Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2 Классификация видов финансовой политики
1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2018-2019 гг
2.3 Основные направления финансовой политики России на 2019 год
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
Главными целями финансовой политики на 2019 год и среднесрочную перспективу стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в Российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики.
Таблица 2.
Наиболее важные задачи в рамках финансовой политики
Направление задач |
Определение важности |
Создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов |
Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также Министерство финансов. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать его развитие в условиях кризиса. |
Поддержка учреждений социально - экономической сферы страны |
Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятия и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы. |
Поддержка малого бизнеса |
В настоящее время бизнес переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятий не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для поддержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности. |
Привлечение инвестиций |
Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономике страны, затормаживая её развитие. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. |
Таким образом, роль финансовой политики в современных условиях значительно повышается. Она обеспечивает развитие экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.
2.2 Оценка финансовой политики в России в 2018-2019 гг
Для того чтобы оценить эффективность финансовой политики в 2018-2019 гг., рассмотрим ее в разрезе основных направлений.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны (Схема 2).
эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований
Приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны
интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов
создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета
повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг
улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны
Схема 2. Приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны
Вклад федерального бюджета на 2018-2019 гг. в интеграцию стратегического и бюджетного планирования состоит в том, что его разработка и исполнение осуществляются в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2027 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2019 года, к "программному бюджету" [4, c.5].
Соответственно, бюджетные параметры на 2018-2020 годы, а также положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составили "отправную точку" для разработки и утверждения в 2018 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также основных государственных программ Российской Федерации.
Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов был первым федеральным бюджетом, который формировался и исполнялся в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями [3, c.6].
В структуре расходов бюджетной системы возросла доля расходов на социальные цели и обороноспособность, а также на обеспечение безопасности при стагнации (или сокращении по консервативному варианту) собственно бюджета развития.
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2017-2018 гг. явились расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
В 2016 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации [3, c.11].
В 2016 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ построена, исходя из основных направлений государственной политики, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2027 года. Рассмотрим реализацию данных программ в 2018 году.
Таблица 3
Основные программы расходов
Программа |
Нормативный документ, регламентирующий программу |
Доступная среда на 2017 - 2021 годы |
постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2017 г. № 175 |
Информационное общество (2017 - 2028 годы) |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1815-р |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2030 года |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 2446-р |
В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: "Новое качество жизни" (13 госпрограмм), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (17 госпрограмм), "Обеспечение национальной безопасности" (2 госпрограммы), "Сбалансированное региональное развитие" (3 госпрограммы) и "Эффективное государство" (5 госпрограмм). Содержание данных программ представлено в Приложении 2.
Таким образом, приоритетом бюджетной политики в 2017-2018 гг. стало сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
В трехлетней перспективе 2017-2019 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остались такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Основными направлениями налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одобренными
Изменения в законодательстве о налогах и сборах
Схема 3. Внесение изменений в налоговое законодательство, предусмотренные Правительством Российской Федерации
Механизм снижения тарифов страховых взносов в 2018 году привел к снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получило большинство работодателей (в составе работников у которых находятся как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике), поскольку снижение эффективной ставки обложения взносами коснулось всех работников, чья годовая заработная плата составляет 720 тысяч рублей и менее [20, c.304].
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, уточняющий порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.
Таким образом, финансовая политика в 2018-2019 гг. была направлена оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов, поддержание продовольственной безопасности страны.
2.3 Основные направления финансовой политики России на 2019 год
Рассмотрим перспективные направления финансовой политики на перспективу.
Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2019-2021 годы представлены в Приложении 3.
Согласно таблице, реализация всех мероприятий будет осуществляться через бюджетное финансирование, т.к. бюджет является одним из важнейших инструментов макроэкономического регулирования [4, c.26].
Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В 2019-2021 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета. Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации представлен в таблице 4.
Таблица 4
Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации, млрд. руб.
Показатель |
2018 год (закон) |
Прогноз |
||
2019 |
2020 |
2021 |
||
Государственные заимствования, всего |
1311,3 |
1592,3 |
1601,7 |
1626,1 |
привлечение |
1801,1 |
2181,7 |
2284,0 |
2474,1 |
погашение |
-489,8 |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
- внутренние заимствования |
1340,8 |
1459,0 |
1465,7 |
1486,2 |
привлечение |
1709,9 |
1977,9 |
2082,2 |
2273,6 |
погашение |
-369,1 |
-518,9 |
-616,5 |
-787,4 |
В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2019-2021 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.