Файл: Философия чистого разума.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 964

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мы решили сообща разработать наши взгляды в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности свести счеты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись — в объеме двух толстых томов в восьмую долю листа⁹ (⁹ Имеется в виду работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (см. настоящее издание, т. 3, стр. 7— 544).) — давно уже прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают ее напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель — уяснение дела самим себе — (ложного понимания того, что есть в действительности есть) ―была достигнута. (но именно это ложное понимание исправленное Лениным приведет человечество к концу света и мир будет спасен от вечного бытия, а тем самым человечество не утратит своего вечного телесного бытия, т. к. в мир приет сам творец мира из Ничто Философ.) Из отдельных работ, в которых мы в то время с той или иной стороны изложили наши взгляды публике, я упомяну лишь написанный совместно Энгельсом и мной «Манифест Коммунистической партии» и опубликованную мной «Речь о свободе торговли»¹⁰. (¹⁰См. настоящее издание, т. 4, стр. 419—459 и 404—418.) Решающие пункты наших воззрений были впервые научно изложены, (Маркс убежден, что его с Энгельсом воззрения есть научные, а духовный взгляды немецкой философии есть идеология. Историческое отражение общественного бытия в сознании исторически определенных (имущих, экономически или политически господствующих) классов Маркс и Энгельс называют идеологией, применяя этот термин в том негативном смысле, который сложился в их время. Они не называют идеологией общественное сознание эксплуатируемых классов. У них нет понятия «научная идеология», которое ввел Ленин, но идеология не может быть научной, т. е. абсолютно истиной!) хотя только в полемической форме, в моей работе «Нищета философии» ¹¹, (¹¹См. настоящее издание, т. 4, стр. 65—185.) выпущенной в 1847 г. и направленной против Прудона. Февральская революция и последовавшее в связи с ней насильственное удаление меня из Бельгии прервали печатание написанной на немецком языке работы о «Наемном труде»¹², в Брюсселе. (¹²Имеется в виду работа К. Маркса «Наемный труд и капитал» (см. настоящее издание, т. 6, стр. 428—459).) в которой я собрал лекции, читанные мною в Немецком рабочем обществе¹³ (¹³Немецкое рабочее общество в Брюсселе было основано Марксом и Энгельсом в конце августа 1847 г., с целью политического просвещения немецких рабочих, проживавших в Бельгии, и пропаганды среди них идей научного коммунизма.
(Научный коммунизм у Маркса и Энгельса не мог быть научным в том смысле, что по их мнению революция должна произойти только в высокоразвитых экономически странах и одновременно в форме мировой революции, а не как раньше в одной Англии буржуазная революция и пролетариат должен составлять большинство населения. И вообще основоположники пролетарской идеологии понятия не имели как конкретно и практически будет происходить переход от классового к бесклассовому обществу, т. е. коммунизму.) Под руководством Маркса и Энгельса и их соратников общество сделалось легальным центром объединения немецких революционных пролетариев в Бельгии и поддерживало прямую связь с фламандскими и валлонскими рабочими клубами. Лучшие элементы общества входили в брюссельскую общину Союза коммунистов. Деятельность Немецкого рабочего общества в Брюсселе прекратилась вскоре после февральской буржуазной революции 1848 г. во Франции в связи с арестами и высылкой его членов бельгийской полицией.). Издание «Новая Рейнская газета»¹⁴ (¹⁴ «Новая Рейнская газета. Орган демократии») выходила ежедневно в Кёльне под редакцией Маркса с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года. В состав редакции входил Энгельс, а также В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Вольф, Э. Дронке, Ф. Фрейлиграт и Г. Бюргерс.

Боевой орган пролетарского крыла демократии, «Новая Рейнская газета» играла роль воспитателя народных масс, поднимала их на борьбу с контрреволюцией. Передовые статьи, определявшие позицию газеты по важнейшим вопросам германской и европейской революций, писались, как правило, Марксом и Энгельсом.

Решительная и непримиримая позиция газеты, ее боевой интернационализм, появление на ее страницах политических обличений, направленных против прусского правительства и против местных кёльнских властей, — все это уже с первых месяцев существования «Neue Rheinische Zeitung» повлекло за собой травлю газеты со стороны феодально-монархической и либерально-буржуазной печати, а также преследования со стороны правительства, особенно усилившиеся после контрреволюционного переворота в Пруссии в ноябре — декабре 1848 года.

Несмотря на все преследования и полицейские рогатки, «Neue Rheinische Zeitung» мужественно отстаивала интересы революционной демократии, интересы пролетариата. В мае 1849 г., в обстановке всеобщего наступления контрреволюции, прусское правительство, воспользовавшись тем, что Маркс не получил прусского подданства, отдало приказ о высылке его из пределов Пруссии. Высылка Маркса и репрессии против других редакторов «Neue Rheinische Zeitung» послужили причиной прекращения выхода газеты. Последний, 301-й, номер «Neue Rheinische Zeitung», напечатанный красной краской, вышел 19 мая 1849 года. В прощальном обращении к рабочим редакторы газеты заявили, что «их последним словом всегда и всюду будет освобождение рабочего класса!») Издание «Новая Рейнская газета»¹⁴ в 1848 и 1849 гг. и последовавшие затем события прервали мои экономические занятия, которые я смог возобновить только в 1850 г. в Лондоне. Огромный материал по истории политической экономии, собранный в Британском музее, то обстоятельство, что Лондон представляет собой удобный наблюдательный пункт для изучения буржуазного общества, наконец, новая стадия развития, в которую последнее, казалось, вступило с открытием калифорнийского и австралийского золота, — все это побудило меня приняться за изучение предмета с начала и критически переработать новый материал. Эти занятия приводили, отчасти сами собой, к вопросам на первый взгляд совершенно не относящимся к предмету, но на которых я должен был останавливаться более или менее продолжительное время.

Но особенно сокращалось имевшееся в моем распоряжении время вследствие настоятельной необходимости работать ради хлеба насущного. Мое теперь уже восьмилетнее сотрудничество в «New-York Daily Tribune»¹⁵, (¹⁵«Нью-йоркская ежедневная трибуна» — американская газета, выходившая с 1841 по 1924 год. Основанная видным американским журналистом и политическим деятелем Хорасом Грили, газета до середины 50-х годов была органом левого крыла американских вигов, а затем органом республиканской партии. В 40 — 50-х годах газета стояла на прогрессивных позициях и выступала против рабовладения. В газете принимал участие ряд крупных американских писателей и журналистов, одним из ее редакторов с конца 40-х годов был Чарлз Дана, находившийся под влиянием идей утопического социализма. Сотрудничество Маркса в газете началось в августе 1851 г. и продолжалось свыше 10 лет, по март 1862 года; большое число статей для «Нью-йоркская ежедневная трибуна» было по просьбе Маркса написано Энгельсом. Поскольку Энгельс писал свои статьи главным образом в Манчестере, поставленные на них в ряде случаев даты расходятся с подлинными датами их написания, так как Маркс обычно указывал на статьях дату отправки их в Нью-Йорк. Некоторые из статей, написанных в Лондоне, Маркс помечал Парижем, Веной или Берлином. Статьи Маркса и Энгельса в «Нью-йоркская ежедневная трибуна» охватывали важнейшие вопросы международной и внутренней политики-рабочего движения, экономического развития европейских стран, колониальной экспансии, национально освободительного движения в угнетенных и зависимых странах и др. В период наступившей в Европе реакции Маркс и Энгельс использовали широко распространенную американскую газету для обличения на конкретных материалах пороков капиталистического общества, свойственных ему непримиримых противоречий, а также для показа ограниченного характера, буржуазной демократии (для богатых против бедных!).

Редакция «Нью-йоркская ежедневная трибуна» в ряде случаев произвольно обращалась со статьями Маркса и Энгельса, печатая многие из них без подписи автора в виде редакционных передовых. С середины 1855 г. вообще все статьи Маркса и Энгельса печатались в газете без подписи. В некоторых случаях редакция допускала вторжение в текст статей и произвольно их датировала. Эти действия редакции вызывали неоднократные протесты Маркса. С осени 1857 г. в связи с экономическим кризисом в США, отразившимся также на финансовом положении газеты, редакция предложила Марксу сократить число его корреспонденции в «Нью-йоркскую ежедневную трибуну». Окончательно прекратилось сотрудничество Маркса в газете в начале Гражданской войны в США; значительную роль в разрыве «Нью-йоркская ежедневная трибуна» с Марксом сыграло усиление в редакции сторонников компромисса с рабовладельческими штатами и отход газеты от прогрессивных позиций.) Мое теперь уже восьмилетнее сотрудничество в «New-York Daily Tribune»¹⁵, первой англо-американской газете (собственно газетные корреспонденции я пишу только в виде исключения), делало необходимым чрезвычайно частые перерывы в моих научных занятиях. Однако статьи о выдающихся экономических событиях в Англии и на континенте составляли настолько значительную часть моей работы для газеты, что я принужден был познакомиться с практическими деталями, лежащими за пределами собственно науки политической экономии.


Эти заметки о ходе моих занятий в области политической экономии должны лишь показать, что мои взгляды, как бы о них ни судили и как бы мало они ни согласовались с эгоистическими предрассудками господствующих классов, составляют результат добросовестных и долголетних исследований. А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:

«Qui si convien lasciare ogni sospetto;

Ogni vilta convien che qui sia morta»*.

(* — «Здесь нужно, чтоб душа была тверда;

Здесь страх не должен подавать совета»

(Данте. «Божественная комедия»). Ред.)

Карл Маркс

Лондон, январь 1859 г.»

См. т. 8, С. 5-9

Написано К. Марксом в августе 1858— январе 1859 г.

Напечатано в Берлине в 1859 г. Подпись: Карл Маркс» См. т. 13, С. 6-8

К. Маркс писал в Предисловие к первому тому «Капитал»:

«Труд, первый том которого я предлагаю вниманию публики, составляет продолжение опубликованного в 1859 г. моего сочинения «К критике политической экономии». Длительный перерыв между началом и продолжением вызван многолетней болезнью, которая все снова и снова прерывала мою работу. Содержание более раннего сочинения, упомянутого выше, резюмировано в первой главе этого тома². (²Имеется в виду первая глава первого тома «Капитала» в первом немецком издании 1867 г. под названием «Товар и деньги». При подготовке второго издания Маркс переработал свою книгу и, в частности, внес большие изменения в ее структуру. На основе разделов прежней первой главы и приложения были созданы три соответствующие самостоятельные главы, которые образуют вместе первый отдел книги.) Я сделал это не только в интересах большей связности и полноты исследования. Самое изложение улучшено. Многие пункты, которые там были едва намечены, получили здесь дальнейшее развитие, поскольку это допускал предмет исследования, и наоборот, положения, обстоятельно разработанные там, лишь вкратце намечены здесь. Само собой разумеется, разделы, касающиеся исторического развития теории стоимости и денег, здесь совсем опущены. Однако читатель, знакомый с работой «К критике политической экономии», найдет в примечаниях к первой главе настоящего сочинения новые источники по истории этих теорий.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки. И в данном случае наибольшие трудности представляет понимание первой главы, — в особенности того ее раздела, который заключает в себе анализ товара.
(Маркс, подражая гегелевскому диалектическому методу от абстрактного к конкретному, сущность которого он в сущности не понял, то видимость принимает за сущность, то ничего гениального в «Капитале» Маркса нет, но есть заблуждения и он вообще уверовал, что диалектика Гегеля метафизический материализм превращает в науку. А субъективный материализм есть односторонняя точка зрения на мир, т.к. убежден в том, что существующий мир есть бесконечно сущий, то вторая половина взгляда в форме идеализма и религии оказывается абсолютно ложным представлением, что бог-дух в форме вечно сущего чистого знания в лице Философа есть творец мира из Ничто, а в религии Бог-Отец из себя, т. е Ничто есть творец Нечто, т. е. Природы. А ложь абсолютного идеализма в том, что вечно сущее чистое знание вне тела и природы став абсолютным знанием о себе в мышлении, то решает и отчуждает себя в Природу, а ложь религии в том, что только вера в Бога и молитва Спаси и Сохрани мою грешную душу во имя Отца, Сына и Святого Духа, т. е. Философа действительно способна спасти человеческую душу от вечной смерти. Но если бы народы были бы всегда пассивными рабами Божьими, то им Философа не дождаться как второго пришествия Иисуса Христа! 9-33 30.4.20) Что касается особенно анализа субстанции стоимости и величины стоимости, то я сделал его популярным, насколько это возможно¹. («Капитал» — гениальное произведение марксизма. Над созданием главного своего труда Маркс работал в течение четырех десятилетий, с начала 40-х годов и до конца жизни. «Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 19, стр. 5). (т.к. опытное познание есть пассивное и объект творит субъективное знание в форме идеального образа о том, что действительно есть, то субъект есть бессознательный и не ведает что творит, то материалисты понимают процесс познания на основе опыта, который постоянно развивается неведомым образом, то время от времени приходиться понимать новый опыт, чтобы иметь представление, что есть то, что есть? А Кант открыл, что в познании мира не объект творит субъект, а наоборот субъект творит объект на основе творческого воображения, то имеет истинное знание о том, что есть. Но есть философское знание философов на основе осознания в мышлении вечно сущего чистого знания, которое дает абсолютно истинное знание для своего времени о том, что действительно есть, но есть две противоположные точки зрения на то, что действительно есть и отсюда вечная борьба материализма и идеализма за абсолютную истину, которая ими по сути разорвана пополам, но соединить их в единство, т. е. осуществить синтез никто не в состоянии, т.к. вечно сущим чистым знанием в форме абсолютной идеи, т. е. понятия о предыстории, истории становления и истории человека не обладает никто в мире кроме Философа от века.)