ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окружность Луны почти в четыре раза меньше, чем окружность Земли. Масса Земли в 81 раз больше массы Луны. Значит, если на одной чаше весов будет наша планета, то для равновесия на другую чашу нужно «посадить» 81 Луну!
А как велико расстояние между Луной и Землей?
Между ними можно было бы разместить «бусы» из 30 таких планет, как Земля.
Дидактическая игра«Трио»*.
На магнитной доске учитель располагает вырезанные из картона звезду, Луну (в виде серпа) и тучку и просит учеников объяснить, какие именно варианты взаимного расположения этих трёх тел возможны, а какие нет, и почему. Учащиеся легко догадываются, что Луна или звезда не могут располагаться перед тучкой – этот вывод они делают на основе знаний из курса природоведения. Более сложной для анализа оказывается ситуация, когда звезда видна между рогами Луны. Раздумывая, реален ли такой пейзаж, ученики приходят к важной мысли о том, что «не наблюдаться» не значит «не существовать». Труднее всего ученикам понять, что серп Луны не бывает виден выпуклостью вверх; чтобы подвести их к этому выводу, педагог задаёт наводящий вопрос: «А где находится Солнце?». Впервые задумавшись о связи наблюдаемой формы Луны с её расположением относительно Солнца, ребята готовятся к последующему изучению лунных фаз.
Урок 24
Тема: Путешествие по Луне
Цели: сформировать представление о поверхности Луны; познакомить со способами изучения лунной поверхности; развивать умение сравнивать и анализировать.
Оборудование: фотографии поверхности Луны; рисунки с изображением луноходов; схема «Фазы Луны»; загадки к игре «Лунные фазы».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Если месяц буквой «С», Значит, старый месяц; Если палочку в довес Ты к нему привесишь | И получишь букву «Р», Значит, он растущий, Значит, скоро, верь не верь, Станет он толстущий. |
II. Работа по учебнику.
– Чем похожи и чем отличаются Луна и Солнце?
– Почему разные по размерам Луна и Солнце выглядят на небе почти одинаковыми?
Задание 1.
– Рассмотрите фотографии с изображением поверхности Луны. Прочитайте стихотворение Джанни Родари. Что назвали лунными морями?
Задание 2.
– Прочитайте текст о поверхности Луны. Как называют тёмные пятна на поверхности Луны? Как называют светлые пятна на поверхности Луны?
– Рассмотрите рисунки школьника и сочините сказку «Почему у Луны нет платья».
Задание 3.
– Прочитайте текст. Как можно подписать эти фотографии? (Луноходы.)
– Как человек управляет луноходом?
– В каком году американские астронавты побывали на Луне?
– Чем различаются Солнце и Луна?
– Почему Луну называют многоликой, а Солнце нет?
– Быстрее или медленнее по сравнению с Землёй вращается Луна? Согласны ли вы с таким рассуждением: «Луна важнее Солнца. Оно светит днём, а Луна – ночью»?
– Почему нельзя жить ни на Луне, ни на Солнце?
– Подготовьте сообщение о Луне от имени учёного-астронома или от имени астронавта.
III. Фронтальная работа.
Учитель читает сказку «Луна или месяц?».
«– Бабуля, а бабуля, ты же все знаешь, ну расскажи! – не унималась Настюша. – Почему Луна то круглая, то от нее только половинка висит, а то и вообще вместо нее месяц на небе?
– Ох, – вздохнула бабушка Лукерья, – сейчас объясню.
Хлопнула она в ладоши, и стол подбежал к печке, тыква вспрыгнула на середину стола, а свежеиспеченная булочка повисла в воздухе между тыквой и печкой. Огонь от печи освещал всю комнату. Бабушка Лукерья еще раз хлопнула в ладоши, и Настенька стала маленькой-премаленькой. Оп! И Настенька уже на тыкве!
– Вот, – сказала бабушка, – представь себе, что наша печка – это Солнце. Тогда тыква – наша планета Земля, а булочка – Луна. Представила?
Малюсенькая Настя кивнула.
– Посмотри сейчас на Луну-булочку. Что ты видишь?
– Ой, ничего не вижу! – зажмурилась Настенька. – Печка так и пышет, смотреть невозможно.
– Это называется новолунием! – стала рассказывать бабушка. – Луна на своем месте, между Солнцем и Землей, на одной с ними линии. В эти дни мы ее не видим. А вот теперь Луна двигается по кругу.
– Вот, – обрадовалась Настя, – теперь я уже могу не так сильно жмуриться!
– Какой формы освещение на булочке? – спросила бабушка.
– Как серп! Как серп! – запрыгала Настя на тыкве. – Это же и есть месяц!
– Нет, ведь булочка-то осталась булочкой! Это Луна, – поправила бабушка, – но когда она так освещена, мы называем ее месяцем. А теперь Луна сбоку от тебя, что ты видишь?
– Половину! Пол-Луны!
– А теперь булочка за твоей спиной, повернись!
– Ах, – восхитилась Настенька, – а теперь, спиной к печке, то есть к Солнцу, я вижу Луну полностью, круглой-прекруглой!
– Это полнолуние! – сказала бабушка, – теперь же наша Луна двигается дальше по кругу и....
– Да-да, – продолжила Настенька, – и освещенная сторона все меньше и меньше! И девочка стала поворачиваться вместе с булочкой-Луной.
– Я снова вижу серп! А теперь булочка снова между мной и печкой – ничего не могу увидеть! Луна исчезла!
– Не исчезла! Это снова новолуние. Мы просто Луну не видим. Но потом она летит дальше, и все повторяется! Теперь тебе понятно, почему мы видим то полную Луну, а то только краешек?
– Да, бабуля, понятно! Ты самая умная бабушка на свете!
Бабушка Лукерья хлопнула в ладоши, и Настенька оказалась снова большой девочкой.
– А теперь принимайся за булочку, пока она совсем не остыла! – сказала бабушка Настеньке и улыбнулась».
– В этой сказке рассказывается о том, что Луна всегда одинакова – круглая. Но нам с Земли кажется, что она то половинка шара, то только узкий серп – месяц, то Луна больше половины, но меньше полного шара. Мы говорим, что Луна растет или убывает. В новолуние мы вообще ее не видим, а в полнолуние она абсолютно круглая. Почему так? Все дело в положении Луны относительно Земли и Солнца, и это кратко называется фазами Луны. Во время новолуния Луна находится между Землей и Солнцем, на одной с ними линии. Во время полнолуния тоже на одной с ними линии, но при этом Луна за Землей. Посмотри на схему. Стрелки показывают, как Луна вращается вокруг Земли. Справа – лучи Солнца.
Задание «Фазы Луны».
Пользуясь схемой, попробуйте в течение месяца определить, когда Луна находится в той или иной фазе.
Дидактическая игра «Лунные фазы». (Автор Н. Е. Шатовская.)
Учитель читает загадки, учащиеся обсуждают описанные в них ситуации, выполняют схематические рисунки фаз Луны.
Загадка | Идея | Вопрос для обсуждения |
То полна, то стройна, по ночам не спит она | Луна выглядит по-разному, показывает разные фазы | Какой бывает Луна? Нарисуйте. А почему Луна бывает разной? |
То блин, то полблина, то та, то эта сторона | Фазы Луны сменяются в определённом порядке | Как растёт и убывает Луна – справа налево или слева направо? Как отличить молодую Луну от старой? |
Две недели рос Емеля и исчез за то же время | Фазы Луны сменяются за определённое время | Как выглядит Луна в разные дни лунного месяца? Как произошла единица счёта времени «неделя»? |
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут | Луна в виде серпа бывает видна невысоко над горизонтом | Почему так? |
С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, в полночь жеребец через кровлю бежит | Полная луна восходит вечером и кульминирует (проходит наивысшую точку суточной траектории) в полночь | Почему так? |
Золот хозяин – на по-ле, серебрян пастух – с поля | Солнце восходит, Луна заходит | Почему так? |
Тринадцать раз в году рождается, днём от людских глаз скрывается | Это не совсем правильная загадка! | Сколько новолуний может быть в году? Можно ли увидеть Луну днём? |
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами | А это совсем неправильная загадка! | Что именно неправильно в загадке? Почему так не бывает? |
IV. Итог урока.
– Чем похожи и чем отличаются Луна и Солнце?
– Расскажите о поверхности Луны. Какой бывает Луна?
Урок 25
Тема: Звёздные узоры
Цели: ввести понятия «звезда», «созвездие»; познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них; обобщить знания о небесных телах; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувство красоты и гармонии.
Оборудование: фотографии и рисунки с изображением созвездий; лото «Созвездия»; карточки для игры «Шифровка»; ребусы.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Синяя дорожка осыпана горошком.
Никто не соберёт: ни царь, ни царица,
Ни красна девица, ни бела рыбица.
(Звёзды на небе.)
II. Работа по учебнику.
– Приходилось ли вам наблюдать звёзды? Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? Какие звёзды вам известны?
– Название одного цветка переводится как «звезда». Знаете ли вы этот цветок? (Показывает рисунок с изображением астр.)
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой.
– Именно греческое слово «астро», обозначающее «звезда», положено в основу названия науки, изучающей звезды, – астрономии. Звезды издавна привлекали людей не только своей красотой. Они нужны были человеку и для практических целей. Много лет назад звезды заменяли компас, часы, календарь. По звездам люди находили путь домой, определяли время полевых работ. Подсчетом и изучением звезд занимаются ученые-астрономы, которых в старину называли звездочетами.
При обычной остроте зрения на небе можно разглядеть около 6 тысяч звезд (в обоих полушариях). Современные астрономы с помощью телескопов, которые располагают высоко в горах, насчитывают на небе в тысячи раз больше звезд.
Все звезды подобны нашему Солнцу. Только находятся они еще дальше от Земли, чем Солнце, и потому видны на небе как светящиеся точки. Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
Вечером небо темнеет, и на нем появляются сначала самые яркие звезды, а затем, постепенно, их становится все больше. Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие, белые, голубые и желтые, одинокие и собравшиеся вместе.
В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездиями. Многие созвездия названы именами животных, очертания которых они напоминают.
Есть созвездия, носящие имена героев греческих мифов: Персея, Андромеды, Кассиопеи, Геркулеса (Геракла).
Много созвездий на небе. Много легенд и сказок сложено про них.
Персей – герой-полубог, сын верховного греческого бога Зевса и красавицы Данаи.
Царь Полидект послал его убить горгону Медузу и принести голову этого страшного чудовища.
Нимфы указали Персею дорогу к горгонам, дали ему крылатые сандалии, мешок и шлем-невидимку. Боги снабдили его волшебным мечом и щитом-зеркалом.
Персей полетел к океану и нашел там спящих горгон. Так как вид их превращал смотрящих на них людей в камень, Персей сражался с ними, глядя в щит как в зеркало. Победив их, он отрубил голову Медузе и в мешке привез ее царю.
Другой подвиг Персея – освобождение находящейся в плену у морского чудовища красавицы царевны Андромеды, дочери царицы Кассиопеи.
Геракл – самый знаменитый герой греческих мифов. Сын Зевса и простой женщины Алкмены, он должен был 12 лет служить царю Эврисфею и совершить 12 подвигов, прежде чем стать бессмертным.
По приказам жестокого царя Геракл совершил 12 подвигов, в том числе: задушил руками немейского льва и добыл его шкуру, умертвил девятиголовую лернейскую гидру, изгнал и уничтожил пожиравших людей стимфалийских птиц с железными перьями, привёз золотые яблоки вечной молодости из сада нимф Гесперид, победил и вывел из подземного царства царя Аида трёхголового пса со змеиным хвостом – Цербера.
Одно из самых красивых созвездий неба – созвездие Лебедя. Самые яркие звезды в этом созвездии образуют крест. (Показывает созвездие Лебедя на звёздной карте.)
– Про созвездие Лебедя говорили, что это сам всемогущий бог Зевс превратился в белую птицу и летит на Землю к людям.
Есть на небе очень яркая звезда, которая кажется нам неподвижной. Это Полярная звезда. Она входит в созвездие Малой Медведицы. По этой звезде узнают направление на север.
Задание 1.
– Отгадайте загадку. (Это звёзды.) Всё ли правильно в ней? (Днём видно одну звезду – Солнце.) Что такое звёзды? (Звёзды – огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.)
– От чего зависит цвет звёзд? (От их температуры.)
– Какого цвета самые горячие звёзды? (Белого и голубого.)