Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В юриспруденции как системе юридических наук (в теории государства и права, гражданском, уголовном процессе, теории оперативно-розыскной деятельности и др.) родовым термином «субъектом правовых отношений и соответствующих им видов деятельности» называются физические лица (граждане) и юридические лица – коллективные образования, являющиеся носителями прав и обязанностей и составляющие действительных и возможных участников правоотношений. Основываясь на этих концептуальных положениях, теория оперативно-розыскной деятельности в качестве потенциальных участников оперативно-розыскных отношений называет любых граждан и юридических лиц, которые в разовом, индивидуальном порядке в зависимости от выполнения оперативно-розыскных мероприятий могут быть вовлечены в эти отношения. Такие участники обычно относятся к категории субъектов оперативно-розыскных отношений. В федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности субъекты именуются законодателем, как «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность».

Органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности – это организационно обособленные управленческие единицы, которым оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственными нормативными актами определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий.

В курсовой работе поставлена цель – рассмотрение понятия и структуры оперативно-розыскной деятельности.

С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:

- дать правовую оценку понятия розыск;

- рассмотреть сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать правовые основы и структуру органов оперативно-розыскной деятельности.

При изучении основ оперативно-розыскной деятельности мы будем руководствоваться соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об ОРД», федеральными законами, определяющими правовые основы деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, ведомственными нормативными актами без ограничительных грифов, а также отдельными судебными актами, имеющими отношение к оперативно-розыскной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Понятие оперативно-розыскной деятельности

1.1 Сущность и правовая оценка понятия розыск

В последнее время розыск как правовой институт подвергается критической оценке и правоприменителями, и теоретиками, специализирующимися на анализе норм, относящихся к блоку уголовно-правовых дисциплин. На мой взгляд, это связано с рядом причин, вызванных различием подходов к определению данной дефиниции, отсутствием легального понятия «розыск», а также недостаточностью должной регламентации норм отечественного отраслевого законодательства, затрагивающего рассматриваемый институт.

Законодательно розыску среди уголовно-правовых норм посвящены ст. 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 210, 238 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Анализ данных положений позволяет нам лишь выделить круг субъектов, которые могут быть объявлены в розыск, однако само понятие не раскрывается. Если же обратиться к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», то розыск как правовой институт также не находит в нем должного закрепления, лишь в ст. 2 одной из задач оперативно-розыскной деятельности провозглашается «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших». Юридический словарь термин «розыск» раскрывает как деятельность компетентных государственных органов (следователя, органа дознания и др.) по обнаружению: обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда; осужденных, уклоняющихся от наказания либо бежавших из мест заключения; лиц, пропавших без вести.[1]

В специальной юридической литературе, как справедливо отмечает В. В. Бычков, также не сформировалось единого подхода к пониманию розыска. Анализ его работы позволяет сделать вывод, что криминалисты рассматривают розыск «сквозь призму» розыскных действий; процессуалисты же, заявляя об обязанности следователя принимать меры по розыску скрывшегося лица, совершившего преступление, не разъясняя указанных понятий, дают лишь перечень мероприятий по их розыску, среди которых только одно является процессуальным – дача поручения органам дознания.[2]


В работе В. В. Бычкова также приводится интересная позиция специалистов В. И. Батюка и В. В. Гончара, которые обращают внимание на то, что понятие «розыск» в теории и на практике употребляется в широком и узком смысле. Под розыском в широком смысле они понимают деятельность, направленную на поиск как известных, так и неизвестных объектов (например, неустановленного преступника, следов преступления), имеющих значение для расследования преступления. Причем сами же авторы отмечают, что в современных работах по криминалистике розыск в широком значении отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц. Розыск в узком смысле ими определяется как основывающаяся на уголовно-процессуальном, оперативно-розыскном законодательстве и подзаконных нормативных актах комплексная система следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемая уполномоченными на то законом субъектами и направленная на обнаружение местонахождения известных объектов. Анализ вышеприведенных положений позволяет выдвинуть несколько тезисов следующего содержания.

Во-первых, в науке, затрагивающей блок уголовно-правовых дисциплин, необходимо выработать единый подход к пониманию розыска, так как заметен явный перекос в сторону процессуального права.

Розыск же лиц, осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, не исследован теоретиками на должном уровне. Данный вопрос выглядит весьма актуальным и в свете расширения применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и общей гуманизации уголовного законодательства.

Во-вторых, необходимо рассмотреть вопрос о расширении перечня субъектов, в отношении которых может быть объявлен розыск. Подобные предложения уже имеют место среди процессуалистов. Так, Н. В. Азарёнок предлагает подвергать розыску свидетелей и потерпевших.[3] С учетом современных реалий выдвинутое предложение выглядит весьма перспективно, так как участились случаи искажения информации о себе участниками уголовного судо- производства, смены ими места жительства (убывания в неизвестном направлении) без уведомления правоохранительных органов и др. Безусловно, ч. 2 ст. 111 УПК РФ предусматривает возможность применения к потерпевшему или свидетелю применение иных мер процессуального принуждения, однако для реального вовлечения в процесс указанных лиц этого может не хватить, и судьба дальнейшего хода уголовного дела окажется под вопросом.


К тому же имеются и правовые основания для расширения перечня субъектов, в отношении которых может быть объявлен розыск. Так, ч. 16 ст. 182 УПК РФ закрепляет положение о том, что «обыск может производиться в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов», а ст. 2 ФЗ об ОРД закрепляет «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда…». Как мы выяснили, скрываться от уполномоченных органов могут не только подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, но и иные участники уголовного судопроизводства. В-третьих, необходимо легальное закрепление понятия «розыск» в отраслевом законодательстве.

Так, целесообразно внести п. 37.1 в ст. 5 УПК РФ следующего содержания: «37.1) розыск – это деятельность уполномоченных участников уголовного судопроизводства (органов дознания либо следователя), направленная на установление лиц, скрывающихся от субъектов, осуществляющих предварительное расследование, и суда, а также на обнаружение трупов и поиск без вести пропавших».

Следовательно, содержание ч. 16 ст. 182, ст. 208–210, 238 УПК РФ также следует привести в соответствие с предлагаемым определением. Применительно к УИК РФ было бы правильным изменить название ст. 18.1 таким образом – «Розыск лиц, уклоняющихся от исполнения наказания», изложив ее в следующей редакции: «1. Розыск в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а также оперативными подразделениями уголовно- исполнительной системы. 2. Деятельность по розыску лиц, уклоняющихся от исполнения наказания, может осуществляться оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно либо оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, в пределах их компетенции, либо оперативными подразделениями иных государственных органов в пределах их компетенции.

Кроме того, также целесообразно дополнить ст. 1 ФЗ об ОРД понятием «розыск» в следующей формулировке: «розыск – деятельность уполномоченных участников уголовного судопроизводства (органов дознания либо следователя), направленная на установление лиц, скрывающихся от субъектов, осуществляющих предварительное расследование, и суда, а также на обнаружение трупов и поиск без вести пропавших». Считаем, что данное понятие наиболее полно охватывает все правоотношения, возникающие при розыске лиц, и предлагаем также его активно использовать при изучении дисциплин уголовно- правового профиля. Таким образом, исследование такого правового института, как розыск показало отсутствие единого подхода к его пониманию. Мы также обозначили ряд дискуссионных вопросов, вызванных практическими реалиями современной жизни. На наш взгляд, необходимо более детально проработать на законодательном уровне нормы, посвященные данной тематике, поскольку своевременное установление лиц, влияющих на ход уголовного дела, на стадии предварительного расследования позволяет уполномоченным органам завершить расследование; на стадии судебного разбирательства – суду разрешить уголовное дело по существу, а при исполнении приговора – применить к осужденному те право- ограничения, на которые он себя обрек, совершив уголовно-правовое деяние.


1.2 Понятие, задачи оперативно-розыскной деятельности

Сущность оперативно-розыскной деятельности определяется в ст. 1 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой под оперативно-розыскной деятельностью понимается регламентированная законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов, осуществляемая посредством проведения преимущественно негласных оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих. Оперативно-розыскная деятельность отождествляется с разведывательной, сыскной деятельностью, что предполагает определенную скрытость осуществляемых мероприятий, направленную прежде всего на обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности. Негласность осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий представляет собой важнейшее условие их результативности, основанное на получении полной и объективной информации об обстоятельствах, которые могут негативно сказаться на охраняемых общественных интересах. Негласность снижает уровень противодействия со стороны враждебных обществу элементов, включая иностранные разведки. Скрытость оперативно-розыскной деятельности является своего рода реакцией государства по отношению к внешним и внутренним силам, посягающим на интересы общества и государства. Тайная деятельность антигосударственных, антиобщественных элементов определяется их естественным стремлением избежать ответственности за преступное вмешательство в дела государства, какой-либо его структуры или отдельно взятой личности. Скрытой деятельности враждебных государств, преступности внутри государства не может не противопоставляться адекватная деятельность самого государства в целях обеспечения своих интересов, интересов общества и граждан. Разведывательная, оперативно-розыскная деятельность уходит своими корнями в далекое прошлое. Интересы безопасности рода, племени, а впоследствии и государства традиционно предполагали выведывание намерений своего окружения в целях защиты от вторжения чужеземцев, обеспечения собственных интересов. История мировой цивилизации, включая отечественную историю, со всей убедительностью подтверждает это. В одном из первых археологических источников – обожженной дощечке с древними письменами, найденной на территории Сирии и датированной XIII в. до н. э., – «правитель одного города-государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил».[4]