Файл: Понятие государства. Основные и неосновные признаки государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторичным цивилизациям свойственны:

  1. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом; власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях.

  2. Двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

Цивилизованный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих представлений каждой личности о характере общественной жизни. Теория цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.


    1. Отличие между формационным и цивилизационным подходами


Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с максимально широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационного подхода, аргументирующего наличие всеобщей детерминации государства экономическими причинами, цивилизованный подход доказывает и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Цивилизованный подход к истории человечества и его государственности получает в современной науке всё большее признание. История показала, что формационный подход развития общества является одномерным, а значит, не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается много исторических моментов, которые составляют особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.


Во-первых, при анализе экономического базиса упускается такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Этот фундаментальный факт значительно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса.

Во-вторых, при формационном подходе к структуре классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как учитываются только классы-антагонисты, остальные социальные слои находятся за пределами исследования.

В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества. Вне поля зрения остаётся огромный ряд идей и представлений, нравственных ценностей человека, которые не могут быть сведены ни к интересам враждебных классов, ни к какому-либо классовому началу.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих представлений каждой личности о характере общественной жизни. Теория цивилизационного подхода намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я попытался раскрыть такие понятия, как: государство, его признаки, сущность, социальное назначение и взаимосвязь с обществом. Можно сделать вывод, что государство является политической организацией общества, наделённая характерными для неё признаками, обеспечивающая охрану своего населения ,безопасность, удовлетворение различных интересов и потребностей , установление правопорядка и регулирование общественных отношений с помощью аппарата принуждения и силовых структур.

Различные классификации ,выдвинутые профессорами и учёными, понятия государства и его признаков так или иначе различны по своей структуре, но в них заложена одна и та же основа.

Проблема современного государства заключается в том, что оно уделяет достаточно много внимания политической элите, а интересы народа остаются в стороне. Однако свои интересы ,своё политическое мнение народ имеет возможность выразить через такую негосударственную организацию как гражданское общество.



Также важной частью является неразрывная связь между государством и обществом. Учитывая, что современное общество представляет собой сложную социальную структуру, состоящую из различных общественных классов , оно уже не сможет существовать без государственного аппарата, который регулирует и осуществляет правопорядок с целью избежать конфликтов между этими классами.

Государство обязано применять меры, которые бы поспособствовали улучшению общественной жизни. Однако не только государство обязано обществу, но и общество по отношению к государству имеет определённые обязанности, которые влияют на его функционирование и дальнейшее развитие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Маркс К. Избранные произведения/ К. Маркс, Ф.Энгельс. - Т. 2. М., 1955. - 305 с.

  2. Матузова Н.И. Теория государства и права: Курс лекций/ Н.И.Матузова, А.В. Малько. - М.,2000. - 776 с.

  3. Кудинов О.А. Теория государства и права: Краткий курс/ О.А.Кудинов.–2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2008. –240 с.

  4. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундриков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 427 с.

  5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права/ Н.М.Коркунов. - М.: РОССПЭН, 2010.- 520 с.

  6. Недоцук Н.А. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие/ Н.А.Недоцук. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 80 с.

  7. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. - М.: Эксмо, 2009. - с.21

  8. Лазарева В.В. Общая теория права и государства Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1999. - 520 с.

  9. Попова А.В. Теория государства и права. Завтра экзамен /Попова А.В.–СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

  10. Абдулаев. М.И.Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений./ М.И. Абдулаев. - М.: Финансовый контроль, 2004.- с.27

  11. . Пиголкин. А.С. Теория государства и права: учебник./А.С. Пиголкин. - М.: Изд. «Городец», 2003. -253с

  12. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник./Под.ред. В.К. Бабаев. - М.: Юристь, 2003. - 592 с.

  13.  Дмитрук В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса./ В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. - Минск.: Амалфея, 2010. - 194с.

  14. Вишневский А.Ф. Курс лекций/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский.Под общ.ред. А.Ф.Вишнеский. - Минск.:Тесей, 1998. - 68с.

  15. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. / В.Н.Протасов. – М.: Новый юрист, 1999. – 240 с.