Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика малого предпринимательства
1.1. Понятие и особенности малого предпринимательства
1.2. Правовое регулирование малого предпринимательства
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
2. Общая характеристика субъектов малого предпринимательства
2.1. Понятие субъектов малого предпринимательства
2.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
В силу того, что понятие малого предпринимательства неразрывно связано с понятием предпринимательства в целом, и особенностями ее правового регулирования в различные периоды времени, интерес представляет классификация этапов развития законодательства в предпринимательской сфере в России, в соответствии с которой можно выделить десять этапов:
древнерусский (XI - XV вв.): зарождение в Киевской Руси и закрепление в Русской Правде предпринимательства в виде промыслов и торговли;
царский (XV - XVIII вв.): создание мануфактур, бурное развитие суконной, полотняной, горной и оружейной промышленности, прогрессивное правовое регулирование отношений в области вещных прав;
предреволюционный (1890 - октябрь 1917 гг.): окончательно сложилась индустриальная база, предпринимательство становится массовым явлением и успешно развивается;
революционный (октябрь 1917 - 1921 гг.): национализация крупных предприятий, экспроприация имущества частных предпринимателей, ликвидация рыночных экономических связей;
новая экономическая политика (1921-1926 гг.): интенсивная кодификационная работа: принятие Гражданского, Уголовного, Земельного, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса законов о труде;
социалистический (1926-1986 гг.): сужение прав частных предпринимателей, запрет гражданам выступать в роли частных посредников в отношениях между государственными организациями, государственная собственность выступает основной формой собственности;
реставрация капитализма (1986- 1990 гг.): возвращение частного предпринимательства в России, принятие законов: «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации в СССР», «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» и др.;
систематизация законодательства (1990-1993 гг.): приняты законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»;
конституционный (1993-1995 гг.): Конституция РФ провозгласила свободу каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; принято постановление Совета Министров РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»;
современный (1995 г. - настоящее время): принятие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; принятие Гражданского, Трудового и Налогового кодексов и других федеральных законов, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности в России.[14]
Современное состояние правового регулирования малого предпринимательства представлено иерархичной системой актов, включающей в себя общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры; Конституцию; кодексы и иные федеральные законы; акты Президента, Правительства, министерств и ведомств РФ; нормативные правовые акты субъектов РФ; корпоративные нормативные акты и обычаи делового оборота.[15]
Сегодня законодательство о малом предпринимательстве представляет собой элемент системы законодательства о предпринимательской деятельности и в тоже время самостоятельную систему со своими частями. В широком понимании – это система нормативных правовых актов, исходящих от органов власти различного уровня (федерального, субъектов РФ, муниципального), которые в своей совокупности устанавливают механизм правовой охраны субъектов малого предпринимательства и имеют цель нормативного обеспечения развития малого предпринимательства как соответствующей системы.[16]
Основополагающим документом, регулирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, является Конституция Российской Федерации, которой установлено право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом для реализации права свободной предпринимательской деятельности определяющее значение имеет собственность, являющаяся экономической основой конституционного строя, признание и защита которой гарантирована Конституцией Российской Федерации. [17]
Следует отметить, что принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации в целом определила вектор развития российского предпринимательского законодательства. Она стала основой формирования и развития основных принципов, целей, направлений и пределов осуществления как предпринимательской деятельности в целом, так и деятельности субъектов малого предпринимательства.
Несмотря на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит норм, упоминающих малые предприятия, многие его положения имеют непосредственное отношение к субъектам малого предпринимательства, их деятельности. Так, Гражданский кодекс как источник регламентации отношений малого бизнеса регулирует правовое положение юридических лиц, в том числе и малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей. Данным кодифицированным актом определены правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; урегулированы договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.[18]
Немаловажную роль в регулировании отношений, связанных с функционированием малого предпринимательства, играют и такие кодифицированные акты, как:
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, определяющий порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, в т.ч. с участием субъектов малого предпринимательства;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ответственность за противоправное поведение в области предпринимательской деятельности;
Таможенный кодекс Российской Федерации, обеспечивающий в случае осуществления внешнеэкономической деятельности соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
Трудовой кодекс Российской Федерации, гарантирующий создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей в ходе осуществления хозяйственной деятельности субъектом малого предпринимательства;
Земельной кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, регулирующие отношения по использованию и охране, соответственно, земель, лесов, водных объектов. К числу кодифицированных актов относятся и другие кодексы, в той либо иной мере регулирующие предпринимательские отношения.[19]
Основным нормативным правовым актом, непосредственно регламентирующим отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, выступает Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данным законом определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.[20]
Правовой статус отдельных организационно-правовых форм малого бизнеса определяется соответствующими федеральными законами Российской Федерации, в частности: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью», иные.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией субъектов малого предпринимательства при их создании, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъекту малого предпринимательства следует руководствоваться положениями таких нормативных актов, как: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О финансовой аренде (лизинге)», Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» и других.[21]
Правовую основу осуществления малого предпринимательства в Российской Федерации также составляют:[22]
международные соглашения, например, Соглашение Правительств государств - участников СНГ от 17.01.1997 «О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ»;
указы Президента Российской Федерации, например, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 N 287;
постановления Правительства Российской Федерации, например, постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.04.2016 N 265»;
акты министерств и ведомств, например: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02», Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.02.2009 N Д05-655 «Об особенностях заключения государственных контрактов с субъектами малого и среднего предпринимательства»;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, например, Областной закон от 04.02.2008 N 10-ОЗ (ред. от 09.10.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области».
Таким образом, правовое регулирование малого предпринимательства осуществляется посредством совокупности нормативных правовых актов, с одной стороны, регулирующие общие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, с другой стороны – регулирующей отношения малого бизнеса и его субъектов.
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Анализ научной и учебной литературы позволяет сделать вывод о преимуществах и недостатках малого предпринимательства. Так, эффективное функционирование малого предпринимательства определяется рядом преимуществ по сравнению с крупным производством, в числе которых большинство авторов называют такие, как:[23]
быстрая адаптация к условиям хозяйствования;
близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
гибкость и оперативность в принятии решений;
небольшой аппарат управления и исключение лишних звеньев управления;
высокий уровень личной мотивации;
независимость;
относительно невысокие расходы на создание предприятия, в связи с чем, многие граждане имеют возможность стать соучредителями;
более высокая оборачиваемость собственного капитала;
более низкие накладные расходы и более высокая, по сравнению с крупным бизнесом, рентабельность;
использование незанятых ресурсов неформальных рынков, местных сырьевых ресурсов и отходов производства, т.е. невостребованных крупными предприятиями природных, сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
создание новых рабочих мест;
возрождение подсобных производств и народных ремесел;
содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.
Малому предпринимательству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. Более того, предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов.[24]
Малое предпринимательство как неотъемлемый и функциональный элемент российской экономики обладает определённым стратегическим потенциалом, способствующим достижению целей социально-экономической политики государства, обеспечению устойчивости и саморазвития малых предприятий.[25] Это:
во-первых, это социально-политический потенциал, направленный на стабилизацию рыночных отношений, формирование среднего класса, предупреждение тенденций поляризации общества, проявление деловых качеств граждан, реализацию его прав, рост реальных доходов населения;