Файл: Принципы права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2262

Скачиваний: 60

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Роль принципов права социального обеспечения в системе социального обеспечения

2 Содержание принципов права социального обеспечения

2.1 Содержание общеотраслевых принципов права социального обеспечения

2.2 Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения

2.3 Значение принципов права социального обеспечения в других отраслях права Каждая отрасль права не ограничивается, только лишь, регулированием общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно не связанных друг с другом отраслей, а, следовательно, и их принципы взаимосвязаны между собой.Часто в юридической науке и на практике присутствует мнение о том, что отношения по социальному обеспечению населения регулируются трудовым, административным, финансовым и гражданским правом. Именно по этой причине вопрос взаимосвязи права социального обеспечения и его принципов с другими отраслями права и, прежде всего, трудовым является очень актуальным. Еще в период СССР в различных источниках существовало множество мнений о данной взаимосвязи, согласно которым трудовое правоотношение включало в себя элементы по социальному обеспечению. Об этом говорилось в гл. 16 КЗоТ РСФСР 1971 г. «Государственное социальное страхование», содержавшей значительное число норм, регламентировавших социально-обеспечительные отношения, которые долгое время функционировали наряду с нормами социального обеспечения.[] Но уже к середине 90-х годов некоторые положения КЗоТ РСФСР в этой сфере перестали удовлетворять требования системы социального обеспечения, формируемой на основе новых принципов, что привело к принятию Трудового кодекса РФ и специальных пенсионных законов.Другая же точка зрения была высказана в работах, Г.В. Сулейманова, В.Ш. Шайхатдинова и некоторых других специалистов, которая является более обоснованной, где принципы права социального обеспечения рассматривались как самостоятельные элементы права в целом.[] Будет более правильным понимание принципов права социального обеспечения как уникальных, которые, несмотря на тесную связь с иными областями правового регулирования, в первую очередь с трудовым правом, представляют собой самостоятельные специфические группы не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права.Принципы права социального обеспечения действительно имеют различия с принципами других отраслей права своими характерными признаками. К примеру, в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения принципа равенства или власти и подчинения, в основаниях возникновения и в специфике субъектного состава.Разделяя наличие взаимосвязь между принципами трудового права и права социального обеспечения, специалисты опираются на то, что принципы социального обеспечения охватывают более широкий спектр положений, идей и руководящих начал, а также более широкий круг субъектов, которые руководствуются данными принципами. Эти и многие другие моменты указывают на то, что соотношение принципов трудового права и права социального обеспечения может провялятся только в принципах по устранению безработицы, поднятию уровня занятости и трудоустройства различных слоев населения, повышения социальных гарантий в области оплаты труда и охраны труда.Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть почвы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. Нормы конституционного права, объектом регулирования которых являются общие принципы статуса личности: влияют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; допускают взаимосвязь со многими другими отраслями права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.[1] Данные положения являются гарантом дальнейшей конкретизации социальных прав граждан уже в принципах права социального обеспечения.Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят принципы деятельности по организации социальной защиты населения. Таким образом, эти органы и учреждения непосредственно осуществляют реализацию принципов социальной функции государства во взаимоотношениях с конкретным гражданином, имеющим право на социальное обеспечение.В настоящее время наблюдается связь принципов права социального обеспечения с принципами жилищного права, которую возникает вследствие отношений, складывающихся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий. Так как принципы и нормы права социального обеспечения определяют круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в узком смысле принципы права социального обеспечения, являются основополагающими идеями и исходными началами, выражающими сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере социального обеспечения.В широком смысле принципы права социального обеспечения неразделимо взаимосвязаны с пониманием права как единой целостной системы, в совокупности, контролирующей общественные отношения, и выражают внутреннюю структуру норм права. Принципы права социального обеспечения включают в свою довольно сложную систему нормы отрасли, отдельных институтов и других правовых общностей. По приведенным ранее различным примерам трактовки учеными и специалистами понятия принципов права социального обеспечения, можно утверждать, что единого мнения относительно содержания данного понятия на сегодняшний день не существует, так как все зависит от подхода к пониманию права социального обеспечения.Классифицировать принципы права социального обеспечения можно по различным основаниям, так как в их основе заложены различные критерии для разделения их между собой на определенные группы. В основном приятно классифицировать данные принципы по сфере действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые. Однако конкретное содержание данных классификационных групп значительно отличается у разных исследователей.В системе права не может существовать абсолютно разъединенных друг от друга отраслей, а, следовательно, и их принципы будут взаимосвязаны между собой. Так и принципы права социального обеспечения, несмотря на существенные различия, имеют сходства и связь с принципами конституционного, административного, трудового и других отраслей права. Заключение Цели и задачи курсовой работы были выполнены, в связи с этим можно сделать выводы.Деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения, где важную роль играет право социального обеспечения, основанное на правовых принципах. Так как они, являясь исходным началом и основополагающей установкой, составляют основу возникновения, развития и функционирования всей системы права. Другими словами, принципы права социального обеспечения являются не просто ключевым элементом развития нашего государства, как социального, они также определяют направление правового регулирования общественных отношений и могут способствовать укреплению взаимодействия правовых норм и правовых отношений в области социального обеспечения с другими отраслями права. А это означает, что подробное изучение принципов права социального обеспечения является немаловажным звеном в изучении права в целом. На данный момент времени не существует единого и общепризнанного определения принципов права социального обеспечения, а в научной литературе приводятся различные подходы. Принципы права социального обеспечения рассматриваются как основополагающие идеи, задающие нормы правильного поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению. Именно они являются ориентиром развития правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации. Классифицируя принципы права социального обеспечения по сфере действия нужно отметить, что, свойственные всем отраслям права, общеправовые принципы права социального обеспечения являются основополагающими и отражающими всю суть направленности социальной политики. Общеправовыми принципами являются принцип гуманизма, социальной справедливости, равенства и т.д. Межотраслевые принципы являются выражением взаимосвязи права социального обеспечения с другими отраслями права, которые имеют общие или схожие исторические начала, а также сходства, которые появлялись в процессе их формирования и развития. В основном эта взаимосвязь заметна с трудовым, жилищным, семейным и страховым правом. К межотраслевым принципам права социального обеспечения относят принципы единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению, принцип защиты от потери заработка и бедности, принцип запрета принудительного труда и другие. Наиболее широко, доступно и четко сущность и развитие права социального обеспечения показывают отраслевые принципы. Они также раскрывают содержание правоотношений по социальному обеспечению. К ним чаще всего относят принцип всеобщности, принцип обеспечения на уровне удовлетворения алиментарных потребностей нуждающихся, принцип солидарности и принцип дифференциации социальных отношений в зависимости от обстоятельств. Помимо этого, существуют и иные основания для классификации принципов права социального обеспечения наряду с классификацией по сфере действия. Говоря о соотношении принципов права социального обеспечения с принципами других отраслей права, следует отметить, что их принципы прямо или косвенно взаимосвязаны, несмотря на свою уникальность. Особенно проявляется взаимосвязь принципов права социального обеспечения с принципами административного, финансового, семейного, страхового, жилищного и трудового права. Список использованных источников Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 9 июня 1999 г. // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 23 декабря 2013 г. // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Буянова М.О., Право социального обеспечения : учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2014. 480 с. Григорьев И.В., Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – 3-е изд. перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 383 с. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / Г.В. Сулейманова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 430 с. Шайхатдинов В.Ш., Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / В. Ш. Шайхатдинов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 717 с. Лившиц Р.3., Теория права: Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. – 224 с. Галаганов В.П., Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с. Власенко Н.А., Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с. Решение № 2-767/2020 2-767/2020



2. Имеет место процесс активного влияния общеправовых принципов на руководящие идеи права социального обеспечения. В числе основных отраслевых принципов права социального обеспечения выделяются, в том числе, единство и дифференциация; обеспечение не только граждан, но и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях, пребывающих на территории РФ и т.д. Все эти принципы отражают в своем содержании идеи о социальной справедливости, демократизме, единстве юридических прав и обязанностей.

3. Система принципов права социального обеспечения формируется, главным образом, под воздействием предмета, метода, функций и иных элементов отрасли права социального обеспечения, закрепляющих и придающих принципам свойство относимости и допустимости к данной отрасли. Однако при этом необходимо отметить, что принципы равенства и справедливости оказывают существенное влияние на развитие системы принципов социальной политики и права социального обеспечения.

4. Особое место среди всех принципов российского права играет принцип равноправия и равенства прав участников отношений. Право социального обеспечения не является исключением, а, наоборот, выступает наиболее ярким индикатором проявления данного принципа как в рамках всеобщности права на социальное обеспечение, так и в рамках единства и дифференциации.

5. К числу общеправовых принципов в рамках правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных властных и невластных субъектов права могут быть отнесены принципы обоснованности и целесообразности. Указанные принципы, бесспорно, оказывают влияние на систему принципов социальной политики и права социального обеспечения и на возможность их классификации на две группы принципов: принципы материально-правовых отношений и принципы процедурно-процессуальных отношений.

Таким образом, принципы права социального обеспечения являются неотъемлемой частью системы социального обеспечения и обеспечивают ее эффективность, справедливость и равномерность. Они помогают гарантировать, что социальная защита предоставляется всем, кто в ней нуждается, и что общество остается единым и солидарным в своей борьбе за благосостояние и социальную справедливость для всех.


2 Содержание принципов права социального обеспечения

2.1 Содержание общеотраслевых принципов права социального обеспечения


Общеотраслевые принципы это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. К ним относятся:

  • принцип доступности;

  • принцип социальной справедливости;

  • принцип демократизма;

  • принцип гуманизма;

  • принцип равноправия;

  • единство юридических прав и обязанностей;

  • принцип ответственности за вину;

  • принцип законности.

Принцип доступности. Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трёх аспектах. Прежде всего, все условия обеспечения являются реально достижимыми. Так, для того, чтобы приобрести право на страховую пенсию по старости в 2023 году, продолжительность страхового стажа должна составлять не менее 14 лет, а минимальная величина ИПК (количество баллов) - не менее 25,8 баллов.[]

Кроме того, в некоторых случаях обеспечение предоставляют без определенных условий. К примеру, пособие одинокой матери выплачивают вне зависимости от прочих ее доходов.

Помимо этого, законодательство возлагает на соответствующие органы государства и администрацию организаций обязанность по оказанию грамотного содействия в оформлении и сборе требуемых документов. Данное требование закона выполняется далеко не в каждом случае и общеизвестными являются факты хождений инвалидов, пенсионеров, многодетных матерей по разным инстанциям в поисках справок и прочих документов, отказы, бесконечные очереди, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

Подобное положение во многом может быть объяснено отсутствием надлежащего механизма правового характера по реализации гражданами собственных прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, который включает механизм, а все другие действия должны совершаться органами государства. По этой причине этот принцип не может быть отнесен к реализованным в законодательстве полностью, его стоит рассматривать в качестве принципа-цели.


Принцип справедливости. Справедливость подразумевает равенство и верховенство закона, уважение прав личности и права как института. Это означает, что закон должен быть одним для всех, что право должно уважать права отдельных людей, наконец, что правосудие в юридическом смысле слова должно быть справедливым с точки зрения морали. Значимость принципа справедливости является особенно важным в области права социального обеспечения, так как существует даже Всемирный день социальной справедливости.

В изучаемой отрасли права данный принцип направлен на выравнивание обязанностей, прав и возможностей каждой категории населения, особенно для тех, кому тяжело или, в какой-то степени, невозможно самостоятельно реализовать предоставленные им возможности. Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при решении конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, выделении жилья, определении меры уголовного наказания).

Приведем конкретный пример реализации данного принципа из судебной практики.

Истица обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж для расчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, перерасчете размера страховой пенсии и взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что является получателем страховой пенсии по старости. Обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Однако решением пенсионного органа ей отказано в перерасчёте пенсии по тем основаниям, что в « северный стаж» для установления фиксированной выплаты не могут быть включены периоды отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 апреля 1987 года по 15 августа 1988 года, до достижения ребенком возраста трёх лет с 02 января 1990 года по 18 февраля 1990 года, до достижения ребенком возраста полутора лет с 16 марта 1992 года по 09 июля 1993 года, до достижения ребенком возраста трех лет с 10 июля 1993 года по 04 мая 1994 года. Потому истица полагает, что не включение указанных периодов отпусков по
уходу за ребенком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для расчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости нарушает ее права. Представитель ответчика исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия требования истицы удовлетворила.[]

Принцип демократизма. Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом. Во-первых, принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность. Данный аспект можно справедливо назвать основополагающим. Во-вторых, в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия []. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.

Принцип гуманизма Гуманизм представляет собой философскую концепцию, ориентированную на ценность и значимость человека, его основных прав и свобод. Часто понятие гуманизма трактуют более узко - "любовь к человеку". Несмотря на то что появление концепций, сконцентрированных на человеке, имело место еще во времена Античности, формирование данного правового принципа в большей степени связано с просветительно-гуманистическим направлением французских философов начала и середины XVIII в.; не случайно и само название. В данном отношении значимой является работа Ш. Монтескье "О духе законов", в которой утверждается, что суровые наказания - это высшая несправедливость..

В ст. 2 и ст.7 Конституции Российской Федерации говориться о том, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[1; ст.2] и «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», то есть повествуется суть принципа гуманизма.[1; ст.7]