Файл: Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине Уголовноисполнительное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»

Контрольная работа – одна из форм самостоятельного изучения бакалаврами заочной формы обучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право». Выполнение контрольной работы является одновременно и формой их отчета о полученных теоретических знаниях по данной дисциплине.

Написание контрольной работы позволяет бакалавру решить следующие цели: научиться самостоятельно работать над учебным материалом и точно излагать свои мысли; выработать навыки анализа уголовно-исполнительного законодательства, уметь делать определенные выводы и обобщения на основе изученного материала.

Методические рекомендации содержат 10 вариантов работ. Каждый бакалавр выбирает вариант контрольной работы по последнему номеру зачетной книжки. Если последний номер зачётки – 0, бакалавр должен выбрать 10 вариант.

Работа, выполненная не по своему варианту, к рецензированию приниматься не будет.

Контрольная работа должна быть написана самостоятельно, теоретические положения должны быть подробно рассмотрены, использованы нормативно-правовые акты и статистические материалы. При заимствовании текста из литературы должны быть указаны источники, автор, название работы, место и год издания, страница. Работа, выполненная только на основе учебника, без использования дополнительной литературы, а также механически переписанная с какого-либо другого источника, лишенная элементов самостоятельности, оценивается как неудовлетворительная.

Выполнение работы следует начинать с изучения основной литературы по курсу уголовно-исполнительного права, а также рекомендованной к теме специальной литературы. Однако при этом следует иметь в виду, что в предлагаемом списке литературы дается лишь минимальное количество источников. Для более глубокого уяснения вопросов темы целесообразно ознакомиться с источниками, которые можно найти в сносках учебников, научных статей, монографий. Также необходимо обратиться к литературе, содержащейся в рабочей программе по уголовно-исполнительному праву. Нужный материал дли контрольной работы можно подобрать в юридических журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Уголовное право», «Российский следователь», «Следователь» и др.


Контрольная работа состоит из трех заданий: проблемного вопроса и двух задач. Проводя сравнительный анализ, после заполнения таблицы необходимо сделать общие выводы, при решении задачи необходимо сделать сноску на используемую при решении норму права и подробно аргументировать решение задач.

В конце работы обязательно должен содержаться список используемой литературы.

Текст работы должен быть набран на компьютере через 1,5 интервала, 14-м кеглем. При этом следует печатать текст, соблюдая следующие размеры полей: слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Текст работы по объему должен составлять 10-15 страниц. Оформление титульного листа – Приложение 1.

Страницы текста должны быть пронумерованы. На последней странице работу необходимо подписать и поставить дату ее исполнения.

Контрольная работа оценивается положительно (зачтено) в случае, если выполнены все задания.

Вариант № 1

Задание 1

Гражданин С. Ф. Тендриков, отбывающий в исправительной колонии строгого режима наказание за убийство, обратился с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. В своей жалобе он оспаривает конституционность Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В частности

По мнению заявителя, его права, вытекающие из статей 55 (часть 3) и 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации, нарушаются содержащимися в утвержденном этим Указом Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации нормами, предусматривающими, помимо прочего, что помилование, как правило, не применяется в отношении таких категорий осужденных, как совершившие умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания по амнистии, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания актом помилования и осужденные, которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Сформулируйте ответ от имени Конституционного Суда РФ.
Задание 2

Осужденный К., отбывающий наказание в исправительной колонии общего режима, написал жалобу прокурору, что его необоснованно перевели с облегченных условий отбывания наказания на строгие. В результате проверки было установлено, что осужденный К. в период нахождения в облегченных условиях отбывания наказания в течение последнего месяца имел два устных выговора от начальника

отряда за нарушение распорядка дня, а также создал конфликтную ситуацию с осужденным М. и ударил его, за что был водворен в помещение камерного типа на один месяц и переведен на строгие условия отбывания наказания.

Решите вопрос по существу жалобы.

Задание 3

Гражданка С. была осуждена к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По истечении шести месяцев отбывания наказания она обратилась к начальнику исправительной колонии о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания в связи с беременностью.

Какой ответ должен дать начальник колонии?

Вариант № 2

Задание 1

Раскройте понятие ресоциализации (социальной адаптации) осужденных к лишению свободы. Опишите основные методы ресоциализации осужденных, используемых уголовно-исполнительной системой России, и оцените их эффективность.


Методы ресоциализации

Положительные стороны

Недостатки











Задание 2

Гражданка Б. была осуждена к обязательным работам в количестве 100 часов. Приговор о ее осуждении поступил в уголовно-исполнительную инспекцию 2 февраля. Гражданка Б. работает в первую смену на заводе и учится на вечернем факультете института по понедельникам, средам, пятницам и субботам.

Как должны поступить инспектор уголовно-исполнительной инспекции и представитель администрации, где будет работать гражданка Б., при составлении графика обязательных работ? Какого числа истечет срок обязательных работ при условии, что гражданка Б. приступила к работам во вторник 12 февраля и добросовестно их исполняла?
Задание 3

Районным судом города N. гражданин Р. был осужден по ч. 4 ст. 134 УК РФ к двум годам лишения свободы. Ранее он дважды привлекался к уголовной ответственности, но наказания ему были определены в виде исправительных работ. По вступлении приговора в законную силу гражданин Р. был этапирован для отбывания наказания в ИК строгого режима.

Какой вид ИК должен был определить гражданину Р. суд?

Вариант № 3

Задание 1

Дайте понятие пенитенциарной системы. Опишите основные типы пенитенциарных систем. Дайте характеристику российской пенитенциарной системе.



Прогрессивная пенитенциарная система

Непрогрессивная пенитенциарная система







Российская пенитенциарная система

Основные признаки








Задание 2

Гражданин К., осужденный по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 12 годам лишения свободы, отбывает наказание в исправительной колонии общего режима. Отбыв 9 лет лишения свободы, обратился к начальнику отряда с просьбой о предоставлении его на условно-досрочное освобождение. В заявлении он указал, что он осознал свою вину, своим трудом и поведением доказал свое исправление. В момент написания заявления осужденный находился на облегченных условиях содержания.

Начальник отряда отказал ему в предоставлении его условно-досрочного освобождения, мотивируя свой отказ, что у него не погашено дисциплинарное взыскание – «выговор» за курение в неустановленном месте.

Прав ли был начальник отряда? Укажите порядок предоставления на условно-досрочное освобождение в исправительной колонии.

Задание 3

Осужденный Д., отбывающий наказание в колонии-поселении, в которую он был направлен по приговору суда, неоднократно нарушал распорядок дня, дважды был задержан сотрудниками колонии в состоянии алкогольного опьянения. За данные нарушения режима содержания имеет дисциплинарные взыскания.

Имеются ли основания для изменения вида исправительной колонии в отношении осужденного Д.? Какой порядок изменения вида исправительной колонии?

Вариант № 4

Задание 1

Дайте характеристику правовой природы наказаний в виде исправительных и обязательных работ. Проведите сравнительный анализ исполнения и отбывания указанных видов наказаний.


Критерии сравнительного анализа

Исправительные работы

Обязательные работы











Задание 2

Гражданин Б. был осужден по 4. 2 ст. 292 УК РФ к двум годам лишения свободы условно. Во время испытательного срока, спустя один год, он вновь совершил преступление, за которое был осужден по ч. 3 ст. 161 УК РФ к семи годам лишения свободы.


В исправительной колонии какого вида режима должен отбывать наказание гражданин Б.? Дайте характеристику данному виду режима ИК в соответствии с УИК РФ. Как должен быть решен вопрос об определении вида ИК гражданину Б., если бы он совершил повторное преступление после истечения испытательного срока?

Задание 3

Гражданин С., отбывающий наказание в виде ограничения свободы, самовольно выехал на выходные и праздничные дни к семье в другой город, не поставив в известность уголовно-исполнительную инспекцию. Через четыре дня он вернулся. В объяснительной он написал, что эти дни были нерабочими и он решил провести их с семьей.

Как должна поступить уголовно-исполнительная инспекция в данном случае?

Вариант № 5

Задание 1

Проведите сравнительный анализ условий отбывания наказания в виде лишения свободы для следующих категорий осужденных: несовершеннолетние осужденные, осужденные женщины, имеющие малолетних детей (до 3 лет), совершеннолетние мужчины, отбывающие наказания в колонии общего режима.


Критерии сравнительного анализа

Несовершеннолетние осужденные

Осужденные женщины, имеющие малолетних детей (до 3 лет)

Совершеннолетние мужчины, отбывающие наказания в колонии общего режима















Задание 2

Гражданин П. был осужден по ч. 3 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.

По каким основаниям его можно перевести в колонию-поселение и сохранится ли при этом положение закона об условно-досрочном освобождении его? Если да, то, при каких условиях?

Задание 3

Гражданин В. был осужден к уголовному наказанию в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. В частности, приговором суда ему запрещено в течение трех лет работать водителем. По отбытии половины срока наказания он обратился в инспекцию исправительных работ с просьбой предоставить его к условно-досрочному освобождению от наказания.

Решите вопрос по существу просьбы осужденного.

Вариант № 6

Задание 1

Дайте характеристику правовой природы амнистии и помилования. Проведите сравнительный анализ указанных оснований освобождения от отбывания наказания.