Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окружность Луны почти в четыре раза меньше, чем окружность Земли. Масса Земли в 81 раз больше массы Луны. Значит, если на одной чаше весов будет наша планета, то для равновесия на другую чашу нужно «посадить» 81 Луну!

А как велико расстояние между Луной и Землей?

Между ними можно было бы разместить «бусы» из 30 таких планет, как Земля.

Дидактическая игра«Трио»*.



На магнитной доске учитель располагает вырезанные из картона звезду, Луну (в виде серпа) и тучку и просит учеников объяснить, какие именно варианты взаимного расположения этих трёх тел возможны, а какие нет, и почему. Учащиеся легко догадываются, что Луна или звезда не могут располагаться перед тучкой – этот вывод они делают на основе знаний из курса природоведения. Более сложной для анализа оказывается ситуация, когда звезда видна между рогами Луны. Раздумывая, реален ли такой пейзаж, ученики приходят к важной мысли о том, что «не наблюдаться» не значит «не существовать». Труднее всего ученикам понять, что серп Луны не бывает виден выпуклостью вверх; чтобы подвести их к этому выводу, педагог задаёт наводящий вопрос: «А где находится Солнце?». Впервые задумавшись о связи наблюдаемой формы Луны с её расположением относительно Солнца, ребята готовятся к последующему изучению лунных фаз.

Урок 24
Тема: Путешествие по Луне

Цели: сформировать представление о поверхности Луны; познакомить со способами изучения лунной поверхности; развивать умение сравнивать и анализировать.

Оборудование: фотографии поверхности Луны; рисунки с изображением луноходов; схема «Фазы Луны»; загадки к игре «Лунные фазы».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Если месяц буквой «С»,

Значит, старый месяц;

Если палочку в довес

Ты к нему привесишь

И получишь букву «Р»,

Значит, он растущий,

Значит, скоро, верь не верь,

Станет он толстущий.

II. Работа по учебнику.

– Чем похожи и чем отличаются Луна и Солнце?

– Почему разные по размерам Луна и Солнце выглядят на небе почти одинаковыми?


Задание 1.

– Рассмотрите фотографии с изображением поверхности Луны. Прочитайте стихотворение Джанни Родари. Что назвали лунными морями?

Задание 2.

– Прочитайте текст о поверхности Луны. Как называют тёмные пятна на поверхности Луны? Как называют светлые пятна на поверхности Луны?

– Рассмотрите рисунки школьника и сочините сказку «Почему у Луны нет платья».

Задание 3.

– Прочитайте текст. Как можно подписать эти фотографии? (Луноходы.)

– Как человек управляет луноходом?

– В каком году американские астронавты побывали на Луне?

– Чем различаются Солнце и Луна?

– Почему Луну называют многоликой, а Солнце нет?

– Быстрее или медленнее по сравнению с Землёй вращается Луна? Согласны ли вы с таким рассуждением: «Луна важнее Солнца. Оно светит днём, а Луна – ночью»?

– Почему нельзя жить ни на Луне, ни на Солнце?

– Подготовьте сообщение о Луне от имени учёного-астронома или от имени астронавта.

III. Фронтальная работа.

Учитель читает сказку «Луна или месяц?».

«– Бабуля, а бабуля, ты же все знаешь, ну расскажи! – не унималась Настюша. – Почему Луна то круглая, то от нее только половинка висит, а то и вообще вместо нее месяц на небе?

– Ох, – вздохнула бабушка Лукерья, – сейчас объясню.

Хлопнула она в ладоши, и стол подбежал к печке, тыква вспрыгнула на середину стола, а свежеиспеченная булочка повисла в воздухе между тыквой и печкой. Огонь от печи освещал всю комнату. Бабушка Лукерья еще раз хлопнула в ладоши, и Настенька стала маленькой-премаленькой. Оп! И Настенька уже на тыкве!

– Вот, – сказала бабушка, – представь себе, что наша печка – это Солнце. Тогда тыква – наша планета Земля, а булочка – Луна. Представила?

Малюсенькая Настя кивнула.

– Посмотри сейчас на Луну-булочку. Что ты видишь?

– Ой, ничего не вижу! – зажмурилась Настенька. – Печка так и пышет, смотреть невозможно.

– Это называется новолунием! – стала рассказывать бабушка. – Луна на своем месте, между Солнцем и Землей, на одной с ними линии. В эти дни мы ее не видим. А вот теперь Луна двигается по кругу.

– Вот, – обрадовалась Настя, – теперь я уже могу не так сильно жмуриться!

– Какой формы освещение на булочке? – спросила бабушка.

– Как серп! Как серп! – запрыгала Настя на тыкве. – Это же и есть месяц!

– Нет, ведь булочка-то осталась булочкой! Это Луна, – поправила бабушка, – но когда она так освещена, мы называем ее месяцем. А теперь Луна сбоку от тебя, что ты видишь?



– Половину! Пол-Луны!

– А теперь булочка за твоей спиной, повернись!

– Ах, – восхитилась Настенька, – а теперь, спиной к печке, то есть к Солнцу, я вижу Луну полностью, круглой-прекруглой!

– Это полнолуние! – сказала бабушка, – теперь же наша Луна двигается дальше по кругу и....

– Да-да, – продолжила Настенька, – и освещенная сторона все меньше и меньше! И девочка стала поворачиваться вместе с булочкой-Луной.

– Я снова вижу серп! А теперь булочка снова между мной и печкой – ничего не могу увидеть! Луна исчезла!

– Не исчезла! Это снова новолуние. Мы просто Луну не видим. Но потом она летит дальше, и все повторяется! Теперь тебе понятно, почему мы видим то полную Луну, а то только краешек?

– Да, бабуля, понятно! Ты самая умная бабушка на свете!

Бабушка Лукерья хлопнула в ладоши, и Настенька оказалась снова большой девочкой.

– А теперь принимайся за булочку, пока она совсем не остыла! – сказала бабушка Настеньке и улыбнулась».

– В этой сказке рассказывается о том, что Луна всегда одинакова – круглая. Но нам с Земли кажется, что она то половинка шара, то только узкий серп – месяц, то Луна больше половины, но меньше полного шара. Мы говорим, что Луна растет или убывает. В новолуние мы вообще ее не видим, а в полнолуние она абсолютно круглая. Почему так? Все дело в положении Луны относительно Земли и Солнца, и это кратко называется фазами Луны. Во время новолуния Луна находится между Землей и Солнцем, на одной с ними линии. Во время полнолуния тоже на одной с ними линии, но при этом Луна за Землей. Посмотри на схему. Стрелки показывают, как Луна вращается вокруг Земли. Справа – лучи Солнца.

Задание «Фазы Луны».

Пользуясь схемой, попробуйте в течение месяца определить, когда Луна находится в той или иной фазе.



Дидактическая игра «Лунные фазы». (Автор Н. Е. Шатовская.)

Учитель читает загадки, учащиеся обсуждают описанные в них ситуации, выполняют схематические рисунки фаз Луны.


Загадка

Идея

Вопрос
для обсуждения

То полна, то стройна, по ночам не спит она

Луна выглядит по-разному, показывает разные фазы

Какой бывает Луна?

Нарисуйте. А почему Луна бывает разной?

То блин, то полблина, то та, то эта сторона

Фазы Луны сменяются в определённом порядке

Как растёт и убывает Луна – справа налево или слева направо? Как отличить молодую Луну от старой?

Две недели рос Емеля

и исчез за то же время

Фазы Луны сменяются за определённое время

Как выглядит Луна
в разные дни лунного месяца? Как произошла единица счёта времени «неделя»?

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут

Луна в виде серпа бывает видна невысоко над горизонтом

Почему так?

С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, в полночь жеребец через кровлю бежит

Полная луна восходит вечером и кульминирует (проходит наивысшую точку суточной траектории) в полночь

Почему так?

Золот хозяин – на по-ле, серебрян пастух – с поля

Солнце восходит, Луна заходит

Почему так?

Тринадцать раз в году рождается, днём от людских глаз скрывается

Это не совсем правильная загадка!

Сколько новолуний может быть в году? Можно ли увидеть Луну днём?

Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами

А это совсем неправильная загадка!

Что именно неправильно в загадке? Почему так не бывает?


IV. Итог урока.

– Чем похожи и чем отличаются Луна и Солнце?

– Расскажите о поверхности Луны. Какой бывает Луна?

Урок 25
Тема: Звёздные узоры

Цели: ввести понятия «звезда», «созвездие»; познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них; обобщить знания о небесных телах; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувство красоты и гармонии.

Оборудование: фотографии и рисунки с изображением созвездий; лото «Созвездия»; карточки для игры «Шифровка»; ребусы.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Синяя дорожка осыпана горошком.

Никто не соберёт: ни царь, ни царица,

Ни красна девица, ни бела рыбица.

(Звёзды на небе.)

II. Работа по учебнику.

– Приходилось ли вам наблюдать звёзды? Одинаковы ли они по величине, цвету, яркости? Какие звёзды вам известны?

– Название одного цветка переводится как «звезда». Знаете ли вы этот цветок? (Показывает рисунок с изображением астр.)

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли звездой.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины совсем золотой.

– Именно греческое слово «астро», обозначающее «звезда», положено в основу названия науки, изучающей звезды, – астрономии. Звезды издавна привлекали людей не только своей красотой. Они нужны были человеку и для практических целей. Много лет назад звезды заменяли компас, часы, календарь. По звездам люди находили путь домой, определяли время полевых работ. Подсчетом и изучением звезд занимаются ученые-астрономы, которых в старину называли звездочетами.

При обычной остроте зрения на небе можно разглядеть около 6 тысяч звезд (в обоих полушариях). Современные астрономы с помощью телескопов, которые располагают высоко в горах, насчитывают на небе в тысячи раз больше звезд.

Все звезды подобны нашему Солнцу. Только находятся они еще дальше от Земли, чем Солнце, и потому видны на небе как светящиеся точки. Солнце – это ближайшая к Земле звезда.

Вечером небо темнеет, и на нем появляются сначала самые яркие звезды, а затем, постепенно, их становится все больше. Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие, белые, голубые и желтые, одинокие и собравшиеся вместе.


В древние времена люди смотрели на небо и представляли себе, что из групп звезд получаются рисунки. Эти группы звезд назвали созвездиями. Многие созвездия названы именами животных, очертания которых они напоминают.

Есть созвездия, носящие имена героев греческих мифов: Персея, Андромеды, Кассиопеи, Геркулеса (Геракла).

Много созвездий на небе. Много легенд и сказок сложено про них.

Персей – герой-полубог, сын верховного греческого бога Зевса и красавицы Данаи.

Царь Полидект послал его убить горгону Медузу и принести голову этого страшного чудовища.

Нимфы указали Персею дорогу к горгонам, дали ему крылатые сандалии, мешок и шлем-невидимку. Боги снабдили его волшебным мечом и щитом-зеркалом.

Персей полетел к океану и нашел там спящих горгон. Так как вид их превращал смотрящих на них людей в камень, Персей сражался с ними, глядя в щит как в зеркало. Победив их, он отрубил голову Медузе и в мешке привез ее царю.

Другой подвиг Персея – освобождение находящейся в плену у морского чудовища красавицы царевны Андромеды, дочери царицы Кассиопеи.

Геракл – самый знаменитый герой греческих мифов. Сын Зевса и простой женщины Алкмены, он должен был 12 лет служить царю Эврисфею и совершить 12 подвигов, прежде чем стать бессмертным.

По приказам жестокого царя Геракл совершил 12 подвигов, в том числе: задушил руками немейского льва и добыл его шкуру, умертвил девятиголовую лернейскую гидру, изгнал и уничтожил пожиравших людей стимфалийских птиц с железными перьями, привёз золотые яблоки вечной молодости из сада нимф Гесперид, победил и вывел из подземного царства царя Аида трёхголового пса со змеиным хвостом – Цербера.

Одно из самых красивых созвездий неба – созвездие Лебедя. Самые яркие звезды в этом созвездии образуют крест. (Показывает созвездие Лебедя на звёздной карте.)

– Про созвездие Лебедя говорили, что это сам всемогущий бог Зевс превратился в белую птицу и летит на Землю к людям.

Есть на небе очень яркая звезда, которая кажется нам неподвижной. Это Полярная звезда. Она входит в созвездие Малой Медведицы. По этой звезде узнают направление на север.

Задание 1.

– Отгадайте загадку. (Это звёзды.) Всё ли правильно в ней? (Днём видно одну звезду – Солнце.) Что такое звёзды? (Звёзды – огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет.)

– От чего зависит цвет звёзд? (От их температуры.)

– Какого цвета самые горячие звёзды? (Белого и голубого.)