ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 961
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Что разумно, то действительно: и что действительно, то разумно».) доказывают только то, что они — лишь слуги буржуазии. И это прислужничество тем отвратительнее, чем меньше понимают эти болваны (В.В. Путин не только невежественный олух, но и болван.) также и величие и преходящую необходимость самого буржуазного строя». См. т. 28, С. 422 – 427
«Анализируя это знаменитое положение (Что разумно, то действительно: и что действительно, то разумно) из Предисловия к гегелевской «Философии права» Ф. Энгельс отмечал, что ни какое другое философское положение «не было предметом такой признательности со стороны близоруких правительств и такого гнева со стороны не менее близоруких либералов…»²⁸. (²⁸Наст. изд. С. 54 - 55) В этом положении видели оправдание деспотизма и произвола, философское освящение существовавших в тогдашней Пруссии отношений, норм и институтов, раболепие перед власть имущими и прочие «грехи», связанные с апологией сложившегося порядка с присущими ему недостатками.
Отвергая подобные оценки и интерпретации, Ф. Энгельс писал: «Таким образом, это гегелевское положение благодаря самой гегелевской диалектике превращается в свою противоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, оно, следовательно, неразумно уже по самой своей природе, заранее обременено неразумностью; а все, что есть в человеческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. (т.е. бессознательному русскому народу, т.к. он не знает то, что в действительности есть, а то, что он знает, есть знания марксистско–ленинской идеологий, которые есть заблуждения, то он есть неразумный, то ему то, что коммунизм есть историческая необходимость покажется фантазией Философа, который явно не дружит с головой, но с головой не дружат существующие люди, т.к. есть больные на голову, то нуждаются в лечении от суеверия, предрассудков, заблуждений и ложи в своем сознании.) По всем правилам гегелевского метода мышления тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует. (т.к. оно есть неразумное, а оно таково, что люди есть сами неразумные!)
Известно, что «действительность», согласно Гегелю, − это не просто «существование», а такое существование, которое обладает свойством необходимости (и, следовательно, так же и разумности), что действительность – это единство сущности и существования…
Большой интерес представляют записи и свидетельства по данному вопросу слушателей гегелев-ских лекций по философии права. Генрих Гейне бывший в молодые годы студентом Гегеля и слушавший его лекции по философии права, сообщает, что в связи с как-то высказанным им Гегелю недовольством по поводу слов о том, что «все, что есть разумно, философ улыбнулся и заметил, что это могло бы звучать и так: «Все, что разумно, должно быть». Раньше полагали, что у Гейне речь идет скорее о его собственной революционной интерпретации гегелевского положения, нежели о реально имевшем место случае и факте. Однако новые публикации подтвердили достоверность информации Гейне: в ряде лекционных записей знаменитого положения Гегеля выражено прямо «по Гейне» или близко к той интерпретации, которую дал Ф. Энгельс». См. Гегель «Философия права» Академия наук СССР, Институт философии, Издательство «Мысль» Москва – 1990 «Философия права»: история и современность» В. С. Нерсесянц С. 13-14
Ключом для понимания сущности марксистской идеологии является материалистическое понимания истории изложенное Марксом в предисловии «К критике политической экономии».
К. Маркс
К критике политической экономии¹
Предисловие
(¹Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии», знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 — январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения. (Что рабочий в капиталистическом обществе есть свободная личность до такой степени, что он лишен Отечества, т.е. в стране, в которой он родился, то ему абсолютно ничего не принадлежит, т. к. все есть собственность господствующего класса рабов вещей (лес, газ, нефть и земля) и буржуазного государства, которое верой и правдой служит господствующему классу в лице банкиров, бизнесменов-торговцев и капиталистов, но что самое поразительное есть то, что собственное тело рабочего не принадлежит ему, а собственникам средств производства и товаров, т.е. рабочий есть внешний раб, т.к. есть раб вещей и существует в инобытии, но но это существование абсолютно рабов не удовлетворяет, то они хотят стать свободным от отчуждения себя и мира вне себя не только творцами общественного бытия, но и бытия мира, а тем самым абсолютно свободными в духовном, политическом и экономическом отношении. И вот раб в себе и для себя, т. е. вещь по Марксу якобы есть свободный собственник специфического товара рабочая сила, т. е. способности к труду, то он на рынке труда продает ее капиталисту, т.к. не хочет умереть с голоду, но хочет жить, а жизнь есть благо и блаженство бытия в любви, но рабы лишены быть счастливыми, т. к. постоянная нужда есть сущность их существования, которая угнетает душу и превращает существование в ад. Человек живет тогда, когда он есть творец нового бытия, как были наши деды и отцы после революции в 1917 года. С каким энтузиазмом народ строил социализм, то ныне мы созрели духовно и материально для строительства коммунизма! Продажа рабочим своей способности к труду и купля ее капиталистом есть иллюзия Маркса! Народ, т. е. трудящиеся массы есть рабы в общественной собственности господствующего класса рабов вещей, то отсюда у рабов возникает иллюзия, что они никому не принадлежат, то есть свободные от рабства люди и Маркс своим «Капиталом» сеет иллюзию, что это так и есть! Рабы все рабочее время работают на капиталиста бесплатно месяц, а после полмесяца работы получают аванс, то зарплата есть не плата за прошлый месяц труда, а есть плата за будущий труд, чтобы рабы снова работая на капиталиста и создавали ему снова прибыль и не утратили способность к труду. Зарплата, как правило есть минимум удовлетворения рабами своих человеческих потребностей и постоянная нужда есть сущность их существования, а в это время их господа живут не при коммунизме, а в раю, который ждет каждого только не после смерти, как учит религия и при условии, что он если даже не доволен властью, но терпит ее произвол до смерти, т.к. власть от БОГА, то он будет жить вечно в раю, но если он не довольный боролся с существующей власти от БОГА, то это есть великий грех и за его всех рабов БОЖЬИХ ждет ад, в котором будут терпеть муки и богатые за то, что служили мнимому Богу в форме золотого тельца, а не духовному богатству. Власть действительно есть от БОГА, если власть осуществляет волю БОГА, а какую волю осуществляет существующая власть в лице господствующий класс рабов вещей в главе с В.В. Путиным? Свою субъективную волю удержать народ вечно в рабстве и тем самым себя и народ лишить вечного телесного бытия! То Дьявол В.В. Путин и бесами живут в раю при жизни на земле за счет рабского труда народа! Жизнь почему ты такая, а не иная? Человеку мыслящему, то я не говорю о разумно мыслящем человеке и тем более мыслящем разуме должно быть ясно и понятно, что причина в том, что люди есть дурные, т. к. они не соответствуют понятию человека. Но что делать дурным рабам, чтобы соответствовать понятию человек? У Вас не существует иного выбора, как изучать «Философию чистого разума», как я после окончания университета два года изучал книгу Т. И. Ойзермана «Формирование философии марксизма» (550 стр. текста). Если вы этого не сделаете, то будите прозябать вечно, а БОГ, т. Мать-Природа найдет в другом народе исполнителя своей воли, а русский народ будучи субъектом истории с 1917 года превратится в объект, то повторит судьбу греческого народа. 10-09 29.4.20)
В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономичес- кого произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе — сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу — земельной собственности, третью — исследованию наемного труда, четвертую — государства, пятую — международной торговли и шестую — мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.
Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939—1941 гг. на немецком языке под названием «Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)». В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. (Никакой прибавочной стоимости рабы не создают, т.к. все рабочее время работают бесплатно на своих рабовладельцев, а зарплата есть не плата за прошлый труд, а будущий чтобы рабы работали на господ не утратив способность к труду!) Рукопись 1857—1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.
В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском.
652
В течение августа 1858 — января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5—6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.
Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».
При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Народ». Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.)
«Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я исследую экономические условия жизни трех больших классов, на которые распадается современное буржуазное общество; взаимная связь трех других рубрик очевидна. Первый отдел первой книги, трактующей о капитале, состоит из следующих глав: 1) товар, (Чтение первого тома «Капитала» в свое время произвело на меня неизгладимое впечатление и я увидел какие муки пришлось пережить народам Европы при переходе от феодализма к капитализму. Накануне горбачевского обмена денег я сел за чтение второго тома «Капитала», то чтение буквально начала книги привело меня к новому пониманию сути политэкономии и в частности, что товар есть конкретные деньги, а бумажные деньги есть абстрактные деньги, которые могут изменяться в стоимости в зависимость от количества конкретных денег на рынке и стоимость есть субъективная оценка потребности человека, то никакой абстрактный труд не создает стоимость, а только потребительную стоимость и т.д. и т.п.)
2) деньги, или простое обращение, 3) капитал вообще. Первые две главы составляют содержание настоящего выпуска. Весь материал лежит предо мной в форме монографий, которые были написаны с большими перерывами в различные периоды не для печати, а для уяснения вопросов самому себе; последовательная обработка этих монографий по указанному плану будет зависеть от внешних обстоятельств. Общее введение², (²Имеется в виду неоконченное «Введение», которое предназначалось Марксом для большого экономического произведения (см. настоящее издание, т. 12, стр. 709—738).) которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны быть доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему. (Маркс якобы в «Капитале» применил гегелевскую диалектику, то начал с частного и пришел к пониманию общего, что рабочий и капиталист есть свободные члены общества и есть частные собственники, то рабочие собственник товара рабочая сила, а капиталист собственник средств производства и товаров, то между ними происходит купля продажа, то все это естть видимость, иллюзия, которую Маркс принимает за сущность!) Однако некоторые замечания о ходе моих собственных политико-экономических занятий представляются мне здесь уместными. Моим специальным предметом была юриспруденция, которую, однако, я изучал лишь как подчиненную дисциплину наряду с философией и историей. В 1842—1843 гг. мне как редактору «Rheinische Zeitung»³ (³ «Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности» — ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Рейнской газеты», а с октября того же года — одним из ее редакторов. В «Рейнской газете» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать все более определенный революционно-демократический характер. Правительство ввело для «Рейнской газеты» особенно строгую цензуру, а затем закрыло ее.) пришлось впервые высказываться о так называемых материальных интересах, и это поставило меня в затруднительное
6
положение. Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и дроблении земельной собственности, официальная полемика, в которую г-н фон Шапер, тогдашний обер-президент Рейнской провинции, вступил с «Рейнской газетой» относительно положения мозельских крестьян, наконец, дебаты о свободе торговли и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим занятиям экономическими вопросами⁴. (⁴Имеются, в виду статьи К. Маркса: «Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса» и «Оправдание мозельского корреспондента» (см. настоящее издание, т. 1, стр.119— 160, 187—217).) С другой стороны, в это время, когда благое желание «идти вперед» во много раз превышало знание предмета, в «Рейнской газете» послышались отзвуки французского социализма и коммунизма со слабой философской окраской. Я высказался против этого дилетантства, но вместе с тем в полемике с аугсбургской «Всеобщей газетой»⁵ (⁵«Всеобщая газета» — немецкая ежедневная реакционная газета, основана в 1798 году; с 1810 по 1882 г. выходила в Аугсбурге. В 1842 г. выступила с фальсификацией идей утопического коммунизма и социализма, которую Маркс разоблачил в своей статье «Коммунизм и аугсбургская «Всеобщая газета»», напечатанной в «Рейнской газете» в октябре 1842 г. (см. настоящее издание, т. 1, стр. 114—118).) откровенно признался, что мои тогдашние знания не позволяли мне отважиться на какое-либо суждение о самом содержании французских направлений.
«Анализируя это знаменитое положение (Что разумно, то действительно: и что действительно, то разумно) из Предисловия к гегелевской «Философии права» Ф. Энгельс отмечал, что ни какое другое философское положение «не было предметом такой признательности со стороны близоруких правительств и такого гнева со стороны не менее близоруких либералов…»²⁸. (²⁸Наст. изд. С. 54 - 55) В этом положении видели оправдание деспотизма и произвола, философское освящение существовавших в тогдашней Пруссии отношений, норм и институтов, раболепие перед власть имущими и прочие «грехи», связанные с апологией сложившегося порядка с присущими ему недостатками.
Отвергая подобные оценки и интерпретации, Ф. Энгельс писал: «Таким образом, это гегелевское положение благодаря самой гегелевской диалектике превращается в свою противоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, оно, следовательно, неразумно уже по самой своей природе, заранее обременено неразумностью; а все, что есть в человеческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. (т.е. бессознательному русскому народу, т.к. он не знает то, что в действительности есть, а то, что он знает, есть знания марксистско–ленинской идеологий, которые есть заблуждения, то он есть неразумный, то ему то, что коммунизм есть историческая необходимость покажется фантазией Философа, который явно не дружит с головой, но с головой не дружат существующие люди, т.к. есть больные на голову, то нуждаются в лечении от суеверия, предрассудков, заблуждений и ложи в своем сознании.) По всем правилам гегелевского метода мышления тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует. (т.к. оно есть неразумное, а оно таково, что люди есть сами неразумные!)
Известно, что «действительность», согласно Гегелю, − это не просто «существование», а такое существование, которое обладает свойством необходимости (и, следовательно, так же и разумности), что действительность – это единство сущности и существования…
Большой интерес представляют записи и свидетельства по данному вопросу слушателей гегелев-ских лекций по философии права. Генрих Гейне бывший в молодые годы студентом Гегеля и слушавший его лекции по философии права, сообщает, что в связи с как-то высказанным им Гегелю недовольством по поводу слов о том, что «все, что есть разумно, философ улыбнулся и заметил, что это могло бы звучать и так: «Все, что разумно, должно быть». Раньше полагали, что у Гейне речь идет скорее о его собственной революционной интерпретации гегелевского положения, нежели о реально имевшем место случае и факте. Однако новые публикации подтвердили достоверность информации Гейне: в ряде лекционных записей знаменитого положения Гегеля выражено прямо «по Гейне» или близко к той интерпретации, которую дал Ф. Энгельс». См. Гегель «Философия права» Академия наук СССР, Институт философии, Издательство «Мысль» Москва – 1990 «Философия права»: история и современность» В. С. Нерсесянц С. 13-14
Ключом для понимания сущности марксистской идеологии является материалистическое понимания истории изложенное Марксом в предисловии «К критике политической экономии».
К. Маркс
К критике политической экономии¹
Предисловие
(¹Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии», знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 — январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения. (Что рабочий в капиталистическом обществе есть свободная личность до такой степени, что он лишен Отечества, т.е. в стране, в которой он родился, то ему абсолютно ничего не принадлежит, т. к. все есть собственность господствующего класса рабов вещей (лес, газ, нефть и земля) и буржуазного государства, которое верой и правдой служит господствующему классу в лице банкиров, бизнесменов-торговцев и капиталистов, но что самое поразительное есть то, что собственное тело рабочего не принадлежит ему, а собственникам средств производства и товаров, т.е. рабочий есть внешний раб, т.к. есть раб вещей и существует в инобытии, но но это существование абсолютно рабов не удовлетворяет, то они хотят стать свободным от отчуждения себя и мира вне себя не только творцами общественного бытия, но и бытия мира, а тем самым абсолютно свободными в духовном, политическом и экономическом отношении. И вот раб в себе и для себя, т. е. вещь по Марксу якобы есть свободный собственник специфического товара рабочая сила, т. е. способности к труду, то он на рынке труда продает ее капиталисту, т.к. не хочет умереть с голоду, но хочет жить, а жизнь есть благо и блаженство бытия в любви, но рабы лишены быть счастливыми, т. к. постоянная нужда есть сущность их существования, которая угнетает душу и превращает существование в ад. Человек живет тогда, когда он есть творец нового бытия, как были наши деды и отцы после революции в 1917 года. С каким энтузиазмом народ строил социализм, то ныне мы созрели духовно и материально для строительства коммунизма! Продажа рабочим своей способности к труду и купля ее капиталистом есть иллюзия Маркса! Народ, т. е. трудящиеся массы есть рабы в общественной собственности господствующего класса рабов вещей, то отсюда у рабов возникает иллюзия, что они никому не принадлежат, то есть свободные от рабства люди и Маркс своим «Капиталом» сеет иллюзию, что это так и есть! Рабы все рабочее время работают на капиталиста бесплатно месяц, а после полмесяца работы получают аванс, то зарплата есть не плата за прошлый месяц труда, а есть плата за будущий труд, чтобы рабы снова работая на капиталиста и создавали ему снова прибыль и не утратили способность к труду. Зарплата, как правило есть минимум удовлетворения рабами своих человеческих потребностей и постоянная нужда есть сущность их существования, а в это время их господа живут не при коммунизме, а в раю, который ждет каждого только не после смерти, как учит религия и при условии, что он если даже не доволен властью, но терпит ее произвол до смерти, т.к. власть от БОГА, то он будет жить вечно в раю, но если он не довольный боролся с существующей власти от БОГА, то это есть великий грех и за его всех рабов БОЖЬИХ ждет ад, в котором будут терпеть муки и богатые за то, что служили мнимому Богу в форме золотого тельца, а не духовному богатству. Власть действительно есть от БОГА, если власть осуществляет волю БОГА, а какую волю осуществляет существующая власть в лице господствующий класс рабов вещей в главе с В.В. Путиным? Свою субъективную волю удержать народ вечно в рабстве и тем самым себя и народ лишить вечного телесного бытия! То Дьявол В.В. Путин и бесами живут в раю при жизни на земле за счет рабского труда народа! Жизнь почему ты такая, а не иная? Человеку мыслящему, то я не говорю о разумно мыслящем человеке и тем более мыслящем разуме должно быть ясно и понятно, что причина в том, что люди есть дурные, т. к. они не соответствуют понятию человека. Но что делать дурным рабам, чтобы соответствовать понятию человек? У Вас не существует иного выбора, как изучать «Философию чистого разума», как я после окончания университета два года изучал книгу Т. И. Ойзермана «Формирование философии марксизма» (550 стр. текста). Если вы этого не сделаете, то будите прозябать вечно, а БОГ, т. Мать-Природа найдет в другом народе исполнителя своей воли, а русский народ будучи субъектом истории с 1917 года превратится в объект, то повторит судьбу греческого народа. 10-09 29.4.20)
В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономичес- кого произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе — сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу — земельной собственности, третью — исследованию наемного труда, четвертую — государства, пятую — международной торговли и шестую — мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.
Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939—1941 гг. на немецком языке под названием «Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)». В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. (Никакой прибавочной стоимости рабы не создают, т.к. все рабочее время работают бесплатно на своих рабовладельцев, а зарплата есть не плата за прошлый труд, а будущий чтобы рабы работали на господ не утратив способность к труду!) Рукопись 1857—1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.
В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском.
652
В течение августа 1858 — января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5—6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.
Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».
При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Народ». Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.)
«Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я исследую экономические условия жизни трех больших классов, на которые распадается современное буржуазное общество; взаимная связь трех других рубрик очевидна. Первый отдел первой книги, трактующей о капитале, состоит из следующих глав: 1) товар, (Чтение первого тома «Капитала» в свое время произвело на меня неизгладимое впечатление и я увидел какие муки пришлось пережить народам Европы при переходе от феодализма к капитализму. Накануне горбачевского обмена денег я сел за чтение второго тома «Капитала», то чтение буквально начала книги привело меня к новому пониманию сути политэкономии и в частности, что товар есть конкретные деньги, а бумажные деньги есть абстрактные деньги, которые могут изменяться в стоимости в зависимость от количества конкретных денег на рынке и стоимость есть субъективная оценка потребности человека, то никакой абстрактный труд не создает стоимость, а только потребительную стоимость и т.д. и т.п.)
2) деньги, или простое обращение, 3) капитал вообще. Первые две главы составляют содержание настоящего выпуска. Весь материал лежит предо мной в форме монографий, которые были написаны с большими перерывами в различные периоды не для печати, а для уяснения вопросов самому себе; последовательная обработка этих монографий по указанному плану будет зависеть от внешних обстоятельств. Общее введение², (²Имеется в виду неоконченное «Введение», которое предназначалось Марксом для большого экономического произведения (см. настоящее издание, т. 12, стр. 709—738).) которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны быть доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему. (Маркс якобы в «Капитале» применил гегелевскую диалектику, то начал с частного и пришел к пониманию общего, что рабочий и капиталист есть свободные члены общества и есть частные собственники, то рабочие собственник товара рабочая сила, а капиталист собственник средств производства и товаров, то между ними происходит купля продажа, то все это естть видимость, иллюзия, которую Маркс принимает за сущность!) Однако некоторые замечания о ходе моих собственных политико-экономических занятий представляются мне здесь уместными. Моим специальным предметом была юриспруденция, которую, однако, я изучал лишь как подчиненную дисциплину наряду с философией и историей. В 1842—1843 гг. мне как редактору «Rheinische Zeitung»³ (³ «Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности» — ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Рейнской газеты», а с октября того же года — одним из ее редакторов. В «Рейнской газете» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать все более определенный революционно-демократический характер. Правительство ввело для «Рейнской газеты» особенно строгую цензуру, а затем закрыло ее.) пришлось впервые высказываться о так называемых материальных интересах, и это поставило меня в затруднительное
6
положение. Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и дроблении земельной собственности, официальная полемика, в которую г-н фон Шапер, тогдашний обер-президент Рейнской провинции, вступил с «Рейнской газетой» относительно положения мозельских крестьян, наконец, дебаты о свободе торговли и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим занятиям экономическими вопросами⁴. (⁴Имеются, в виду статьи К. Маркса: «Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса» и «Оправдание мозельского корреспондента» (см. настоящее издание, т. 1, стр.119— 160, 187—217).) С другой стороны, в это время, когда благое желание «идти вперед» во много раз превышало знание предмета, в «Рейнской газете» послышались отзвуки французского социализма и коммунизма со слабой философской окраской. Я высказался против этого дилетантства, но вместе с тем в полемике с аугсбургской «Всеобщей газетой»⁵ (⁵«Всеобщая газета» — немецкая ежедневная реакционная газета, основана в 1798 году; с 1810 по 1882 г. выходила в Аугсбурге. В 1842 г. выступила с фальсификацией идей утопического коммунизма и социализма, которую Маркс разоблачил в своей статье «Коммунизм и аугсбургская «Всеобщая газета»», напечатанной в «Рейнской газете» в октябре 1842 г. (см. настоящее издание, т. 1, стр. 114—118).) откровенно признался, что мои тогдашние знания не позволяли мне отважиться на какое-либо суждение о самом содержании французских направлений.