Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2266
Скачиваний: 60
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип единства юридических прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимной обусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности.
Так, права граждан на судебную защиту реализуются через обязанность судов предоставлять такую защиту, а права граждан на социальное обеспечение в случае старости, болезни и инвалидности обеспечиваются государством через специализированные учреждения, обязанные выплачивать пенсии и пособия. В то же время закон устанавливает, что осуществление прав граждан не должно противоречить правам других лиц.
Принцип ответственности за вину. Согласно этому принципу юридическая ответственность может быть возложена на лицо только в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. Если в поведении лица нет вины, юридическая ответственность на него не может быть возложена.
Принцип законности. Этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
Одним из проявлений принципа законности является строгая иерархическая подчиненность нормативных актов меньшей юридической силы актам с большей юридической силой, а также ориентированность на обеспечение их соответствия реальной действительности. В сфере социального обеспечения Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Принцип равенства всех перед законом. Равенство граждан - важнейший конституционный принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции. В соответствии с ней все равны перед законом и судом. Равенство граждан гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[1; ст.19] Нарушение конституционного принципа равенства само по себе составляет преступление.
Таким образом, социальное обеспечение - это система социальных отношений, которая предоставляет гражданам преимущества, связанные с общественным потреблением либо необходимые средства предоставляются гражданам в виде денежных выплат (пенсий, пособий, предоставления определенных льгот), либо они направляются на создание и развитие систем здравоохранения, образования, жилья и т.д.
2.2 Содержание отраслевых принципов права социального обеспечения
Свое самостоятельное формирование данная отрасль права получила лишь во второй половине XX века. На сегодняшний день одной из актуальных проблем права социального обеспечения является вопрос о реализации принципов данной отрасли права. Многие ученые за такой короткий период существования отрасли уже обращали свое внимание на эту проблематику. Высказывали свои точки зрения такие ученные как: Е.Е.Мачульская, М.Ю. Федорова, Л.Ю. Бугров, Ю.В. Васильева, В.Б. Савостьянова, В.Ш. Шайхатдинов и многие другие.
К отраслевым принципам права социального обеспечения, т.е. охватывающим все институты исследуемой области правового регулирования относят:
-Принцип всеобщности права человека на социальное обеспечение. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение...». Признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство исходит из возможности обладания им всеми. Законодательство не предусматривает никаких ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения. Оно лишь устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит и то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или иной общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня среднедушевого дохода семьи и т. д.[1; ст.39]
-Принцип всеобщности социального обеспечения выражается в том, что его идея направлена на охват всех категорий граждан, которые нуждаются в нормах данной отрасли. Недаром многие авторы выделяют его самым первым из всех принципов, поскольку он представляет наибольшую важность. Принцип всеобщности говорит о том, что любой человек, потерявший материальные средства для существования вследствие наступления социальных рисков, имеет право на получение материальных благ за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормированных государством.
Однако с реализацией принципа всеобщности права на социальное обеспечение дело обстоит не так просто. Здесь многое зависит от гарантий, установленных государством, от его экономических и финансовых возможностей. Например, не вполне благополучно обстоит дело с всеобщностью права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Общедоступно, т. е. бесплатно, оказывается медицинская помощь лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета. В то же время действует целая система частных лечебных заведений - от стоматологических до онкологических, которая большинству людей недоступна.
-Принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Данный принцип также провозглашается Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 7 Конституции записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако о реализации указанного принципа можно говорить лишь тогда, когда будет, установлен такой уровень социального обеспечения, который позволит человеку вести достойную жизнь.[1; ст.7]
Осуществление данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.
-Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств. Содержание этого принципа права социального обеспечения определено в ст. 39 Конституции РФ.[1; ст.39] В качестве критериев дифференциации видов социального обеспечения в ней названы возраст, болезнь, потеря кормильца, воспитание детей и иные случаи. Следует заметить, что перечень критериев Конституция РФ оставляет открытым, что для права социального обеспечения очень существенно. Это дает законодателю простор для законодательного творчества. Вот почему критерии дифференциации содержатся также и в других соответствующих нормативно правовых социально обеспечительных предписаниях.
Они могут носить либо объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, материальное положение), либо субъективный (физиологические особенности, состояние здоровья, женщины, не совершеннолетние, инвалиды и др.).
К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.
-Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Принцип гарантированности мер социального обеспечения выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальное обеспечение, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата семьей кормильца; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, в протезировании; смерть близких и др. Указанные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, которые служат основанием для возникновения права на тот или иной вид обеспечения. Государственные социальная помощь и социальное обслуживание оказываются, по общему правилу, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью.
Таким образом, принцип гарантированности мер социального обеспечения человека в России означает, что каждое лицо, находящееся на его территории, не только имеет право на социальное обеспечение, но и реально может его осуществить. Правда, качество и объем такого обеспечения еще не могут удовлетворить всех нуждающихся в нем.
-Принцип многообразия оснований и видов социального обеспечения. Указанный принцип также является нормативным, так как в каждом федеральном законе (законе РФ), регулирующем конкретный род или вид социального обеспечения, есть соответствующая норма (статья), закрепляющая основания и конкретные виды социального обеспечения.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что отраслевые принципы права социального обеспечения представляют собой производное от общеотраслевых и находят свое отражение в каждом из институтов социального обеспечения.