Файл: Философия чистого разума.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 966

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В «Проекте коммунистического символа веры Энгельс несколько иначе писал:

Вопрос 2. Какова цель коммунистов?

- Преобразовать общество так, чтобы каждый его член мог совершенно свободно развивать и применять все свои способности и силы, не посягая при этом на основные условия этого общества.

Вопрос 3. Как вы намерены достигнуть этой цели?

- Путем уничтожения частной собственности, место которой займет общность имущества (т.е. общественной собственностью на средства производства. Это было осуществлено сразу после окончательной победы Великой Февральской социалистической революции 1917 года в Октябре, а т.к. народ оказался не способным руководить производством, то при коммунизме коллективы станут собственниками предприятий за исключением некоторых, которые могут быть использованы в личных эгоистических интересах, т.е. энергосистема, транспорт и другие производства, а в целом все средства производства будут в собственности народа. – Ф.)

Вопрос 4. Чем вы обосновываете вашу общность имущества?

- Во-первых, тем, что развитие промышленности, земледелия, торговли и колонизации породило массу производительных сил и жизненных средств, и тем, что бесконечные возможности их неограниченного увеличения заложены в машинах, химических и других вспомогательных приспособлениях.

- Во-вторых, тем, что в сознании или чувстве каждого человека известные положения существуют как непоколебимые принципы, положения, которые являются результатом всего исторического развития и не нуждаются в доказательстве.

Вопрос 5. Что это за положения?

- Например, каждый человек стремится к тому, чтобы быть счастливым. Счастье отдельного человека неотделимо от счастья всех, и т.д.

Вопрос 6. Каким образом вы намерены подготовить вашу общность имущества?

- Посредством просвещения и объединения пролетариата.

Вопрос 7. Если вы намерены подготовить общность путем просвещения и объединения пролетариата, то вы, следовательно, отвергаете революцию?

- Мы убеждены в том, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Мы знаем также, что революции везде и всегда являются необходимым следствием обстоятельств, которые вовсе не зависят от воли и руководства отдельных партий, равно как и целых классов. Но вместе с тем мы видим, что развитие пролетариата почти во всех странах мира насильственно подавляется имущими классами и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом.


Вопрос 8. Намерены ли вы вместо теперешнего общественного порядка сразу ввести общность имущества?

- Мы об этом не помышляем. Развитие масс не допускает декретирование. Оно обуславливается развитием условий, в которых живут эти массы, и происходит поэтому постепенно.

Вопрос 9. Каким образом вы считаете возможным осуществить переход от современного состояния к общности имущества?

- Первым основным условием для введения общности имущества является политическое освобождение пролетариата путем установления демократического государственного устройства.

Вопрос 10. Каким будет ваше первое мероприятие после того как вы установите демократию?

- Обеспечение пролетариату средств существование.

Вопрос 11. Как вы намерены осуществить это?

- І. Путем такого ограничения частной собственности, которое подготовляет постепенное превращение ее в общественную собственность, например, путем прогрессивных налогов, ограничения права наследования в пользу государства и т.д.

ІІ. Путем предоставления рабочим работы в национальных мастерских и фабриках, а также в национальных имениях.

ІІІ. Путем воспитания всех детей на государственный счет. (А как это реально происходило после окончательной победы русского народа в Великой Февральской социалистической революции в 1917 году? – Ф.)

Вопрос 12. Как вы организуете это воспитание в переходный период? (Энгельс говорит о переходном периоде, но, ни Маркс и, ни Энгельс сущности переходного периода от бесклассового к классовому обществу, т.е. рабовладельческого общества и обратно на основе переходного общества, т. е. социализма от классового к бесклассовому обществу не ведают. – Ф.)

- Все дети с того момента, когда они могут обходиться без материнского ухода, будут воспитываться и обучаться в государственных учреждениях.

Вопрос 13. Не будет ли вместе с введением общности имущества одновременно провозглашена общность жен? 98 (98 Идея общности жен выдвигалась в том или ином виде еще в сочинениях Платона и Т. Кампанеллы. Несмотря на то, что большинство представителей утопического социализма и коммунизма отвергали эту идею

, буржуазная печать в 40-х гг. ХІХ в. клеветнически объявляла социалистов и коммунистов ее сторонниками. (Почему Платон был сторонником общности жен? Понимая, что женщина может стать яблоком раздора между мужчинами, то чтобы их избежать, то он делает их общей собственностью, но тем самым Платон игнорирует индивидуальную идеальную любовь между мужчиной и женщиной, которая делает человека целым, а не разорванным на две половины. Но что удивительно, но именно буржуазия женщину делает общей собственностью в форме проституции! –Ф.))

- Никоим образом. В личные отношения между мужем и женой, как и в дела семьи, вообще, мы будем вторгаться лишь в той мере, в какой сохранение существующих форм стало бы препятствовать новому общественному строю. Впрочем, нам очень хорошо известно, что в ходе истории семейные отношения претерпевали изменения в зависимости от отношений собственности и периодов развития, и поэтому уничтожение частной собственности окажет и на них весьма значительное влияние. (В история духовного становления человека никогда не было матриархата, но был всегда патриархатом, то история человека будет матриархатом от начала до конца бытия мира. – Ф.)

Вопрос 14. Что такое пролетариат?

- Пролетариат – это тот класс общества, который живет исключительно за счет своего труда, а не за счет прибыли с какого-нибудь капитала; тот класс, счастье и горе, жизнь и смерть которого зависит поэтому от смены хорошего и плохого состояния дел, одним словом, от колебаний конкуренции. (Далее вопросы совпадают. Выше текст взят из книги К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин «О коммунистической общественной формации». Политиздат, 1987 т. 1, с. 211-216 – Ф.)

3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда?

Ответ: Нет, не всегда. Бедные и трудящиеся классы существовали всегда, и обычно трудящиеся классы пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, т. е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция была вполне свободной и неограниченной.


4-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Эта промышленная революция была вызвана изобретением паровой машины, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других механических приспособлений. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих, ибо машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков. Таким путем эти машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т. д.), так что капиталисты вскоре все захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего. Тем самым в области изготовления тканей введена была фабричная система. — Как только был дан толчок к введению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в области набивки тканей, в книгопечатании, в гончарном производстве и в производстве металлических изделий. Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной. Таким путем все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы, точно так же, как это имело место в прядильном и ткацком производстве. Но тем самым они целиком переходили в руки крупных капиталистов, и рабочие также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру в собственном смысле этого слова, но стала все более и более завладевать также и ремеслом, так как и в этой области крупные капиталисты все более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и также ввести детальное разделение труда. В результате, мы пришли теперь к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех этих отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью. — Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более разоряется, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса, которые постепенно поглощают все прочие. А именно:


І. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах уже в настоящее время являются почти единственными владельцами всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т. п.), необходимых для их производства. Это класс буржуа, или буржуазия.

II. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом.

5-й вопрос: При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариев буржуа?

Ответ: Труд — такой же товар, как и всякий другой, и цена его определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара. При господстве крупной промышленности или свободной конкуренции, — что, как мы увидим дальше, есть одно и то же, — цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. (то при капитализме товары продаются выше издержек производства примерно не меньше 20%, то это есть зарплата безнесмена за предпринимательскую деятельность. Бизнесмен организует производство товара ради прибыли, то продает товары по цене на 20% дороже себестоимости. При социализме цель производства есть удовлетворение потребностей человека, то товары будут продаваться по себестоимости. Между производителями товаров будет существовать рынок, то успешно будут работать те предприятия, коллективы которых будут производить дешевле и качественнее товары. Если коллектив захочет расширить производство своего товара, который пользуется спросом, то он может в народном банке взять кредит под 3% годовых или сократить свои потребности, а вырученные деньги вложить в увеличение производство большего количества товаров. Точно так же кредит может взять любой работающий гражданин для покупки необходимых вещей и пока не выплатит долг банку, то не может взять в кредит еще необходимую сумму денег. – Ф.) Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. (А так как смысл производства бизнесмена прибыль, то зарплата рабов сводится к минимуму не смотря на то, что производительность труда растет! – Ф.)