.
– Рядом запишите полные имена этих детей. (Татьяна, Дарья, Ольга, Наталья, Илья.)
– Цифрами покажите алфавитный порядок этих имен.
– Какое из записанных вами слов отличается от других «работой» ь?
3) Проведите звукобуквенный разбор слов Ольга и Илья.
4) Расположите слова шить, пить, лить по алфавиту и запишите их в столбик.