Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями.

А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации:

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.


Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И.П. Павлову), у него появляются ложные убеждения.

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Применительно к детям иногда используют понятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмоциональной связи ребенка и матери; разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка.

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

Помимо видов, существуют различные формы проявления деприваций, которые по форме могут быть явными или скрытыми.

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п.

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.

II. Развитие личности в экстремальных условиях. Экстремальные условия с психологических позиций. Выделяются психотравмирующие факторы, воздействующие на человека в экстремальных условиях:

1. Монотонность (длительное воздействие постоянных факторов – темноты, отсутствие звуков, высокой или низкой температуры, однообразие впечатлений, ограничение двигательной активности и т.д.).

2. Рассогласование ритма сна и бодрствования.

3. Изменение восприятия пространственной структуры (деятельность летчиков и космонавтов).

4. Ограничение информации (ограничение информации из внешнего мира о близких, о событиях в стране и т. д.).

5. Одиночество (длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности).



6. Групповая изоляция (научные экспедиции, экипажи кораблей, изолированные группы на станциях и т.д.).

7. Угроза для жизни.

Тема 18 «Отклонения в психическом развитии».

План:

  1. Характеристика отклонений в психическом развитии

  2. Классификация отклонений в психическом развитии


I. Характеристика отклонений в психическом развитии. И.В. Дубровина выделяет две основные формы отклонений в развитии:

1) отклонения, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие клинико-психологической или медицинской диагностики и коррекции;

2) временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Эпидемиологические исследования показывают, что на современном этапе развития общества наиболее частыми проявлениями нарушенного развития в дошкольном возрасте является задержанное и дефицитарное развитие: нарушения слуха, зрения и речевые нарушения. Остальные нарушения развития встречаются в детской популяции значительно реже.

Нарушения развития в каждом конкретном случае индивидуальны, зависят о степени тяжести первичного дефекта; функциональной локализации, определяющей вид дефекта (тотальный, парциальный); времени поражения, определяющего характер нарушения (недоразвитие или повреждение с распадом структуры сложившейся функции); нарушений межфункциональных взаимодействий (временная независимость, ассоциативные связи, иерархический тип взаимодействия), характера взаимоотношений между первичными и вторичными нарушениями и сохранными функциями, влияния микросоциальных условий.

II. Классификация отклонений в психическом развитии. В.В. Лебединский на основе анализа классификаций аномального развития, предложенных Г.К. Ушаковым, В.В. Ковалевым (ретардация, асинхрония), Л. Каннером (недоразвитие, искаженное развитие), Г.А. Сухаревой (задержанное, поврежденное, искаженное развитие) выделил шесть типов дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное, искаженное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие. При этом следует отметить, что в «чистом» виде данные типы встречаются редко, чаще отмечается их сочетание: дефицитарное и задержанное развитие, дефицитарное и общее тотальное недоразвитие и т.п. Тем не менее, данная классификация является наиболее отвечающей, как по психологическому содержанию, так и по терминологии, задачам выделения собственной классификационной и терминологической области психологии.


М.М. Семаго, Н.Я. Семаго предлагают следующую модифицированную классификацию В. В. Лебединского:

- недоразвитие (тотальное, задержанное, парциальная несформированность функциональных систем и процессов, их базовых составляющих);

- асинхронное развитие, связанное с нарушением основного принципа развития - гетерохронии (дисгармоническое, искаженное);

- дефицитарное и поврежденное развитие.

Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Б.П. Пузанов и др. выделяют следующие категории детей с нарушениями развития, вызванными врожденными или приобретенными нарушениями формирования центральной нервной системы, сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата: дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие), нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушением поведения, со сложными дефектами развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения.
Тема 19 «Источники, движущие силы и условия психического развития. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе».

План:

  1. Источники, движущие силы и условия психического развития

  2. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе


I. Источники, движущие силы и условия психического развития. Источники развития всех психических свойств личности, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Личность человека детерминирована, определяется его общественным бытием. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения человеком социального, общественного опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека — его моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Подлинным содержанием психического развития явля­ется борьба внутренних противоречий, борьба между отжи­вающими формами психики и новыми, нарождающимися (Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).