Файл: Урок Поговорим об ушедшем лете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рядом запишите изменения этих слов по команде вопроса: Мы что делаем?

3. Самостоятельная работа (в парах).

Задание 87.

4. Проверка самостоятельной работы.

III. Итог урока.

В каких словах пишутся разделительные знаки?

Как выбрать разделительный знак?

Задание на дом: № 88.


Урок 19. Обобщение по теме
«Знаем – повторим, не знаем – узнаем»


Цели: помочь учащимся вычленить и обобщить знания и умения, которые они приобрели за первые дни учебного года; продолжить обучение общению в письменной форме.

Оборудование: таблицы из тетради-задачника, с. 3.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 88.

Как называется та часть учебника, с которой вы заканчиваете работу?

Откройте ту страницу учебника, на которой вы повторяли то, что вам было знакомо. Материал о чем вы повторяли?

(С. 7.О нашей речи; речь бывает устная и письменная, деловая и картинная.)

Кто главный работник в языке? (Слово.)

Какие бывают слова?

Что нового узнали о словах? (С. 9, 12.)

Какую работу со словами вы научились делать? (Звукобуквенный разбор.)

– Какие правила нужно выполнять, чтобы вас хорошо понимали?

Когда письменная речь бывает непонятной? (С. 20.)

Какую тайну мягких согласных вы узнали?

Как нужно действовать, чтобы решить, надо обозначать мягкость согласных или нет? (С. 24.Таблица «Не пишется ь».)

Расскажите, как буквами обозначается звук [й']? (Таблица «Как звук [й'] обозначается буквами».)

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока.

– Все знания и умения вы покажете при выполнении заданий 89 и 90.

2. Выполнение заданий 89, 90.

3. Самостоятельная работа.

Задание 91 (начало работы).

III. Итог урока.

С какими трудностями письменной речи вы научились справляться? (Обозначение мягкости согласных, применение разделительных знаков.)

Задание на дом: № 91 (закончить).

Урок 20. Контрольная работа

Цель: проверить наличие необходимого минимума умений по изученным вопросам.

Ход урока

1. Диктант (на выбор).

1) У УЧИТЕЛЬНИЦЫ

За дверью Маруся и Верочка с красивыми листьями. Девочки пришли навестить больную учительницу. Она лежит в постели третью неделю. Рада гостям! (
23 слова.)

(По мотивам пьесы Е. Шварца.)

2) ЖИТЕЛИ ДОМА

Осенью мы часто топили печку. У огонька кот Иваныч и ручной заяц Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (21 слово.)

(По мотивам рассказа Г. Скребицкого.)

Методика проведения диктанта.

1) Чтение предложения для общего знакомства.

2) После второго чтения учащиеся, проговаривая, пишут предложение графически в виде слоговых моделей, отмечают опасные места.

3) Третье чтение предложения с орфографическим проговариванием. Учащиеся вписывают над сигналами «опасности» нужные буквы.

4) Ученики шепотом диктуют себе предложение и записывают, отмечая «опасные» места.

5) Проверка: учащиеся читают предложение сами, сверяя написанное с моделью.

Физкультминутка

2. Фонетико-графические задания.

1) Провести звукобуквенный разбор. (Слова даются на слух.)

Вариант I Вариант II

шью пью

2) Записать слова буквами, поставить ударение. (Здесь и в следующих заданиях слова написаны на доске; звуковая запись не списывается.)

а) ма[й'ак] а) [й'ама]

б) [в'й'уга] б) [в'й'уны]

3) Записать буквы алфавита, которые находятся между буквами:

о … т е … к

4) Выписать слово, в котором ударение на втором слоге:

карандаш, книжка, обложка; написали, ручка, тетрадка.

Один из вариантов обобщения результатов проверки.

Содержание проверки

Количество учащихся,

выполнивших работу:

без ош.

1–2 ош.

3–5 ош.

более
5 ош.

1. Разграничение звуков и букв: выполнение звуко-буквенного разбора













2. Умение определять ударение













3. Знание алфавита













4.Умение списывать













5. Правильность письменной речи (диктант):

– пропуски, замены, перестановки букв;

обозначение мягкости согласных:

на конце слова,

перед согласным;

обозначение звука [й']:

первыми двумя способами;

с использованием ь;

оформление границ предложения;

написание собственных имен;

написание сочетаний жи-ши и др.;

раздельное написание слов (предлогов)
















Урок 21. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель: формировать у учащихся умение обнаруживать причину своей ошибки.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока. Подвести итоги выполнения контрольной работы.

Примечание. По мнению М. Соловейчик, одного способа исправления ошибки – зачеркнуть и надписать верную букву – мало. Этот способ применяется обычно в том случае, когда допущена ошибка на неизученное правило. В других случаях полезнее фиксировать ошибки другими способами:

  • зачеркнуть, но не надписывать букву;

  • подчеркнуть слово и выделить в нем соответствующую морфему или указать ее на полях;

  • подчеркнуть слово, не давая дополнительных подсказок;

  • на строке рядом со знаком ошибки назвать часть речи или часть слова; на строке поставить знак ошибки, не сопровождая его никакими пометками.

Выбор способа, конечно, определяется возможностями ученика, характером ошибки, этапом обучения и т. п. Главное – не констатировать незнание, а помогать ученику совершенствовать свои умения.

2. Выписать на доске предложения, слова с ошибками из работ учащихся (наиболее часто повторяющиеся). Ученики объясняют порядок действий при проверке написанного, находят ошибки, исправляют их, отвечают на вопрос: «Чего не знал ученик или о чем забыл?»

Порядок действий при проверке написанного: 1) читай, находи и отмечай все «опасности» письма ( орфограммы); 2) про каждую решай, на какое она правило; 3) выполняй нужные действия и определяй, верно ли написано слово; если неверно, исправляй; в случае сомнения сверху ставь.

Исправленные предложения записать в тетрадь, отмечая все «опасности» письма.

3. Записать слова под диктовку из составленного детьми диктанта (задание 91).

4. Задание 92. (Обсудить на уроке.)

Задание на дом: № 92. Обозначить все «опасности» письма ( . или _ ).

Урок 1(22). Знакомство с понятием
«орфограмма»


Цели: познакомить учащихся с понятием «орфограмма»; соединить это понятие с их представлением об «опасных местах».

Ход урока

I. Актуализация учебных знаний.


Какие трудности в письменной речи вам встретились при выполнении домашней работы?

Сколько «опасностей» вы отметили точкой? А сколько черточкой? Каких больше?

Что это значит? (Многие трудности письма еще не умеем объяснять.)

Определите задачу наших следующих уроков. (Учиться правильному письму.)

II. Работа по теме урока.

1. Наблюдение за безударными гласными звуками.

Задание 93. (На доске записи слов цвета, лето, детки, в клетке, за дело, запела, на свете, дети закрыты.)

После каждого сравнения звуков и букв делается вывод, что один и тот же безударный гласный звук может посылать на письменную работу разные буквы.

Почему при письме нельзя доверять безударным гласным?

Прочитайте сообщение авторов на с. 41. Совпадает оно с вашим выводом?

2. Выполнение заданий 94, 95 «Поможем Гене написать объявление».

3. Знакомство с новым понятием «орфограмма».

Задания 96, 97.

4. Закрепление нового понятия.

Задание 98.

III. Итог урока.

Какое новое научное слово вы узнали?

Что ученые назвали словом орфограмма?

Как называется орфограмма в словах на доске? (Буквы безударных гласных.)

Почему безударным гласным нельзя доверять?

Задание на дом: № 99.

Урок 2(23). Орфограммы безударных
и ударных гласных


Цель: помочь детям осмыслить безударные гласные как орфограммы, распространить это понятие на ударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над безударными гласными.

1) Задания 100, 101.

Каким является гласный звук в слове лук?(Ударный.)

Попробуйте выбрать другой гласный звук для слова лук. Что происходит со словом? (Возникает другое или уничтожается.)

Какой вывод можно сделать? (Гласный звук под ударением можно обозначать буквой, как слышишь, не боясь допустить ошибки.)

2) Задание 102.

2. Списывание с доски предложения: Да здравствует мыло душистое!

Прочитайте предложение. Из какого произведения это предложение и кто автор?

Отметьте «опасные места» – орфограммы.

Прочитайте, как написано. Повторите, не глядя на доску.

Запишите, диктуя себе, как было записано. Отметьте в записи орфограммы.