ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повысить уровень возможностей. Разрешение одних противоречий приводит к появлению других. «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью, определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени» (Л.С. Выготский).
Одним из важных теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека. В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка. Их можно объединить в два направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ли ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, является условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляя то, что ребенку дано до его рождения.
В социологизаторском направлении противоположный подход к развитию психики ребенка. Его истоки — в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастает таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или преувеличивая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший рост.
Условия психического развития – это те факторы, которые влияют на психическое развитие личности. Факторами психического развития являются:
- наследственность;
- среда;
- активность;
- воспитание и обучение.
Современные представления о соотношении социального и биологического, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
II. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или воспитания) — не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как, — один из основных в возрастной психологии. Представители биологизаторского направления не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить его.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение.
Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». После того как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими заданиями, определяется актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности — помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения).
У детей с одинаковым актуальным развитием могут быть разные потенциальные возможности. Оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный его уровень, но и «завтрашний день» — зону ближайшего развития.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение по Л.С. Выготскому ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка может привести к натаскиванию и не будет иметь развивающего эффекта. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, говорит о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л. Рубинштейн). Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Рекомендуемая литература по разделу 2
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Основная:
Дополнительная:
Одним из важных теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека. В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка. Их можно объединить в два направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ли ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, является условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляя то, что ребенку дано до его рождения.
В социологизаторском направлении противоположный подход к развитию психики ребенка. Его истоки — в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастает таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или преувеличивая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший рост.
Условия психического развития – это те факторы, которые влияют на психическое развитие личности. Факторами психического развития являются:
- наследственность;
- среда;
- активность;
- воспитание и обучение.
Современные представления о соотношении социального и биологического, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
II. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или воспитания) — не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как, — один из основных в возрастной психологии. Представители биологизаторского направления не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить его.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение.
Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.
Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». После того как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими заданиями, определяется актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности — помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения).
У детей с одинаковым актуальным развитием могут быть разные потенциальные возможности. Оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный его уровень, но и «завтрашний день» — зону ближайшего развития.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение по Л.С. Выготскому ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка может привести к натаскиванию и не будет иметь развивающего эффекта. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, говорит о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л. Рубинштейн). Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Рекомендуемая литература по разделу 2
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Основная:
-
Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни : исследования геронтопсихологии : учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М. : изд. центр «Академия», 2002. -
Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. – М.: КноРус 2006.. -
Возрастная психология : конспект лекций / сост. М. В. Оленникова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006. -
Глуханюк, Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003. -
Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000. -
Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости : (Полный жизненный цикл развития человека) : учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001. -
Психология : В 3 кн. Кн.2. Психология образования : учебник для вузов / Немов, Р.С.-М. : Владос, 2007. -
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – М. : Высшее образование : МГППУ, 2006. -
Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; Пер. Т. Прохоренко. – 9-е изд. –СПб. : Питер, 2006. -
Смирнова, Е. О. Детская психология. – М., 2003. -
Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология. – СПб. : Питер, 2006..
Дополнительная:
-
Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000. -
Возрастная психология: учебно-методическое пособие / сост. М. В.Нухова. – Уфа : БашГПУ, 2000. -
Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. М. : пед. общ-во России, 2002. -
Волков, Б. С. Психология ранней юности : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Сфера, 2001. -
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М. : изд. центр «Академия», 2002. -
Выготский, Л. С. Психология. – М., 2000. -
Детская практическая психология. / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000. -
Ермолаева, М. В. Практическая психология старости. М. : изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. -
Кайл Р. Детская психология : Тайны психики ребенка. - С-Пб, 2002. -
Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. - М., 2001. -
Крайг, Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000. -
Миллер, С. Психология развития : методы исследования / пер. с англ. В. Белоусов. - СПб., 2002. -
Психология : В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для вузов / Немов, Р.С. – М. : Владос, 2007 -
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2000. -
Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000. -
Психология развития : учебник для студентов психологич. и пед. вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : изд. центр «Академия», 2001. -
Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2001. -
Хрестоматия по возрастной психологии. учеб. пос. – М. : изд-во Моск. соц-психолог. института : Воронеж, 2003. -
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – С-Пб., 2001. -
Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Д. Эльконин. - М. : Академия, 2001.