Файл: Дипломная работа Гендерные аспекты выбора школьниками будущей профессии Студент фпп допущена к защите.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если же приоритетным является формальное наличие диплома о высшем образовании, то специальность не имеет особого значения и профессиональный выбор сводится к выбору учебного заведения с наиболее высокими шансами поступления и наиболее благоприятными условиями обучения.
Для того что бы узнать чем же на самом деле мотивируются учащиеся при выборе профессии, нами было проведено исследование на определение мотивации учащихся при выборе профессии. В проведенном нами исследование принимали участие учащиеся 9-х классов различных школ. Всего в исследование приняло участие 95 человек. Из них 48 учащихся были девочки (51%) и 47 учащихся – это мальчики (49%). Целью нашего исследования было выявить влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии.
В ходе исследования нам нужно было :
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о влиянии гендерных стереотипах на выбор будущей профессии.
Исследовать влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии;
Изучить отношения учащихся к гендерным стереотипам (на примере обобщенных образов мужчин и женщин);
Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Для выявления влияния гендерных стереотипов на будущую профессию нами использовались следующие методики:
Бланк утверждений
Методика Е.А. Головахи (определение мотивации)
Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению по желаемой профессии.
Опросник С. Бем "Анкета половых ролей"
Жизненные ценности (Щварц)
Матрица профессионального выбора будущей профессии Резапкина Г.В.
Бланк утверждений о различиях в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин. [11].
Предложенные на этом этапе задания выявляют отношение к социальным ролям мужчин и женщин у девушек и юношей. Здесь вопросы были намеренно сформулированы таким образом, чтобы "мужчины" и "женщины" респондентами воспринимались как группы людей. На вопрос "Существуют ли индивидуальные черты характера у мужчин и женщин?" 52% респондентов дали ответ "нет". Это демонстрирует их понимание того, что любые личностные характеристики могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, т.е. являются общечеловеческими, даже если различно проявляются. 48% респондентов ответили "да" и привели варианты таких характеристик. Чаще всего как "обусловленные полом" в ответах отмечались "мужественность" и "женственность", а также другие характеристики, традиционно закрепленные за одним из полов. Например, исключительно мужскими чертами названы лидерство, самостоятельность и целеустремленность, а
женскими - скромность, непостоянство, застенчивость. Можно предположить, что обобщенные образы мужчин и женщин чаще противопоставляются друг другу при описании свойств характера, т.е. являются более стереотипизированными. Нами учащимся школ №3, №11, и № 12 был предложен бланк утверждений различий в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин. Все рассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которые определяют различия юношей и девушек в профессиональной деятельности. Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимых взрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин
Таблица 1.
Утверждения различий в стилях руководства лидеров – мужчин и лидеров женщин. (шк. №3, №11, №12. 95 человек в %
утверждение | да | нет | |||
Женщины в силу традиций заняты преимущественно на «женских» работах, за которые платят меньше, чем за традиционно «мужские» работы. | Юн. | Дев. | Юн. | Дев. | |
28 | 31 | 21 | 20 | ||
Женщины сами выбирают низкооплачиваемые работы, получая в замен лучшие условия труда: хороший социальный климат, возможность помогать другим, более гибкий график или более легкую работу( гипотеза компенсирующих отличий) | 20 | 19 | 28 | 31 | |
На пути женщин к традиционно «мужским», высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров, таких как завышенные несущественных для профессиональной деятельности требования к кандидатам, сексуальные преследования на рабочем месте, опыт прошлой дискриминации и принятые в обществе нормы. | 24 | 32 | 25 | 19 | |
Женщины зарабатываю меньше, потому что меньше умеют, хуже образованны или обладают меньшим опытом и, следовательно, являются менее ценными работниками (принцип оценки человеческого капитала) | 22 | 22 | 27 | 29 | |
Большинство самых престижных профессий в нашем обществе захвачена мужчинами; женщины очень слабо представлены в правительстве и на высоких постах в крупных организациях. | 25 | 27 | 24 | 24 | |
Женщины пытающиеся делать карьеру, часто встречают на своем пути «стеклянный потолок» - искусственно созданные барьеры, основанные на предрассудках, которые не позволяют квалифицированным работникам в первую очередь женщинам и представителям национальных меньшинств, продвигаться по службе и занимать руководящие посты в своих организациях. | 29 | 14 | 21 | 36 | |
Общепринятые стереотипы, предполагающие, что женщины – плохие лидеры, отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка» | 22 | 30 | 27 | 21 | |
Женщины реже получают назначения, способствующие быстрому продвижению по служебной лестнице, чем мужчины. | 25 | 18 | 24 | 33 | |
Хотя женщины и могут обладать некоторыми навыками полезными для руководителя, у них обычно отсутствуют качества, позволяющие стать настоящим лидером | 26 | 13 | 23 | 38 | |
Женщины часто продвигаются по служебной лестнице за счет покровителей мужчин | 31 | 22 | 18 | 29 | |
Женщины продвигаются по служебной лестнице благодаря своим исключительно профессиональным и личным качествам. | 16 | 20 | 33 | 31 | |
Обязанности по отношению к дому и семье часто препятствуют продвижению женщин по службе, так как из-за этих обязанностей они не всегда могут работать во внеурочные часы и ездить в командировки. | 29 | 29 | 20 | 22 | |
Бывает что работодатель изначально уверен в том, что домашние и семейные обязанности женщины помешают ее работе на высоком посту, даже если на самом деле это не так. | 32 | 36 | 18 | 14 | |
Неработающая домохозяйка не может удовлетворять многие из своих психологических потребностей; кроме того финансовая зависимость домохозяйки от мужа уменьшает ее влияние в семье. | 14 | 31 | 35 | 20 | |
Многие женщины работают и в то же время несут на себе обязанности по дому и уходу за детьми. Работающие женщины трудятся дома намного больше, чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха. | 19 | 38 | 31 | 12 | |
Несмотря на то, что нести двойной груз обязанностей на работе и в семье очень тяжело, работающие женщины много выигрывают от своего положения (теория аккумулирования ролей). | 21 | 20 | 28 | 31 | |
Часто люди желая оправдать неравенство мужчин и женщин, используют концепцию «такова жизнь». | 33 | 41 | 17 | 9 |
Исходя из результатов полученных по данному опросу мы видим что гендерные различия в выборе будущей профессии происходят на том уровне что юноши при выборе будущей профессии стараются выбрать ту профессию, в которой как они считают что женщине не место потому что это не женская работа например работать в шахте или руководить компанией, но и на фоне этого они стараются не выбирать как они считают «женскую работу» например не идут в сферу образования. Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в наше время проводиться малоэффективная профориентационная работа в школах.
Так же участникам исследования был предложен бланк утверждений направленный на выявление устойчивых стереотипов.
Таблица 2.
Устойчивые стереотипы. (юн. 49% дев 51% всего 95 человек
Утверждения | Согласие | Затрудняюсь ответить | Несогласие | |||
юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | |
Мужчины должны быть активными, целеустремленными | 93 | 95 | 4 | 2 | 3 | 3 |
Женщины должны всегда хорошо выглядеть | 90 | 91 | 4 | 5 | 6 | 4 |
Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство | 90 | 83 | 4 | 4 | 6 | 13 |
Женщина должна заботиться о мужчине, а мужчина быть ее защитником | 89 | 87 | 5 | 4 | 6 | 9 |
Женщины должны быть сексуально привлекательными | 89 | 82 | 7 | 8 | 4 | 10 |
Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг | 88 | 87 | 6 | 4 | 6 | 9 |
Карьера – основа жизни мужчин, они должны иметь престижную работу | 80 | 75 | 8 | 9 | 12 | 16 |
Мужчины всегда должны стремиться завоевать и покорить женщин | 74 | 77 | 15 | 13 | 11 | 1 |
Женщины не должны быть легко доступными для мужчин | 66 | 84 | 20 | 8 | 14 | 8 |
Проанализировав полученные результаты в данном блоке анкеты, мы условно разделили рассмотренные стереотипные утверждения на 4 группы:
- устойчивые - с ними согласны большинство респондентов обоих полов;
- динамичные - они отражают мнения, противоположные предложенным в опроснике стереотипам, изменившиеся в представлениях современных молодых людей,
- дискуссионные - утверждения, в которых представления юношей и девушек различны, "спорят" друг с другом;
- протестные - включают в себя утверждения, в которых юноши и девушки дают противоположные ответы.
Так, с третью предложенных утверждений (9 из 25) в наибольшей степени согласны и юноши и девушки. Среди устойчивых стереотипов равное количество "предписаний" мужчинам и женщинам (5:5).
Большинством респондентов не подвергаются сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики его личности. Для женщины традиционно важным представляется забота о своем внешнем облике. Уравнены в ответах респондентов мужчины и женщины обязательным исполнением домашних дел, "свойственных" их полу. В противовес устойчивым стереотипам, в блоке были выявлены три динамичных. Они отражают мнения о мужчинах, противоположные представленным стереотипам.
Таблица 3.
Динамичные стереотипы. (шк. №3, №11, №12, 95 человек 51% девушки и 49 % юноши
Утверждения | Согласие | Затрудняюсь ответить | Несогласие | |||
юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | |
Мужчинам не важно, выглядят ли они привлекательно | 20 | 14 | 17 | 13 | 63 | 73 |
Семья для мужчин не главное | 25 | 25 | 21 | 27 | 54 | 50 |
Мужчины, если они занимаются типично женской профессией, сами становятся женственными | 26 | 25 | 23 | 24 | 51 | 51 |
Стереотипное представление о том, что только женщинам важно быть привлекательными не подтверждается, почти две трети учащихся в возрасте от 15 до 17 лет считает внешнюю привлекательность одинаково значимой как для женщин, так и для мужчин.
Несмотря на то, что 80% юношей и 75% девушек разделяют стереотип: "карьера - основа жизни мужчин", семья, традиционно считающаяся "женской" сферой интересов, для мужчин, по мнению более половины респондентов обоих полов, также важна.
С утверждением о влиянии профессии на поведение не согласен каждый второй респондент. Отметим, что на вопрос анкеты "Существуют ли по-настоящему "мужские" и "женские" профессии?" отрицательно ответили 43% юношей и 32% девушек. Положительные ответы дали 57% юношей и 68% девушек, приведя в качестве примера типично женских профессий "доярка", "уборщица". Т.е. такие типы занятий, которые не требуют профессионального образования, либо примеры низкоквалифицированных работ - с низкой оплатой труда и предполагающие традиционную для женщин сферу обслуживания, в том числе членов семьи: "нянька", "швея", "медсестра". В качестве "мужских" профессий указывались "шахтер", "водитель", "программист". Иногда респонденты вместо конкретных профессий указывали должность "директор" или "начальник", очевидно считая это типично "мужским делом".
Динамичные стереотипы имеющие тенденцию к ослаблению или изменению коснулись только "мужских" утверждений. Молодежь выражает мнение, что мужчины могут работать в любой сфере труда без ущерба своей личности, им важно быть привлекательными и иметь семью. Дискуссионные стереотипы отражают различия представления юношей и девушек о ролях мужчин и женщин. Общую тенденцию к изменению стереотипных представлений отражает число затруднившихся выразить определенное мнение (от 9% до 29%). Несогласие со стереотипами выразили более 30% либо в группе девушек, либо в обеих группах.
Таблица 4.
Суждения учащихся о стереотипах восприятия гендерного певедения (95 человек 49% юн. 51% дев.
Утверждения | Согласие | Затрудняюсь ответить | Несогласие | |||
юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | |
Ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчинах | 77 | 58 | 9 | 11 | 14 | 31 |
Материнство – основа жизни женщины, они должны рожать детей | 73 | 57 | 12 | 11 | 15 | 32 |
Мужчины должны зарабатывать больше, чем женщины | 68 | 48 | 9 | 11 | 23 | 41 |
Женщины должны быть скромными | 56 | 37 | 20 | 21 | 24 | 42 |
Женщины не должны стремиться овладеть типично мужской профессией | 42 | 28 | 28 | 25 | 30 | 47 |
Ответственность за сохранение семьи лежит на женщинах | 31 | 22 | 29 | 16 | 40 | 62 |
Женщины не должны стремиться заработать больше мужчин | 29 | 17 | 24 | 13 | 47 | 70 |