Файл: Дипломная работа Гендерные аспекты выбора школьниками будущей профессии Студент фпп допущена к защите.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;

обучение основам выбора профессии.

Формы работы в этих школах следующие:

Целевые группы - начальная школа - средняя школа.

Ролевые игры из цикла «Город мастеров» (начальные классы), классные часы, тренинговые занятия «Проблемы выбора», «Я в мире профессий», «Уроки выбора профессии», «Шаги к профессии», «Я выбираю профессию», «Мой жизненный выбор», и т.п. (подробный список ролевых игр см. глава 1, часть 3. Так же проводятся различные тренинги, родительские собрания, проводиться

“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”

“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,

“Изучение склонностей и интересов”,

“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”.

Всю данную работу с учащимися проводит психолог. Так же психолог занимается Подготовкой рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

Неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки является профориентационная работа. Учащиеся и их родители должны владеть полной информацией о перспективных потребностях рынка труда, системе профессионального образования в районе и городе и возможностях допрофильной подготовки в школе. Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления:

помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения;

повышение готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:

Четко выделить этапы профориентационной работы;

Подобрать методики для изучения профессиональных интересов и намерений учащихся;

Разработать систему учета полученных результатов.

Педагогическими условиями профориентационной работы в школе является: Выявление особенностей профориентационной работы в школе;

Изучение предпочтениий и мотивов выбора школьниками будущей профессии; Осуществление взаимодействия школьного педагога-психолога и семьи учащихся в профориентационной работе; Реализуется деятельность педагога-психолога по изучению предпочтений и мотивов выбора школьниками будущей профессии.


В пункте 2.1. мы изучали предпочтения и мотивы выбора школьников будущей профессии. Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Выбор будущей профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих специалистов такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т. п. Мотивация получения образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от

друга, а взаимосвязаны.

Мотив выбора специальности отчасти перекликается с мотивом выбора учебного заведения в том, какая из рассмотренных выше функций образования востребована абитуриентом. Если главной целью получения образования является его содержательная функция - то есть овладение специальными знаниями, то выбор специальности обусловливает выбор непосредственно вуза.

Если же приоритетным является формальное наличие диплома о высшем образовании, то специальность не имеет особого значения и профессиональный выбор сводится к выбору учебного заведения с наиболее высокими шансами поступления и наиболее благоприятными условиями обучения.

Для того что бы узнать чем же на самом деле мотивируются учащиеся при выборе профессии, нами было проведено исследование на определение мотивации учащихся при выборе профессии. В проведенном нами исследование принимали участие учащиеся 9-х классов различных школ. Всего в исследование приняло участие 95 человек. Из них 48 учащихся были девочки (51%) и 47 учащихся – это мальчики (49%). Целью нашего исследования было выявить влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии.



Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в работе школьного педагога-психолога при проведение профориентационной работы в школе с учетом гендерных аспектов выбора будущей профессии.


Глава I. Гендерные аспекты выбора обучающимися будущей профессии как психолого-педагогическая проблема

1.1 понятие и сущность гендер в психолого-педагогической теории.

Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов.  Некоторые авторы просто отождествляют «гендер» с «женщиной», другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды)[14,36]. Г.Г. Силасте предлагается понятие «социогендерных исследований», предметом которых является «социальный (а не личностный, или  профессиональный, или должностной) статус женщины»  [1, 16], в то же время, например,  Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина  определяют «гендер» как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [2, 84]. На Западе  конкретное содержание этого термина определяется концептуальным  контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц [3,17]. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых «гендер» употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом)   прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с  мужчинами доступ к власти, богатству и престижу.   Понятие гендера  предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и  каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин [4, 93]. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду  с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие «черных» женщин с позицией представительниц «белого» среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие  и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях   [ 
4, 64] В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове «sex». В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это  половина человечества. Кстати он же  рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender) [5,56], т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации). В связи со сказанным представляется, что  в  русском языке имеет смысл употреблять понятие «гендер» лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин.  При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения (напр. работы С.И.Голода,И.С.Кона), изучение половых различия  в других сферах социального поведения. Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в «разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума» [7, 177]. Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола. Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе  - это  исследовательская проблема.  Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса). Более сложная проблема в связи с понятием «гендер» стоит в гносеологическом аспекте. Феминистками поставлена проблема ограниченности  знания, представленного в истории исключительно мужчинами (квалифицируемого как андроцентризм), т.е. в широком контексте речь идет о зависимости теорий и интерпретаций от особенностей субъекта познания, в данном случае  по признаку пола. Феминистский подход также вполне согласуется с развитием нового типа рациональности - постнеклассической, которая учитывает не только особенности субъекта  познания, но и ценностную ориентацию, т.е. дает ответ на вопрос «для чего необходимо знание».  Если считать женщин маргинальной группой (в том числе в сфере науки), тогда вероятно необходим их вклад  с точки зрения  «особого видения» социальной реальности. Но, если отталкиваться от факта, что в бывшем российском обществе (многие элементы которого сохранились и поныне) женщины были достаточно сильно (в отличие от Западных стран того же периода)   представлены в различных социальных институтах, в том числе в науке, и не имели длительного опыта исключительно «приватного существования»  - возникает вопрос об основаниях (помимо биологических) такого особого видения реальности. Т.е. вопрос о женском особом месте в науке с точки зрения методологии пока остается открытым.