Файл: Принципы права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2266

Скачиваний: 60

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Роль принципов права социального обеспечения в системе социального обеспечения

2 Содержание принципов права социального обеспечения

2.1 Содержание общеотраслевых принципов права социального обеспечения

2.2 Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения

2.3 Значение принципов права социального обеспечения в других отраслях права Каждая отрасль права не ограничивается, только лишь, регулированием общественных отношений, входящих в ее предмет, так как в праве не может быть абсолютно не связанных друг с другом отраслей, а, следовательно, и их принципы взаимосвязаны между собой.Часто в юридической науке и на практике присутствует мнение о том, что отношения по социальному обеспечению населения регулируются трудовым, административным, финансовым и гражданским правом. Именно по этой причине вопрос взаимосвязи права социального обеспечения и его принципов с другими отраслями права и, прежде всего, трудовым является очень актуальным. Еще в период СССР в различных источниках существовало множество мнений о данной взаимосвязи, согласно которым трудовое правоотношение включало в себя элементы по социальному обеспечению. Об этом говорилось в гл. 16 КЗоТ РСФСР 1971 г. «Государственное социальное страхование», содержавшей значительное число норм, регламентировавших социально-обеспечительные отношения, которые долгое время функционировали наряду с нормами социального обеспечения.[] Но уже к середине 90-х годов некоторые положения КЗоТ РСФСР в этой сфере перестали удовлетворять требования системы социального обеспечения, формируемой на основе новых принципов, что привело к принятию Трудового кодекса РФ и специальных пенсионных законов.Другая же точка зрения была высказана в работах, Г.В. Сулейманова, В.Ш. Шайхатдинова и некоторых других специалистов, которая является более обоснованной, где принципы права социального обеспечения рассматривались как самостоятельные элементы права в целом.[] Будет более правильным понимание принципов права социального обеспечения как уникальных, которые, несмотря на тесную связь с иными областями правового регулирования, в первую очередь с трудовым правом, представляют собой самостоятельные специфические группы не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права.Принципы права социального обеспечения действительно имеют различия с принципами других отраслей права своими характерными признаками. К примеру, в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения принципа равенства или власти и подчинения, в основаниях возникновения и в специфике субъектного состава.Разделяя наличие взаимосвязь между принципами трудового права и права социального обеспечения, специалисты опираются на то, что принципы социального обеспечения охватывают более широкий спектр положений, идей и руководящих начал, а также более широкий круг субъектов, которые руководствуются данными принципами. Эти и многие другие моменты указывают на то, что соотношение принципов трудового права и права социального обеспечения может провялятся только в принципах по устранению безработицы, поднятию уровня занятости и трудоустройства различных слоев населения, повышения социальных гарантий в области оплаты труда и охраны труда.Конституционное право регулирует комплекс общественных отношений, через которые обеспечиваются единство и стабильность общества как целостной системы, то есть почвы конституционного строя, статус гражданина, федеративное устройство, система и порядок образования органов власти. Конституция РФ, являясь Основным законом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. Нормы конституционного права, объектом регулирования которых являются общие принципы статуса личности: влияют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественных, неотчуждаемых прав человека; входят в сферу взаимоотношений государства и личности; допускают взаимосвязь со многими другими отраслями права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.[1] Данные положения являются гарантом дальнейшей конкретизации социальных прав граждан уже в принципах права социального обеспечения.Административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят принципы деятельности по организации социальной защиты населения. Таким образом, эти органы и учреждения непосредственно осуществляют реализацию принципов социальной функции государства во взаимоотношениях с конкретным гражданином, имеющим право на социальное обеспечение.В настоящее время наблюдается связь принципов права социального обеспечения с принципами жилищного права, которую возникает вследствие отношений, складывающихся по поводу предоставления нуждающимся гражданам специализированных жилых помещений, а также жилищных субсидий. Так как принципы и нормы права социального обеспечения определяют круг субъектов, имеющих право на проживание (постоянно или временно) в указанных помещениях.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в узком смысле принципы права социального обеспечения, являются основополагающими идеями и исходными началами, выражающими сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в сфере социального обеспечения.В широком смысле принципы права социального обеспечения неразделимо взаимосвязаны с пониманием права как единой целостной системы, в совокупности, контролирующей общественные отношения, и выражают внутреннюю структуру норм права. Принципы права социального обеспечения включают в свою довольно сложную систему нормы отрасли, отдельных институтов и других правовых общностей. По приведенным ранее различным примерам трактовки учеными и специалистами понятия принципов права социального обеспечения, можно утверждать, что единого мнения относительно содержания данного понятия на сегодняшний день не существует, так как все зависит от подхода к пониманию права социального обеспечения.Классифицировать принципы права социального обеспечения можно по различным основаниям, так как в их основе заложены различные критерии для разделения их между собой на определенные группы. В основном приятно классифицировать данные принципы по сфере действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые. Однако конкретное содержание данных классификационных групп значительно отличается у разных исследователей.В системе права не может существовать абсолютно разъединенных друг от друга отраслей, а, следовательно, и их принципы будут взаимосвязаны между собой. Так и принципы права социального обеспечения, несмотря на существенные различия, имеют сходства и связь с принципами конституционного, административного, трудового и других отраслей права. Заключение Цели и задачи курсовой работы были выполнены, в связи с этим можно сделать выводы.Деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения, где важную роль играет право социального обеспечения, основанное на правовых принципах. Так как они, являясь исходным началом и основополагающей установкой, составляют основу возникновения, развития и функционирования всей системы права. Другими словами, принципы права социального обеспечения являются не просто ключевым элементом развития нашего государства, как социального, они также определяют направление правового регулирования общественных отношений и могут способствовать укреплению взаимодействия правовых норм и правовых отношений в области социального обеспечения с другими отраслями права. А это означает, что подробное изучение принципов права социального обеспечения является немаловажным звеном в изучении права в целом. На данный момент времени не существует единого и общепризнанного определения принципов права социального обеспечения, а в научной литературе приводятся различные подходы. Принципы права социального обеспечения рассматриваются как основополагающие идеи, задающие нормы правильного поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению. Именно они являются ориентиром развития правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации. Классифицируя принципы права социального обеспечения по сфере действия нужно отметить, что, свойственные всем отраслям права, общеправовые принципы права социального обеспечения являются основополагающими и отражающими всю суть направленности социальной политики. Общеправовыми принципами являются принцип гуманизма, социальной справедливости, равенства и т.д. Межотраслевые принципы являются выражением взаимосвязи права социального обеспечения с другими отраслями права, которые имеют общие или схожие исторические начала, а также сходства, которые появлялись в процессе их формирования и развития. В основном эта взаимосвязь заметна с трудовым, жилищным, семейным и страховым правом. К межотраслевым принципам права социального обеспечения относят принципы единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению, принцип защиты от потери заработка и бедности, принцип запрета принудительного труда и другие. Наиболее широко, доступно и четко сущность и развитие права социального обеспечения показывают отраслевые принципы. Они также раскрывают содержание правоотношений по социальному обеспечению. К ним чаще всего относят принцип всеобщности, принцип обеспечения на уровне удовлетворения алиментарных потребностей нуждающихся, принцип солидарности и принцип дифференциации социальных отношений в зависимости от обстоятельств. Помимо этого, существуют и иные основания для классификации принципов права социального обеспечения наряду с классификацией по сфере действия. Говоря о соотношении принципов права социального обеспечения с принципами других отраслей права, следует отметить, что их принципы прямо или косвенно взаимосвязаны, несмотря на свою уникальность. Особенно проявляется взаимосвязь принципов права социального обеспечения с принципами административного, финансового, семейного, страхового, жилищного и трудового права. Список использованных источников Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 9 июня 1999 г. // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция): принят Государственной Думой 23 декабря 2013 г. // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // Справочно-поисковая система Консультант Плюс, 2023 г. Буянова М.О., Право социального обеспечения : учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2014. 480 с. Григорьев И.В., Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – 3-е изд. перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 383 с. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для СПО / Г.В. Сулейманова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 430 с. Шайхатдинов В.Ш., Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / В. Ш. Шайхатдинов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 717 с. Лившиц Р.3., Теория права: Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. – 224 с. Галаганов В.П., Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с. Власенко Н.А., Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с. Решение № 2-767/2020 2-767/2020



Принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимной обусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности.

Так, права граждан на судебную защиту реализуются через обязанность судов предоставлять такую защиту, а права граждан на социальное обеспечение в случае старости, болезни и инвалидности обеспечиваются государством через специализированные учреждения, обязанные выплачивать пенсии и пособия. В то же время закон устанавливает, что осуществление прав граждан не должно противоречить правам других лиц.

Принцип ответственности за вину. Согласно этому принципу юридическая ответственность может быть возложена на лицо только в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. Если в поведении лица нет вины, юридическая ответственность на него не может быть возложена.

Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Одним из проявлений принципа законности является строгая иерархическая подчиненность нормативных актов меньшей юридической силы актам с большей юридической силой, а также ориентированность на обеспечение их соответствия реальной действительности. В сфере социального обеспечения Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.


Принцип равенства всех перед законом. Равенство граждан - важнейший конституционный принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции. В соответствии с ней все равны перед законом и судом. Равенство граждан гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[1; ст.19] Нарушение конституционного принципа равенства само по себе составляет преступление.

Таким образом, социальное обеспечение - это система социальных отношений, которая предоставляет гражданам преимущества, связанные с общественным потреблением либо необходимые средства предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсий, пособий, предоставления определенных льгот), либо они направляются на создание и развитие систем здравоохранения, образования, жилья и т.д.

2.2 Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения


Свое самостоятельное формирование данная отрасль права получила лишь во второй половине XX века. На сегодняшний день одной из актуальных проблем права социального обеспечения является вопрос о реализации принципов данной отрасли права. Многие ученые за такой короткий период существования отрасли уже обращали свое внимание на эту проблематику. Высказывали свои точки зрения такие ученные как: Е.Е.Мачульская, М.Ю. Федорова, Л.Ю. Бугров, Ю.В. Васильева, В.Б. Савостьянова, В.Ш. Шайхатдинов и многие другие.

К отраслевым принципам права социального обеспечения, т.е. охватывающим все институты исследуемой области правового регулирования относят:

-Принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение...». Признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство исходит из возможности обладания им всеми. Законодательство не предусматривает никаких ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения. Оно лишь устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит и то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или иной общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня среднедушевого дохода семьи и т. д.[1; ст.39]

-Принцип всеобщности социального обеспечения выражается в том, что его идея направлена на охват всех категорий граждан, которые нуждаются в нормах данной отрасли. Недаром многие авторы выделяют его самым первым из всех принципов, поскольку он представляет наибольшую важность. Принцип всеобщности говорит о том, что любой человек, потерявший материальные средства для существования вследствие наступления социальных рисков, имеет право на получение материальных благ за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормированных государством.

Однако с реализацией принципа всеобщности права на социальное обеспечение дело обстоит не так просто. Здесь многое зависит от гарантий, установленных государством, от его экономических и финансовых возможностей. Например, не вполне благополучно обстоит дело с всеобщностью права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Общедоступно, т. е. бесплатно, оказывается медицинская помощь лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета. В то же время действует целая система частных лечебных заведений - от стоматологических до онкологических, которая большинству людей недоступна.


-Принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Данный принцип также провозглашается Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 7 Конституции записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако о реализации указанного принципа можно говорить лишь тогда, когда будет, установлен такой уровень социального обеспечения, который позволит человеку вести достойную жизнь.[1; ст.7]

Осуществление данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

-Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств. Содержание этого принципа права социального обеспечения определено в ст. 39 Конституции РФ.[1; ст.39] В качестве критериев дифференциации видов социального обеспечения в ней названы возраст, болезнь, потеря кормильца, воспитание детей и иные случаи. Следует заметить, что перечень критериев Конституция РФ оставляет открытым, что для права социального обеспечения очень существенно. Это дает законодателю простор для законодательного творчества. Вот почему критерии дифференциации содержатся также и в других соответствующих нормативно правовых социально обеспечительных предписаниях.

Они могут носить либо объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, материальное положение), либо субъективный (физиологические особенности, состояние здоровья, женщины, не совершеннолетние, инвалиды и др.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.


-Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Принцип гарантированности мер социального обеспечения выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальное обеспечение, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата семьей кормильца; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, в протезировании; смерть близких и др. Указанные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, которые служат основанием для возникновения права на тот или иной вид обеспечения. Государственные социальная помощь и социальное обслуживание оказываются, по общему правилу, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью.

Таким образом, принцип гарантированности мер социального обеспечения человека в России означает, что каждое лицо, находящееся на его территории, не только имеет право на социальное обеспечение, но и реально может его осуществить. Правда, качество и объем такого обеспечения еще не могут удовлетворить всех нуждающихся в нем.

-Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения. Указанный принцип также является нормативным, так как в каждом федеральном законе (законе РФ), регулирующем конкретный род или вид социального обеспечения, есть соответствующая норма (статья), закрепляющая основания и конкретные виды социального обеспечения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что отраслевые принципы права социального обеспечения представляют собой производное от общеотраслевых и находят свое отражение в каждом из институтов социального обеспечения.