Файл: Я. А. Д олганова, Д. С. Г ришина 127.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я.
А.
Д
ОЛГАНОВА
,
Д.
С.
Г
РИШИНА
127
Долганова Я. А., Гришина Д. С. Финансовая устойчивость авиационной двигателестроитель- ной отрасли Российской Федерации (на примере АО «Объединенная двигателестроительная кор- порация») // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 127–131.
Dolganova Ia. A., Grishina D. S. Financial sustainability of the aircraft industry of the Russian Fed- eration (on the example of JSC “United Aircraft Corporation”). Bulletin of Prikamsky Social Institute.
2020. No. 3 (87). Pp. 127–131. (In Russ.)
УДК 334.723
Я. А. Долганова, Д. С. Гришина
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ АВИАЦИОННОЙ
ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АО «ОБЪЕДИНЕННАЯ
ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ»)
Долганова Яна Алексеевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель ка- федры «Предпринимательство и экономическая безопасность».
E-mail: dolganova.y.a@mail.ru
Гришина Дарья Сергеевна — студентка 4-го курса специальности «Экономическая безопас- ность».
E-mail: dash.grischina2015@yandex.ru
В работе анализируются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, входящих в состав крупного российского представителя машиностроительной отрасли, произво- дящего продукцию в том числе для авиакосмической промышленности ‒ АО «Объединенная дви- гателестроительная корпорация». Обращается внимание на то, что определенно существует конку- ренция между экономическими показателями предприятий авиационной промышленности. Отме- чается, что, несмотря на последствия кризисных явлений в рассматриваемой отрасли, для предпри- ятий, входящих в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», характерны по- ложительные изменения в показателях финансово-хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: авиадвигателестроительная отрасль, оценка финансовой устойчивости,
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», анализ финансово-хозяйственной дея- тельности, рейтинговая оценка предприятий.
Ia. A. Dolganova, D. S. Grishina
Perm State University, Perm, Russia
FINANCIAL SUSTAINABILITY
OF THE AIRCRAFT INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION
(ON THE EXAMPLE OF JSC “UNITED AIRCRAFT CORPORATION”)
Dolganova Iana A. — Candidate of Economic Sciences, Senior Lecture at the Department of En- trepreneurship and Economic Security.
E-mail: dolganova.y.a@mail.ru
Grishina Daria S. ‒ 4th year Student of the Specialty “Economic Security”.
E-mail: dash.grischina2015@yandex.ru
The article analyzes the indicators of the financial and economic activities of enterprises that are part of a large Russian representative of the engineering industry, which manufactures products, including for the aerospace industry ‒ JSC “United Aircraft Corporation”. Attention is drawn to the fact that there is


Э
КОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
128 definitely a competition between the economic indicators of the aviation industry. It is noted that, despite the consequences of the crisis in the industry in question, the enterprises that are part of the JSC “United
Aircraft Corporation” are characterized by positive changes in the indicators of financial and economic activity.
Keywords: aircraft engine-building industry, assessment of financial stability, JSC “United Aircraft
Corporation”, analysis of financial and economic activities, rating assessment of enterprises.
Значимость предприятий, обеспечивающих производство стратегически важных эле- ментов и оборудования для готовой продукции, весьма велика.
Двигателестроение относится к одной из наиболее высокотехнологичных и наукоем- ких составляющих отрасли машиностроения Российской Федерации. К 2020 году итоговые результаты отрасли машиностроения, по данным Росстата, показали неожиданно оптими- стичный результат — рост производства в целом на 5,1 %, что стало самым высоким пока- зателем среди отраслей обрабатывающего сектора. Однако одним из показателей, опровер- гающих данные о росте в авиационно-космической промышленности, можно назвать со- кращение до минимального уровня за последние пятнадцать лет всех видов турбин, а так- же спад к 2019 году на 31,8 % производства летательных аппаратов, включая космические.
Производством двигателей для военной и гражданской авиации, космических про- грамм, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности, а также энергетики в Рос- сии занимается интегрированная структура — АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (далее — АО «ОДК»). В ее состав входят:
1. ПАО «ОДК-Сатурн» представляет собой компанию полного цикла, которая предлагает широкий спектр газотурбинных технологий для транспорта, обороны и энерге- тики. Специализируется на производстве двигателей для гражданской и транспортной авиации, промышленных и морских газовых турбин.
2. ПАО «ОДК-УМПО»
— инновационное предприятие, осуществляющее разработ- ку, производство и послепродажное обслуживание газотурбинных двигателей для военной авиации, также совместно с другими предприятиями участвует в работе над двигателем
ПД-14 и выпуске компонентов вертолетных двигателей по типу ВК-2500.
3. АО «ММП имени В. В. Чернышёва»
— предприятие, обеспечивающее полное по- слепродажное сервисное обслуживание, поставку запасных частей и капитальный ремонт двигателей. Специализируется на двигателях для легких фронтовых истребителей, учебно- тренировочных самолетов, вертолетов, самолетов местных воздушных линий, легких транспортных самолетов, беспилотных летательных аппаратов.
4. АО «ОДК-Климов» является ведущим российским разработчиком газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы.
5. АО «ОДК-Газовые турбины»
— предприятие, занимающееся производством энергетических и газоперекачивающих агрегатов, а также комплексным строительством объектов энергогенерации.
6. АО «ОДК-Авиадвигатель» является конструкторским бюро по разработке газо- турбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. Головной разработчик двигателей ПД-
14 и промышленных газотурбинных установок (далее — ГТУ).
7. АО «ОДК-Пермские моторы»
— предприятие, занимающееся серийным произ- водством двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных ГТУ для элек- тростанций и транспортировки газа.
8. АО «ОДК-СТАР» является единственным в России предприятием, которое обла- дает компетенциями в разработке и серийном производстве систем топливного питания и


Я.
А.
Д
ОЛГАНОВА
,
Д.
С.
Г
РИШИНА
129 управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения, включая электронные агрегаты с полной ответственностью типа FADEC и гидромеханиче- ские агрегаты, а также имеющее опыт поддержания всего жизненного цикла газотурбин- ных двигателей.
9. ПАО «Кузнецов» является ведущим предприятием в России по разработке, про- изводству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиа- ционных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного ис- пользования в газовой отрасли, энергетике.
10. АО «218 АРЗ»
— крупнейшее предприятие в России по ремонту и сервисному обслуживанию авиационных двигателей военного и гражданского назначения.
11. АО «ААРЗ»
— предприятие, занимающиеся ремонтом и техническим обслужи- ванием авиационных двигателей.
Ситуация авиадвигателестроительной отрасли до 2008 года характеризовалась тяже- лым финансовым положением и обособленным существованием конструкторских бюро, серийных предприятий и предприятий-агрегатчиков, а также борьбой отечественных предприятий между собой за получение государственного оборонного заказа (далее —
ГОЗ). В это время все предприятия, которые составляли двигателестроительную отрасль, стремительно теряли свою конкурентоспособность и уже не могли удовлетворять потреб- ности внутреннего рынка страны. Все эти проблемы, вызванные еще пережитками упадоч- ного состояния отрасли в 90-х годах прошлого столетия, требовали от Правительства РФ проведения масштабных мероприятий по улучшению обстановки [3]. Это послужило толчком для реорганизации отрасли авиационного двигателестроения и интеграции ее в
Объединенную двигателестроительную корпорацию.
В АО «ОДК» продолжается процесс оптимизации организационной структуры. В но- ябре 2020 года был запущен процесс объединения в Единый научно-производственный комплекс акционерных обществ «ОДК-Пермские Моторы» и «ОДК-Авиадвигатель» [2].
Сегодня кризисное состояние авиационной двигателестроительной отрасли может быть обусловлено сокращением финансирования целевых программ, в том числе тех, дей- ствие которых уже истекло: в свое время это не позволило своевременно выпускать и сер- тифицировать продукцию, что затормаживает производственный процесс не только от- дельного предприятия, но и всей отрасли.
Авторами был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности в программе
«Ваш финансовый аналитик» для каждого предприятия, входящего в АО «ОДК», за три периода в промежутке с 2017 по 2019 год; для ряда предприятий: АО «218 АРЗ»,
АО «ААРЗ», АО «ОДК-Климов» — с 2016 по 2018 год.
Представим рейтинговую оценку финансового состояния предприятий (таблица).
Итоговые оценки получены с учетом как значений показателей на конец анализируемого периода, так и динамики показателей, включая их прогнозируемые значения на после- дующий год. Итоговый балл финансового состояния сочетает в себе анализ финансового положения и результаты деятельности организаций.
Таблица
Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий*
№ п/п
Предприятие
Рейтинг финансового состояния
1
АО «ОДК»
ВВВ (положительное)
2
ПАО «ОДК-САТУРН»
ВВ (нормальное)
3
ПАО «ОДК-УМПО»
А (хорошее)
4
ПАО «ММП имени В. В. Чернышёва»
В (удовлетворительное)
5
АО «ОДК-Климов»
ССС (неудовлетворительное)


Э
КОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
130
Окончание табл.
№ п/п
Предприятие
Рейтинг финансового состояния
6
АО «ОДК-Газовые турбины»
D (критическое)
7
АО «ОДК-Авиадвигатель»
ССС (неудовлетворительное)
8
АО «ОДК-ПМ»
ССС (неудовлетворительное)
9
АО «ОДК-СТАР»
ВВ (нормальное)
10 ПАО «Кузнецов»
ССС (неудовлетворительное)
11 АО «218 АРЗ»
В (удовлетворительное)
12 АО «ААРЗ»
А (хорошее)
*Составлено на основе данных финансовой отчетности предприятий АО «ОДК» в программе «Ваш финансовый аналитик» [1].
Для шести предприятий характерен низкий уровень финансовой устойчивости. Для
ПАО «ММП имени В. В. Чернышёва» можно выделить следующие негативные тенденции:
1. Увеличение долгосрочных заемных средств.
2. Тенденция снижения чистых активов по сравнению с величиной уставного капита- ла (на 75,3 %).
3. Низкий уровень покрытия запасов собственными оборотными средствами.
4. Снижение показателей ликвидности (высоколиквидные активы не покрывают наи- более срочные обязательства. Краткосрочная дебиторская задолженность покрывает 66 % среднесрочных обязательств предприятия).
Для АО «ОДК-Климов»:
1. Недостаток собственных оборотных средств.
2. Высоколиквидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства.
3. Снижение выручки.
4. Коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы.
Негативные изменения в финансовом положении АО «ОДК-Газовые турбины» ха- рактеризуются:
1. Снижением активов (25 % приходится на внеоборотные активы, 75 % ‒ на оборот- ные активы).
2. Уменьшением величины собственного капитала и чистых активов.
3. Недостатком собственных оборотных средств (неудовлетворительное финансовое положение).
4. Неспособностью погашения срочных обязательств за счет высоколиквидных активов.
5. Снижением выручки на 11,3 % к исследуемому периоду.
6. Отрицательными значениями по ряду показателей рентабельности.
Относительно АО «ОДК-Авиадвигатель» выделены следующие изменения, влекущие снижение финансовой устойчивости:
1. Уменьшение собственного капитала на 1,9 %.
2. Снижение величины основных средств.
3. Недостаточно денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (высоко- ликвидных активов) для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет
4 074 055 тыс. рублей).
Проблемы в области финансовой устойчивости АО «ОДК-ПМ»:
1. Снижение коэффициентов покрытия инвестиций.
2. Недостаточность денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения наиболее срочных обязательств.
3. Снижение рентабельности собственного капитала.


Я.
А.
Д
ОЛГАНОВА
,
Д.
С.
Г
РИШИНА
131 4. Низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов.
Отрицательные тенденции характерны по ряду показателей ПАО «Кузнецов»:
1. Снижение значений коэффициента автономии в динамике.
2. Покрытие краткосрочной дебиторской задолженностью до 49 % среднесрочных обязательств.
3. Высокая зависимость предприятия от заемных источников.
Стоит отметить, что наряду с негативными изменениями к 2018 году происходит и положительное изменение — снижение убыточности продаж.
В целом для рассмотренных предприятий характерны схожие проблемы в области финансовой устойчивости, однако по ряду значимых показателей (рентабельности, лик- видности) присутствует тенденция улучшения в динамике.
В условиях пандемии Covid-19 на каждом из предприятий, входящих в АО «ОДК», закономерно увеличились расходы, связанные с обеспечением санитарной безопасности персонала. В части выпуска продукции гражданской авиации пандемия внесла определен- ные коррективы, что можно отнести к временным финансовым рискам. Устойчивое фи- нансовое положение характерно для исполнения ГОЗ, так как военные заказы составляют существенную часть портфеля корпорации.
Библиографический список
1. Ваш финансовый аналитик [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit- it.ru/finanaliz/start/ (дата обращения: 12.11.2020).
2. Гришина Д. С. Инвестиционная привлекательность авиадвигателестроительной отрасли
РФ // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационально- го природопользования»: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2020. С. 89‒94.
3. Объединенная двигателестроительная корпорация создает единый научно- производственный комплекс [Электронный ресурс] // Новости ОДК. URL: https://www.uecrus.com/ rus/presscenter/odk_news/?ELEMENT_ID=3318 (дата обращения: 12.11.2020).