Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрас­те и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрос­лым, жить вместе с ними общей жизнью, занимать опреде­ленное место в жизни общества, проявлять самостоятель­ность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлет­ворения. Данное противоре­чие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повы­сить уровень возможностей. Разрешение одних противоречий приво­дит к появлению других. «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приво­дят к отрицанию и разрушению самой основы развития все­го возраста, с внутренней необходимостью, определяя анну­лирование социальной ситуации развития, окончание дан­ной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени» (Л.С. Выготский).

Одним из важных теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы разви­тия», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека. В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняю­щих психическое развитие ребенка. Их можно объединить в два направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматри­вается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, форма­ми поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ли ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспи­тывается ребенок, является условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляя то, что ре­бенку дано до его рождения.

В социологизаторском направлении противоположный подход к развитию психики ребенка. Его истоки — в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок по­является на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастает таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. Оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или пре­увеличивая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему ка­чественных изменений и противоречий: в одном случае за­пускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший рост.


Условия психического развития – это те факторы, которые влияют на психическое развитие личности. Факторами психического развития являются:

- наследственность;

- среда;

- активность;

- воспитание и обучение.

Современные представления о соотношении социаль­ного и биологического, принятые в отечественной психо­логии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

II. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или воспи­тания) — не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как, — один из основных в возрастной психологии. Представители биологизаторского направления не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спон­танный процесс, протекающий по своим особым внутрен­ним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить его.

Для психологов, признающих социальный фактор раз­вития, обучение становится принципиально важным момен­том. Представители социологизаторского направления отождествляют развитие и обучение.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии: истинно человеческие, высшие психические функции являются продуктом истори­ческого развития. Развитие человека (в отличие от живот­ных) происходит благодаря овладению им различными сред­ствами — орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знака­ми (главным образом словом, а также цифрами и др.) и, сле­довательно, опытом предшествующих поколений ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие пси­хики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Л.С. Выготским для обозначения области еще не созрев­ших, а только созревающих психических процессов вводится понятие «зона ближайшего развития». Когда высшая психи­ческая функция формируется в процессе обучения, совмест­ной деятельности со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». После того как эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем», их мож­но будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фик­сируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справля­ется с этими заданиями, определяется актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной дея­тельности — помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения).



У детей с одинаковым актуальным развитием могут быть разные потенциальные возможности. Оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуаль­ный его уровень, но и «завтрашний день» — зону ближай­шего развития.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение по Л.С. Выготскому ведет за собой раз­витие. Но оно не должно в то же время отрываться от разви­тия ребенка. Искусственное забегание вперед без учета воз­можностей ребенка может привести к натаскиванию и не будет иметь развивающего эффекта. С.Л. Рубинштейн, уточ­няя позицию Л.С. Выготского, говорит о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребен­ка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможно­сти следующего, более высокого уровня. Развитие, воспи­тание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как зве­нья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспиты­вается, а развивается, воспитываясь и обучаясь» (С.Л. Рубинштейн). Это положение совпадает с положени­ем о развитии ребенка в процессе его деятельности. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индиви­дуальными и личностными особенностями ребенка.

Рекомендуемая литература по разделу 2

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Основная:

  1. Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни : исследования геронтопсихологии : учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М. : изд. центр «Академия», 2002.

  2. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. – М.: КноРус 2006..

  3. Возрастная психология : конспект лекций / сост. М. В. Оленникова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006.

  4. Глуханюк, Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003.

  5. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.

  6. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости : (Полный жизненный цикл развития человека) : учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.

  7. Психология : В 3 кн. Кн.2. Психология образования : учебник для вузов / Немов, Р.С.-М. : Владос, 2007.

  8. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. – М. : Высшее образование : МГППУ, 2006.

  9. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; Пер. Т. Прохоренко. – 9-е изд. –СПб. : Питер, 2006.

  10. Смирнова, Е. О. Детская психология. – М., 2003.

  11. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология. – СПб. : Питер, 2006..



Дополнительная:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.

  2. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / сост. М. В.Нухова. – Уфа : БашГПУ, 2000.

  3. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. М. : пед. общ-во России, 2002.

  4. Волков, Б. С. Психология ранней юности : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Сфера, 2001.

  5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М. : изд. центр «Академия», 2002.

  6. Выготский, Л. С. Психология. – М., 2000.

  7. Детская практическая психология. / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000.

  8. Ермолаева, М. В. Практическая психология старости. М. : изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.

  9. Кайл Р. Детская психология : Тайны психики ребенка. - С-Пб, 2002.

  10. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

  11. Крайг, Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.

  12. Миллер, С. Психология развития : методы исследования / пер. с англ. В. Белоусов. - СПб., 2002.

  13. Психология : В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для вузов / Немов, Р.С. – М. : Владос, 2007

  14. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

  15. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000.

  16. Психология развития : учебник для студентов психологич. и пед. вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : изд. центр «Академия», 2001.

  17. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2001.

  18. Хрестоматия по возрастной психологии. учеб. пос. – М. : изд-во Моск. соц-психолог. института : Воронеж, 2003.

  19. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – С-Пб., 2001.

  20. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. вузов / Б. Д. Эльконин. - М. : Академия, 2001.