Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, в различных видах деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке, проектированию и развитию.
1.3. Современные подходы к проектированию развивающей предметно-
пространственной среды в дошкольной образовательной организации
Одной из форм проектирования развивающей предметно- пространственной среды является дизайн-проект.
Слово «дизайн» происходит от английского Design – «проектирование, определение функции предмета», который в свою очередь происходит от латинского Designare – «определять назначение, обозначать».
В. Г. Власов термин «дизайн» определяет как творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов, вид проектной междисциплинарной художественно- технической деятельности по формированию предметной среды.
Дизайнерская деятельность заключается в специфически эстетическом способе формировании объектов, на основе целостного осмысления [10].
20
Согласно исследованиям Лыковой И.А. в современном образовании значение дизайн-деятельности видится в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей (Н. М. Конышева [49], Б.
М. Неменский [19], Е. В. Ткаченко [49]). Для этого мало технологических знаний, надо еще уметь «читать» художественный язык вещей и зданий, ощущать соразмерность их форм, красоту конструкций (С. М. Кожуховская
[5], Е. В. Ладыгин [6]). Дети должны не только понимать и сохранять красоту, созданную до них, но и учиться преобразовывать мир по законам красоты, уметь делать его экологичным, удобным и человечным (Л. Г.
Савенкова [7], Т. В. Селиванова [8]). Это преобразование начинается с простого (с выбора одежды, вещей), а с течением времени складывается в создание своего мира, выражающего личность человека. Можно сказать, что формируя свой облик, прическу или костюм, создавая интерьер комнаты, мы тем самым формируем облик нашего мира (Б. М. Неменский, предисловие к учебнику [4, с. 4]).
Еще
А.С.
Макаренко в период становления
Советского
Социалистического государства говорил о необходимости «украшения школьного коллектива внешним образом». В сложной экономической обстановке в стране выдающийся педагог решал ее активно и весьма успешно. Современный дизайн образовательной среды имеет важнейшее значение в личностном развитии не только дошкольников и школьников, но и самих педагогов. Соответствующий эстетический уровень образовательной среды – важнейший фактор, определяющий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде. Вряд ли финансирование образовательных учреждений во времена А.С. Макаренко было достаточным, тем не менее, он четко понимал какое воспитательное значение оказывает на детей-беспризорников эстетически оформленная образовательная среда:
«Коллектив надо украшать внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не
21 как-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило...»
[58].
М.Н. Полякова составила последовательность действий для создания развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольной образовательной организации на основе восьми шагов.
1. Сформулировать цели и задач. Определить приоритетные направления развития детей. Выделить особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы.
2. Определить, какие учебные и методические пособия, необходимы для обучения и воспитания дошкольников; подобрать игры, игрушки и другие материалы для самостоятельной детской деятельности, оборудование для разных видов деятельности детей.
3.
Составить перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения и хранения игрового материала и пособий, а также оборудования для обеспечения режимных моментов.
4. Оценить уже имеющиеся материалы и оборудование в группе, отобрать необходимые материалы, оборудование, пособия. Лишнее оборудование и игрушки не по - возрасту необходимо убрать из группы.
5. Определить пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевалке, умывальной) на основе принципа центров активности.
6. Начертить план или схему размещения крупной мебели и дополнительного оборудования. Наполнить пространство игровыми материалами необходимыми на 2 – 3 месяца работы.
7. Провести диагностику, с целью изучения особенностей детей данной группы, их интересов, предпочтений, и вносить коррективы в предметно- пространственную среду с учетом полученной информации и возможностей детского сада.
8. Продумать последовательность внесения изменений в предметно- пространственную среду в течение года с учетом содержания основной
22 общеобразовательной программы, предположительной динамики развития детей, приобретения новых игрушек, материалов и оборудования [50].
Современные условия требуют инновационного подхода в создании предметно - пространственной среды помещений групп, которые выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка. Для чего и необходимо составление целостного дизайн-проекта дошкольной образовательной организации.
Дети и педагоги находятся в детском саду достаточно продолжительное время, поэтому главной целью создаваемого дизайн- проекта должно быть создание пространства, пригодного для жизни воспитанников и работы педагогов. А значит оформление интерьера должно стать началом творческого процесса воспитателя и детского коллектива, активно поддержанного родителями воспитанников.
При разработке дизайна помещений главной целью замысла по их оформлению должно стать:
- целостность и логичность: все оформление должно быть связано в единое целое, не должно быть случайных ни с чем не связанных кусков оформления;
- учёт индивидуальных интересов педагогов: оформление должно быть логическим продолжением методической работы с детьми, поэтому все этапы работы должны быть согласованы с воспитателями, работающими в данных возрастных группах;
- лаконичность и функциональность: все должно быть доступным для детей, чтобы всё можно было потрогать, изучить, поиграть;
- дизайн-проект должен быть совместным действием педагогического, детского и родительского коллективов.
Дизайнерская деятельность интересна педагогам, детям, родителям, ведь она формирует позитивное отношение к изобразительной деятельности.
23
Взрослые и дети приобретают опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуациях, учатся диалогическому общению. При создании выразительных художественных образов, в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, дети смогут применять полученные практические навыки и знания. Своеобразным показателем становления творческих проявлений будет готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе создания современной дизайн-среды. Использование традиционных приёмов и форм, а также авторских разработок способствует возникновению в дошкольной организации инновационной формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей). Поиск новых форм при организации досуга детей и взрослых, обогащение содержания проведения праздников, досугов, развлечений, конкурсов, творческих мастерских позволит создавать свои традиции в группе и объединять детей, педагогов, родителей в дружный коллектив. Детей можно привлекать к декоративному оформлению интерьера в сотворчестве с воспитателем, это будет развивать у них творческий потенциал и фантазию в дизайнерской деятельности. Такой современный подход позволяет обогатить оформление групповых помещений детскими авторскими работами с использованием широкого спектра традиционных и нетрадиционных техник и технологий
[51].
В таком творческом процессе у детей и взрослых возрастает интерес к совместной художественно-творческой деятельности: это и знакомство с разнообразными техниками изображения, и экспериментирование с различными художественными материалами и инструментами, и эстетическое преобразование различных предметов и мн. другое. У детей обогащается эмоциональная сфера, происходит накапливание впечатлений и личного опыта. С дизайнерских проектов начинается практико- ориентированное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников, через использование не традиционных технологий и интерактивных форм
24 общения, что способствует приобретению родителями нового опыта общения с детьми, вырабатывает умения работать в коллективе. Родители совместно с детьми с увлечением принимают участие и в других проектах, праздниках, спортивных соревнованиях.
Авторский коллектив Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» предлагает организацию развивающей предметно-пространственной среды через различные центры активности:
-
Центр познания. В этом центре предлагается решать задачи, связанные с познавательно-исследовательской деятельностью детей. Он должен быть наполнен развивающими и логическими играми, речевыми играми – со звуками, буквами и слогами, предметами и материалами для опытов и элементарных экспериментов.
-
Центр творчества. Этот центр должен обеспечивать активизацию творческого потенциала детей. В нем должны быть предметы для театрализованных и режиссерских игр, музыкальных игр и импровизаций, художественно - речевой и изобразительной деятельности.
-
Игровой центр. Он обеспечивает самостоятельную организацию сюжетно-ролевых и режиссерских игр. В этом центре могут быть крупные модульные конструкции (магазин, больница и др.) и небольшие предметы для режиссерских игр.
-
Литературный центр. Этот центр обеспечивает речевое и литературное развитие детей. Его наполнение должны составлять речевые игры и детская художественная литература.
-
Спортивный центр. Обеспечивает двигательную активность детей, его наполнение составляет не очень крупное спортивное и физкультурное оборудование.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой предлагает организация среды через центры развития:
- центр для игровой сюжетно-ролевой деятельности;
25
- центр театрализации и драматизации;
- центр книги;
- центр дидактических игр;
- выставочный центр детского творчества;
- центр природы;
- спортивный центр;
- центр песка и воды;
- центр самостоятельной конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности.
Авторы Примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва
Е.В., Екжанова Е.А. предлагают зонированую организацию развивающей среды, полагая, что принцип зонирования создаёт ситуацию привлекательного для ребёнка выбора, позволяет сохранить устойчивый интерес к выбранной деятельности, благодаря чему ребёнок не отвлекается на другие предметы и игрушки, находясь в отведённой для определённого вида деятельности зоне.
Авторы программы делят помещения на следующие зоны:
– зона приёма пищи и занятий (столики со стульчиками);
– двигательная зона, включая сюжетно-ролевые игры;
– зона игры со строительным материалом и конструктором;
– зона игр с машинками;
– зона творческой и изобразительной деятельности;
– зона для самостоятельной музыкальной деятельности;
– зона для чтения и рассматривания иллюстраций;
– зона игр с песком и водой;
– зона отдыха и уединения;
– зона природы.
В работе авторского коллектива под руководством Т.И. Бабаевой,
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой выделен ряд показателей, по которым
26 воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей, среди которых показатели выбора воспитанниками занятия сообразно своим интересам в центрах активности, а это обеспечивается разнообразием предметов, доступностью всех материалов и удобством их размещения;
Показатели уровня шума, показатели уровня конфликтности
(количество ссор, конфликтов из-за игрового пространства группы); показатели продуктивности и самостоятельности , выражающиеся в количестве продуктов творческого труда – рисунков, поделок, импровизированных рассказов и сочинений, которые воспитанники создают в течение дня.
Показатель настроения детей (быстрая адаптация к детскому саду, желание посещать детский сад, жизнерадостность, общительность воспитанников на протяжении всего дня).
Авторский коллектив программы «Развитие» под редакцией Л.А.
Венгера закладывает в планирование и организацию развивающей предметно-пространственной среды теоретические положения Концепции развивающей среды В.А.Петровского.
Содержание предметно-развивающей среды каждой возрастной группы базируется на материале предыдущей.
Младшая группа:
В кабинете (учебный уголок) располагаются материалы по сенсорике:
1. Башенки, пирамидки одноцветные и окрашенные в разные цвета спектра.
2. Пирамидки из шести - десяти толстых колец, и из 12 колец окрашенных в разные цвета спектра.
3. Мисочки – вкладыши.
4. Матрёшки двух-трёх-четырёх местные.
5. Наборы мелких игрушек, деревянных одноцветных, деревянных разных цветов спектра.
27 6. Мячи трёх-четырёх размеров.
7. Наборы песочных формочек.
Грамота представлена предметными картинками, звуковыми часами, атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу».
Мастерская: материал по конструированию. Важно что бы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведённых для него шкафчиках в открытых коробках. Строительный материал – универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы) двух-трёх размеров. Напольный (крупный строительный материал) размещается в той части мастерской, где дети занимаются только конструированием. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые обычно дети любят забираться. Обычно постройки на полу из крупного строительного матеиала дети начинают делать в конце пребывания в младшей группе, т.е ближе к 4- м годам. Мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, различные тематические наборы деталей воспитатель подбирает по своему усмотрению, учитывая прежде всего возможности трёхлетних детей.
Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки,
ёлочки, грибочки, машинки разной величины).
Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этого пространства
В театре располагается: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; теар, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации, зеркало). В театре-драматизации можно использовать самодельные костюмы, маски для разыгрывания сказок, условные заместители для обозначения волшебных предметов. Здесь же располагается полка с книгами (пять-шесть уже прочитанных и одна-две новые,
28 незнакомые детям) один-два столика, на которых есть карандаши и бумага.
За ними можно читать и рассматривать книжки, рисовать иллюстрации к ним.
Все материалы периодически обновляются (хотя бы один-два раза в месяц). Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению.
Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровом пространстве могут находиться игры по сенсорике: «Прокати шарик», «Попади в ворота», «Спрячь мышку», лото
«Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, игры из раздела «Развитие представление о себе и об окружающем мире»; атрибуты различных профессий и общественных мест (сумка доктора, одежда повара, полиция; зеркало, расчёска парикмахера, формуляры библиотеки, театральные билеты и программки), куклы девочки и мальчики, дикие и домашние животные.
В средней группе воспитатели организуют предметную среду, исходя из программы, ориентируясь на тот же принцип функциональных помещений.
В кабинет добавляются материалы из разделов «Математика»,
«Грамота», «Развитие представлений о себе и окружающем мире»,
«Природа» и оставляя материалы по разделу сенсорика, которые остаются актуальными для развития представления об отношениях предметов по величине.
На стенд помещается круговая диаграмма смены времён года.
Важнейшее значение приобретает уголок природы.
Туда помещаются:
1. Комнатные растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода (фиалка узамбарская, бегония рекс, фуксия, бальзамин, традесканция).