Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если институт банкротства в 1992–1998 гг. имел скорее имитационный характер, то второй закон (1998) еще более исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов. Это прямо касалось и ситуации с налоговыми платежами.
По оценкам ФСФО, каждое пятое банкротство имело признаки преступных преднамеренных действий (в частности, банкротство для списания долгов). Необходимо признать, что и государство, в свою очередь, иногда использует угрозу банкротства как инструмент давления на предприятие с тем, чтобы принудить его погасить долги по налогам или в иных, в том числе внеэкономических, целях.
В итоге, хотя российский закон «О несостоятельности (банкротстве)», действовавший в 1998-2002 гг., был не вполне прогрессивен.
С сентября 1993 г. в России действовало Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Госкомимуществе РФ, в марте 1997 г. была создана Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), а в июне 1999 г. она преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). С марта 2004 г. функции ФСФО распределены среди нескольких государственных органов (в зависимости от конкретной ситуации, собственников предприятия и различных кредиторов, включая государство).
Со всей очевидностью необходимо было, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, но, с другой стороны, оградить предприятие должника от упрощенных схем недобросовестного перехвата контроля над ним (частью его активов) посредством процедур банкротства. В течение всего периода действия второго (ныне недействующего) закона о несостоятельности предпринимались попытки скорректировать его положения. При обсуждении проекта нового (третьего) закона о несостоятельности все стороны признали важность решения следующих проблем регулирования несостоятельности:
- нарушение прав предприятия-должника и его собственников, отсутствие возможности для последних провести оздоровление предприятия под контролем кредиторов;
- недостаточная защищенность прав обеспеченных кредиторов;
- крайне ограниченные права государства как кредитора по обязательным платежам, уточнение процедур участия государства как кредитора в процедурах банкротства;
- конфликт интересов уполномоченных государственных органов, правомерность и последствия предлагаемых расширенных полномочий;
- распространенность практики использования процедур банкротства для захвата (перехвата) управления предприятием, для вывода наиболее привлекательных активов в интересах отдельных кредиторов;
- неразвитость механизмов ответственности арбитражных управляющих;
- уточнение статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, условий членства, гарантийных фондов;
- отсутствие разумных особых механизмов банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса и естественных монополий;
- вопрос о полном отстранении арбитражного суда (который не несет ответственности) от каких-либо решений о выборе и квалификации арбитражного управляющего и решений (одобрения решений) в отношении активов предприятия;
- вопрос об исключении процедур «внешнего управления» и «финансового оздоровления» в принципе.
Однако представления о возможных способах решения вышеперечисленных проблем оказались во многих случаях прямо противоположными. Говорить о сколько-нибудь единой позиции государственных органов по трансформации регулирования несостоятельности не приходилось. Отметим, что позиция некоторых ведомств претерпевала в течение прошедших лет кардинальные изменения.
Острота дискуссии вокруг нового – уже третьего – закона о банкротстве была связана, прежде всего, с недостатками данного закона (как и любого иного) в общем институциональном контексте проблем коррупции, передела собственности, произвола и некомпетентности со стороны различных государственных структур.
Итак, в соответствии с ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года: «несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Новый федеральный закон содержит следующие принципиальные новации:
- усиление защиты прав и законных интересов кредиторов;
- расширение круга прав добросовестных собственников (учредителей, участников) предприятия-должника, а также усиление защиты их интересов в процедурах банкротства;
- защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий иных лиц;
- изменение статуса арбитражного управляющего;
изменение статуса государственных органов, участвующих в процедуре банкротства;
- введение новой процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления платежеспособности и погашения долга (финансовое оздоровление).
Начиная с 01.01.15г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) приобрело следующие важные изменения:
- федеральным законом предусматривается увеличение со ста до трёхсот тысяч рублей порога долга, имеющего значение для возбуждения производства по делу о банкротстве юридических лиц (для стратегических предприятий и субъектов естественной монополии – с пятисот тысяч до одного миллиона рублей). Исключается необходимость подтверждения вступившим в законную силу решением суда требований кредиторов для возбуждения производства по делу о банкротстве, если заявление о банкротстве подаётся кредитной организацией. В то же время для кредитных организаций устанавливается требование об опубликовании в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не менее чем за 15 дней до его подачи;
- детализируются положения о комитетах кредиторов, о раскрытии информации о них и принятых ими решениях;
- повышается ответственность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (увеличивается минимальный размер компенсационного фонда, уточняются размеры выплат из него, устанавливается, что по решению коллегиального органа управления к арбитражному управляющему могут быть предъявлены дополнительные требования в части заключения договора обязательного страхования ответственности). Уточняются нормы об установлении размера требований кредиторов и замещении активов должника в ходе конкурсного производства. Вводится саморегулирование операторов электронных площадок и случайный выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для целей указания в заявлении должника;
- предусматривается увеличение санкций за неправомерные действия руководителя должника.
В настоящее время задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
банкротство предприятие законодательство
Таблица 1 - Этапы становления института банкротства в современной России
Этапы развития | Год | Законодательство |
1. Дореволюционный | 1740 | «Банкротский Устав» |
1800 | «Устав о банкротах» | |
1832 | «Устав о торговой несостоятельности» | |
1905 | «Устав Судопроизводства Торгового» (не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным) | |
2. Советский | 1922 | Нормы о несостоятельности были включены в Гражданский кодекс РСФСР, был введен раздел, посвященный регламентированию процедур несостоятельности |
1927 | Нормы о несостоятельности были включены в Гражданско-процессуальный кодекс | |
3. Современный | 14 июня 1992 | Указом Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» |
19 ноября 1992 | Первый послереволюционный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (не доработанный, множество Указов Президента и Постановления правительства) | |
8 января 1998 | Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» | |
26 октября 2002 | Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» |
Заключение
Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине XX в. Появление и развитие правил о несостоятельности связаны с объективными потребностями общества.
Исследования истории развития несостоятельности в России свидетельствуют о том, что первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права XIII - XV веков. Зачатки конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв., Соборном Уложении 1649 г.
До 17 года данный институт носил название «конкурсное право», результатами развития и кодификации, которого стали «Банкротский Устав» от 15.12.1740 г., «Устав о банкротах» от 19.12.1800 г., и выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. «Устав о торговой несостоятельности» от 23.06.1832 г.
После Октябрьской революции единым собственником имущества большинства хозяйствующих субъектов являлось государство.
После длительного господства планово-распределительного типа экономической системы формирующаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономической деятельности юридического лица, нового подхода к определению места и роли последнего в развитии общественного производства. В этот период возникают и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы юридического лица, которые требуют создания новых экономических взаимоотношений с государством и т.д. Начиная с 1992 года политика правительства России была направлена на переход к рыночным отношениям. В этих условиях процедура несостоятельности (банкротства) является своеобразным «санитаром» экономики, устраняющим неэффективных участников хозяйственного оборота и является, по сути, совершенно новым явлением в области экономических отношений.
Модернизация плановой экономики, интенсивное развитие предпринимательской деятельности на этапе перехода России к рыночной экономике в начале 90-х годов прошлого века обусловили необходимость внесения качественных изменений в действующее законодательство и создания новой, более эффективной законодательной базы, способствующей безболезненному переходу от плановой к рыночной экономике и направленной на защиту интересов участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения обязательств, что и закрепил ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.
Список используемой литературы
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015) (26 октября 2002 г.). -
Антикризисное управление: учебник / Под редакцией Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА – М.: Инфра-М, 2004. – 432 с. -
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление. Конспект лекций / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. - М.: Эксмо, 2008. 160 с. -
Радыгин А.Д. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования / А.Д. Радыгин и др. – М.: ИЭПП, 2005. - 432 с. -
Тришкина Н.А. Учет и анализ банкротств. Учебный курс / Н.А. Тришкина. - М.: МИЭМП, 2010. - 86 с.