Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П.П. Блонский. В качестве предмета психологии он считал поведение; основным методологическим принципом – генетический, или исторический подход к изучению психики. П.П. Блонский был известным педологом и выступал за комплексный подход в изучении ребенка. Стержневой проблемой психологии развития П.П. Блонский полагал проблему возраста. Огромный вклад в развитие возрастной психологии внес Л.С. Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию в психологии – учение об общественно-исторической природе психики человека, которая легла в основу общей теории психического развития в советской психологии. Л.С. Выготский предложил отличное от биологизаторских и социологизаторских теорий понимание источника, условий, форм, специфики и движущих сил психического развития ребенка; выявил и сформулировал основные законы детского развития.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 — 1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

Экспериментально-психологическая разработка проблем возрастной психологии в 1960-1980-е гг. связана с потребностями практики и психологии развития. Проблема обучения и психического развития в отечественной психологии выходит на первое место. Наиболее значимыми являются теоретико-экспериментальные исследования Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, связанные с проблемами развивающего обучения, а также проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Позже изучение закономерностей и особенностей развития детей на основных ступенях онтогенеза (М.И. Лисина, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и другие).

Тема 4 «Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста».

План:

  1. Понятие возраста в психологии

  2. Основные структурные компоненты возраста


I. Понятие возраста в психологии. Возраст – это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно для периодизации нормативного развития человека в течение всей жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной категории.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная пси­хология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представля­ет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (Л.С. Выготский).

II. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, различают:

1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.

3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).

В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологичес­кий возраст указывает на достигнутый к этому времени уро­вень психологического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хроноло­гическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружаю­щими и главной для него деятельностью имеет определен­ные границы. Но эти хронологические границы могут сдви­гаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой — позже. Особенно сильно смещаются границы под­росткового возраста, связанного с половым созреванием де­тей.



Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того, чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н. Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ – это юность; работа после ВУЗа – зрелые годы). Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей). Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.

Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, (в этом авторы сходны с концепцией А.В. Толстых), то есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого.

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.
Тема 5 «Понятие сензитивности, возрастного кризиса».

План:

  1. Понятие сензитивности

  2. Возрастной кризис и его характеристика



I. Понятие сензитивности. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

На каждом возрастном этапе происходит изменение пси­хических функций. Каждая психическая функция облада­ет особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобрета­ют приоритет в развитии и создают почву для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются пред­метные действия. Периоды, наиболее благоприятные для той или иной стороны психики, наибольшей чувствитель­ности к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Так, наиболее успешным для овладения род­ным языком является возраст от 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает зако­ны грамматики родного языка, овладевая связной речью. Год жизни в младенчестве по своему объективному значе­нию и происходящим преобразованиям не равен году жиз­ни в отрочестве.

В сензитивный период, как считал Л.С. Выготский, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже обратное влияние на ход развития. Сензитивный пе­риод совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.

II. Возрастной кризис и его характеристика. Л.С. Выготский рассматривает динамику перехо­да от одного возраста к другому. На разных этапах измене­ния в детской психике могут происходить медленно и по­степенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выде­ляются «стабильные» и «нестабильные» (кризисные) стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные измене­ния, происходящие на протяжении длительного времени
, обычно незаметны для окружающих.

Определяющее значение Л.С. Выготский придавал кри­зисному периоду развития, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их ме­ста и роли в психическом развитии ребенка. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утвержда­ет, что наличие кризисов в развитии ребенка закономерно. Ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В насто­ящее время чаще говорят о переломных моментах в разви­тии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявле­ния относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти проявления смягчить или, наоборот, усилить. Фактические исследования показы­вают, что негативное содержание развития в переломные периоды — только обратная, теневая сторона позитивных изменений личности, составляющих главный смысл всяко­го критического возраста.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся не­долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств, растягиваясь до года или даже до двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происхо­дят значительные сдвиги в развитии ребенка, которое резко меняется и может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середи­не периода. Для окружающих оно связано с изменением по­ведения ребенка, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аф­фективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, ха­рактерная для многих детей. У школьников падает работо­способность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают, мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти так же тих и послушен. Индивидуальных раз­личий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить