ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Российская империя к началу XX века.
Вопрос 2. Внешняя политика России в начале XX века в.
Вопрос 3. Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Причины, характер, основные этапы и итоги.
Вопрос 4. Политические партии в России в начале XX века. Начало российского парламентаризма.
Вопрос 6. Причины Первой мировой войны. Боевые действия русской армии в 1914–1917 гг.
47. Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:
- масштабный экономический кризис: падение производства, рост цен, дефицит бюджета, задержки с выплатой зарплат, пенсий, пособий;
- товарный дефицит, угроза наступления голода, особенно в крупных городах;
- огромный внешний долг – около 100 млрд. долларов;
- валютные резервы и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены;
- разрушение единого экономического и финансового пространства, разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, экономическое обособление союзных республик и распад СССР.
Оказавшись в сложной ситуации, новые российские власти нуждались в иностранных кредитах, которые могли быть выданы под определенные условия. В обмен на финансовую помощь со стороны Международного валютного фонда (МВФ), российское правительство приступило к экономическим реформам, получивших название «шоковая терапия». Ее целью стал переход в короткие сроки к рыночной экономике. «Шоковая терапия» включала в себя свободное ценообразование, либерализацию цен, массовую приватизацию. Главным стратегом экономических реформ выступил вице-премьер Е.Т. Гайдар.
2 января 1992 г. произошла либерализация цен – они стали свободными на большинство продуктов. В результате только в 1992 г. потребительские цены выросли в 26 раз, тогда как зарплаты и пенсии выросли незначительно. Были «заморожены» вклады – прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке (более 300 млрд. руб.). В связи с падением покупательной способности рубля они обесценились.
Правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, оборонного заказа. Это поставило на грань краха наукоемкие производства.
Произошла либерализация внешней торговли, и на территории России введена свободная конвертация рубля. Это вызвало «долларизацию» российской экономики. На прилавках магазинов в изобилии появились импортные продукты, но в основном потому, что для многих они оказались недоступны. Произошло падение спроса на отечественную продукцию и массовое закрытие предприятий.
Приватизация. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности, т.е. передача ее в частную собственность. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому приватизация проводилась ускоренными темпами, без соответствующей нормативной базы и широкого обсуждения. Руководил приватизацией глава Госкомимущества А.Б. Чубайс. Из американских экономистов был создан связанный с ЦРУ отдел, который занимался изучением данных о хозяйственном комплексе России и оказывал «помощь» в проведении приватизации. Приватизация проводилась в несколько этапов.
Первый этап – массовая (ваучерная) приватизация (1992-1994). Основная задача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров. Первоначально государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества. 51% акций распределялись среди работников данных предприятий, остальные поступали в открытую продажу. Для участия населения в приобретении акций вводились приватизационные чеки – ваучеры. С сентября 1992 г. по весну 1993 г. ваучер получил каждый гражданин РФ. Его номинальная стоимость равнялась 10 тыс. руб., рассчитанная путем деления балансовой стоимости производственных фондов России на число жителей страны.
Полученные ваучеры население могло обменять на акции предприятий, что означало бы превращение в собственников. Поскольку далеко не все знали, как им распорядиться, то многие вкладывали свои ваучеры в создаваемые чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Задача фондов состояла в аккумулировании ваучеров населения с целью их дальнейшего вложения в акции предприятий. Однако отсутствие контроля со стороны государства привело к тому, что большая часть ЧИФ, скупив ваучеры, бесследно исчезла.
В целом же судьба ваучеров была такова. Примерно 25% чеков вложены в ЧИФ, 25% – проданы, 50% чеков вложены членами трудовых коллективов и их родственниками в акции собственных предприятий. Рядовые акционеры на предприятиях затем в большинстве своем были вынуждены продать акции за бесценок, так как директора искусственно задерживали зарплаты.
Всего на первом этапе было приватизировано около 110 тыс. предприятий, формально 40 млн. человек стали собственниками. Фактически же произошел бесплатный раздел огромной части государственной собственности между чиновниками, директорами, зарубежными корпорациями, спекулянтами и криминалом. Большинству населения приватизация не принесла ничего хорошего. Новые собственники, получив предприятия задаром, не желали вкладывать, а предпочитали распродать последнее. Изменение формы собственности не повысило эффективности экономики, спад производства продолжился. В 1995 г. уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 г. на 40%, чего не было даже в годы Великой Отечественной войны.
Второй этап – денежная приватизация (1994-1999). Предприятия или пакеты их акций стали продаваться исключительно за деньги. Основная задача – пополнение доходной части бюджета, особенно в преддверии парламентских выборов в 1995 г. и президентских – в 1996 г.
Частью этапа стали залоговые аукционы 1995 г., когда частными стали 12 крупнейших предприятий нефтяной и металлургической отраслей. Их механизм состоял в том, что правительство, нуждаясь в деньгах и поддержке во время выборов, брало деньги в долг у коммерсантов, а в качестве залога отдавало акции предприятий. В случае, если в течение года долг не возвращался (а в итоге государство долг не вернуло), то заложенные акции уходили к новому собственнику.
Такая схема изначально означала продажу госпредприятий по ценам значительно ниже их реальной стоимости. Например, «Норильский никель» был продан за 170 млн. долларов при том, что его годовой доход превышал 1 млрд. долларов. Более того, госпредприятия коммерсанты зачастую покупали за деньги, взятые в кредит у правительства. В результате залоговых аукционов государство лишилось прибыльных компаний «Норильский никель», «ЮКОС», «Сибнефть» и т.п. В результате залоговых аукционов появились «олигархи», а государству был нанесен огромный ущерб.
В результате приватизации 1990-х гг. в России произошел переход от социализма к капитализму, была перераспределена собственность, общество резко расслоилось на богатых и бедных, криминализировалась экономика.
Показателем ущербности навязанной России модели приватизации являются невероятно низкие доходы, полученные от нее государством. В Польше, например, доходы от приватизации за 1991-2002 гг. составили около 18 млрд. долларов. А в России приватизация 150 тыс. промышленных предприятий принесла казне всего 9,7 млрд. долларов, что составило 5% их реальной стоимости. По оценке Государственной думы, потери, нанесенные приватизацией России, в 2,5 раза превысили потери СССР в Великой Отечественной войне и составили 2 трлн. долларов
Преобразования в аграрной сфере. В 1992 г. была резко сокращена государственная поддержка агропромышленного комплекса. Началась реорганизация колхозов и совхозов, которая предполагала передачу земли и неземельных средств производства в собственность трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий, раздел этих фондов на индивидуальные паи.
В 1992 г. была начата обязательная перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий. К началу 1994 г. из 25,5 тыс. колхозов и совхозов прошли перерегистрацию 95% хозяйств. Треть из них сохранила свой прежний статус. Остальные были преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства и т.п.
Надежда, возлагавшаяся правительством на фермеров, не оправдалась. На конец 1998 г. в стране насчитывалось 270 тыс. фермерских хозяйств (средний размер одного хозяйства – 50 га), доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства составила всего лишь 2,2%.
Уменьшение государственной поддержки привело к сокращению сельскохозяйственного производства. Его объем в середине 1990-х гг. упал на 70% в сравнении с 1991 г. Было заброшено 19 млн. га сельскохозяйственных угодий. За 1990-1998 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 28,5 млн., поголовье свиней – на 21 млн. голов. Обеспечение населения страны продуктами питания во многом происходило за счет импорта.
Экономический кризис 1998 г. В начале 1998 г. в экономике страны сложилась крайне непростая ситуация. Государственный долг России перед иностранными кредиторами составил 123,5 млрд. долларов. Из-за внешнего долга возникла зависимость нашей страны от международных организаций, прежде всего – МВФ, который фактически контролировался США. Каждый год в МВФ приходилось утверждать бюджет, любое стремление к самостоятельной политике угрожало дефолтом, т.е. банкротством.
Летом 1998 г. правительство должно было выплатить более 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. В тот же период доходы бюджета составляли только 20 млрд. долларов. К тому времени экономика страны уже приобрела сырьевую направленность, а в начале 1998 г. мировые цены на нефть резко упали, ниже 10 долларов за баррель. Обрабатывающая промышленность была разрушена и не приносила существенной прибыли. Население обнищало и не могло стимулировать внутренний спрос.
17 августа 1998 г. премьер-министр С.В. Кириенко объявил о дефолте – прекращении выплат по обязательствам государства. Это привело к девальвации – курс рубля по отношению к доллару за полгода упал более чем в 3 раза – c 6 руб. перед дефолтом до 21 руб. к концу года.
Резкое падение курса рубля значительно сократило импорт и повысило конкурентоспособность отечественного производства. Произошло импортозамещение. В 1999 г. в России начался экономический рост.
Итоги экономического развития 1990-х гг. Итогом реформ стало масштабное падение объемов производства. Изменилась структура экономики, она получила сырьевую направленность. Размеры внешнего долга составили около 150 млрд. долларов. Снизился жизненный уровень основной массы населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось почти 9 млн. безработных. Выросли показатели по алкоголизму, наркомании, беспризорности. Резко увеличилась преступность в стране.
В критическом положении оказались наука и образование. Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны – к концу 1990-х гг. численность населения упала до 146 млн., сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек. Только в начале 2000-х гг. социально-экономическое положение России стало улучшаться
48. Общественно-политическая жизнь России в 1990-е гг. Конституция РФ 1993 г. и ее особенности.
Общественно-политическая жизнь страны в начале посткоммунистического периода была насыщенной и драматичной. В 1992–1993 гг. центральным политическим конфликтом было противостояние исполнительной (Президент) и представительной (Съезд народных депутатов) властей. В апреле 1992 г . на VI Съезде народных депутатов сложился оппозиционный блок "Российское единство", объединивший противников правительственного курса реформ. Тон в нем задавали коммунисты. Постепенно на сторону оппозиции перешла и большая часть депутатов. Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум о доверии Президенту и Съезду не разрядил обстановку. I мая 1993 г. произошло столкновение членов коммунистических организаций "Трудовая Россия" и "Трудовая Москва" с милицией, в результате которого один милиционер погиб, несколько сотен человек с обеих сторон получили ранения. Противостояние двух ветвей власти продолжалось и приобрело угрожающий характер.
В этих условиях Б. Н. Ельцин 21 сентября 1993 г. издал Указ о роспуске Съезда народных депутатов и о выборах нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность Указа Президента, расценив его как государственный переворот, и отказалась покинуть резиденцию Верховного Совета – Белый дом. 3 октября боевики оппозиции штурмом взяли здание московской мэрии, попытались захватить Останкинский телецентр. На следующий день мятеж оппозиции был подавлен армейскими соединениями. События 3–4 октября сопровождались многочисленными жертвами.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и референдум по вопросу о новой Конституции России. В них приняли участие 13 политических объединений. За новую Конституцию высказалось около 60% из принявших участие в референдуме. Выборы определили трех политических лидеров: Либерально-демократическую партию (В. В. Жириновский), набравшую 24% голосов; "Выбор России" (Е. Т. Гайдар) – 15,5% и Коммунистическую партию Российской Федерации (Г. А. Зюганов) – 12,4% голосов