Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 2. Интересной находкой является помещение в уголок природы растений характерных различным временам года. Осенью пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры и хризантемы, золотые шары. Зимой – ветки хвойных деревьев, весной весенние первоцветы, посаженные в горшки; летом букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза), и луговых
(ромашка, клевер, колокольчик) цветов; колосья хлебных злаков.
3. Краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.
4. Объекты для экспериментирования (миски с водой и песком, камешки, плавающие, тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.) все материалы располагаются так, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах.
В раздевалке можно поставить «волшебный сундучок» с интересными находками детей во время прогулочной деятельности (шишки, семена, камушки, листочки и т.д.) Дети постоянно пополняют его новыми находками.
В мастерской кроме конструктора и различного строительного материала хранится и природный материал: кора, шишки, листочки, пёрышки и т.д.
А также цветная бумага, клей, пластилин, рисунки схемы трафареты простые и цветные карандаши, бумага. Здесь же располагаются:
1. Макет кукольной комнаты.
2. Кукольная мебель.
3. Фланелеграф.
4. Геометрические фигурки – заместители мебели.
5. Макет детского сада.
6. План участка.
30 7. План отдельных помещений детского сада – групповой комнаты, спальни, поэтажный план детского сада.
Оснащение изостудии и театра в средней группе дополнительно к тому что было в младшей группе не предусматривается, вместе с тем возможны изменения за счёт обогащения образовательного содержания.
В старшей и подготовительной группе материалы меняются в соответствии с программой.
В кабинете добавляются материалы по математике и грамоте: доска, маркеры, мел; дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольно- печатные игры в которых предлагается просчитывать количество шагов в соответствии с количеством точек на бросаемом по очереди кубике. В подготовительной группе в учебной зоне хорошо иметь на стене часы «Времена года», кассу букв и цифр, разноцветные фишки для составления моделей звуковых форм слов.
Уголок природы обогащается новыми растениями на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения.
Следует предусмотреть специальный стенд, на котором время от времени сменяются материалы по различным темам, например наборы картинок по различным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и т.д.), по экосистемам («Лес», «Город» и т.д.)
В мастерскую к строительным материалам, использовавшимся в средней группе добавляется другой строительный материал (рисунки отдельных частей построек, например колонны, башни, схемы конструкций, трафареты, разные пластмассовые строители, в частности «Лего».
В подготовительной к школе группе необходимо иметь подробную карту-схему района, где находится детский сад; транспортные схемы, своего города, схема метро. А также в старшем дошкольном возрасте обязательно иметь наборы открыток или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, пригорода, других городов России.
31
К материалам изостудии добавляются пастель, глина, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности. Дополнительный материал: кнопки, коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева, цветные лоскутки, бусины, листья, жёлуди, цветная фольга, обрезки из цветной бумаги для изготовления коллажей, элементы костюмов, волшебные сундучки, волшебные палочки.
Театр в основном обустраивается самими детьми. Они изготавливают маски, разные атрибуты, для разыгрывания сказок.
Обязательно создавать условия для экспериментирования с различными материалами и предметами: водой, глиной, различными рычагами, весами, компасом, пружинами. В познавательный уголок следует приносить самому воспитателю или предлагать это делать семьям воспитанников энциклопедии на различные темы. Желательно чтобы они имели яркие красочные иллюстрации и не очень много текста. Чтобы дети могли изучать их самостоятельно.
Обобщая полученные теоретические данные можно сделать следующие выводы.
С точки зрения науки, среда – это условие, для развития и саморазвития личности; а в педагогике, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения им социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития необходимых личностных качеств, способ перевода внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей ребенка.
В условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта.
32
Российские ученые и практики предлагают пути и способы организации развивающей предметно-пространственной среды жизни ребенка, направленные на его всестороннее развитие. В первую очередь, предметно-пространственная развивающая среда должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, т. е. должна быть максимально насыщенной, и обеспечивать каждый вид детской деятельности. В то же время, все материалы должны подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе и соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности.
В связи с этими критериями воспитатели и специалисты должны:
- знать требования к качеству игровых средств и уметь выбирать игры, игрушки и оборудование с большим развивающим потенциалом, соответствующие требованиям ФГОС ДО;
- иметь четкое представление о степени оснащенности предметно- пространственной среды группы и других помещений детского сада, уметь видеть недостатки, нехватку одних и превалирование других предметов и оборудования;
- быть мотивированными и нацеленными на оснащение среды современными игровыми средствами;
- уметь применять игровые средства, для решения образовательных, воспитывающих и развивающих задач в различных образовательных областях знаний.
Развивающая предметно–пространственная среда должна стимулировать творческие способности, служить интересам и потребностям ребенка, обогащая развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать к осознанному выбору, уметь принимать самостоятельные решения, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
33
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, необходимо учитывать психологические основы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса, эргономику и дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
34
1 2 3 4 5
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной
среды дошкольной образовательной организации
На современном этапе МБДОУ детский сад № 28 «Теремок» переживает период серьезного обновления. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно- пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда должна проектироваться на основе реализуемой в детском саду образовательной программы дошкольного образования, требований нормативных документов, материальных и архитектурно-пространственных условий, предпочтений, интересов и уровня развития детей, общих принципов построения предметно-пространственной среды.
Для анализа состояния предметно-развивающей среды применялся метод экспертных оценок по следующим параметрам:
– насыщенность (оснащенность групп и залов современными средствами обучения, наличие в группах и залах разнообразного оборудования, инвентаря, игрушек)
– трансформируемость (в группах и залах созданы условия для построения непересекающихся сфер активности детей, предметно-
35 пространственная среда в группах и залах может легко трансформироваться в зависимости от игровых ситуаций);
– полифункциональность (разнообразно используются для игры и занятий предметы, игрушки, оборудование, интерьер и эстетика групп и залов создают комфорт и уют);
– вариативность (задействованы все функциональные помещения для игр и творчества, происходит ли смена игрового материала в группах и залах);
– доступность (все предметы группы и залов доступны детям для игр, имеется возможность для проявления половозрастных интересов);
– безопасность (предметная среда безопасна для физического здоровья детей, предметная среда комфортна для эмоционального и психического состояния детей);
– активность (наличие, разнообразие и доступность автодидактических пособий; использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать ее интерактивной).
Для экспертизы развивающей предметно-пространственной среды ДОО была составлена экспертная таблица (Приложение № 1). Экспертизу проводили специалисты детского сада: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, педагог-психолог и учитель-логопед (Приложение
№ 2).
Дополнительно к методу экспертных оценок был проведен внутренний административный аудит состояния предметно-пространственной среды
(Приложение 2). Были проанализированы на соответствие наглядные пособия, игровое оборудование, детская художественная литература, материалы и оборудование центров художественно-эстетического развития, технические средства обучения. Важнейшим являлся анализ обеспечения активности воспитанников в разных видах деятельности, поддержка
36 инициативы и самостоятельности воспитанников, а также анализ возможностей обеспечения их эмоционального благополучия.
Сравнительный анализ экспертных оценок представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ экспертных оценок предметно-пространственной среды детского сада на начальном этапе опытно-поисковой работы
Параметры
Специалисты
Н
ас ы
щ ен но ст ь
Т
ра нс ф
ор м
ир уе м
ос ть
П
ол иф ун кц ио на ль но ст ь
В
ар иа ти вн ос ть
Д
ос ту пн ос ть
Б
ез оп ас но ст ь
А
кт ив но ст ь
И
то г
Заместитель заведующего по
ВМР
6
С
8
С
7
С
3
Н
9
В
10
В
7
С
С
Инструктор по физической культуре
6
С
8
С
9
В
4
Н
8
С
10
В
8
С
С
Педагог – психолог
7
С
6
С
9
В
3
Н
9
В
10
В
7
С
С
Учитель – логопед
9
В
7
С
9
В
4
Н
9
В
10
В
7
С
С
Музыкальный руководитель 4
Н
8
С
9
В
3
Н
7
С
10
В
6
С
С
Анализ полученных данных указывает на то, что эксперты оценивают состояние предметно-пространственной среды в ДОО на среднем уровне.
Все респонденты отметили, что оснащенность групп современными
ТСО находится на высоком уровне, но в тоже время в группах недостаточно игрового материала, инвентаря и оборудования.
Все участники по критерию «Трансформируемость» отметили то, что среда в группах может легко трансформироваться в зависимости от игровых
37 ситуаций, и в группах создаются условия для построения непересекающихся сфер активности детей. Но весь крупный игровой материал надежно прикреплен к стенам.
Состояние среды по критерию «Полифункциональность» большее число респондентов оценило на высоком уровне, отметив, что во всех группах интерьер создает комфорт и уют, предметы и оборудование разнообразно используются для игр.
Самые низкие баллы были отмечены по критерию «Вариативность» и в части использования всех помещений группы для игр и в части смены игрового материала.
По критерию «Доступность» все респонденты отметили, что в группах мало игрушек для проявления половозрастных интересов, но все предметы группы доступны детям для игр.
Также все участники опроса по критерию «Безопасность» отметили, что в группах создана безопасная среда для физического и психического здоровья детей.
После проведения экспертизы, были проведены беседы со специалистами, в которых они разъяснили свою позицию при выставлении баллов. Все отметили, что в каждой группе есть ноутбук, магнитола, телевизор, DVD – плеер, но не хватает детских музыкальных инструментов для организации самостоятельной исполнительской деятельности детей.
По правилам безопасности все игровое оборудование необходимо жестко прикреплять к стенам, тогда как ФГОС требует трансформируемость среды. Воспитатели стараются создать уютную обстановку в группах, обращая внимание на эстетику и интерьер, но Центры для комфортного уединения, самовыражения, есть только в 3 группах, насыщенные и доступные детям костюмерные в группах отсутствуют.
На каждого ребенка оборудовано посадочное место и в совокупности все столы занимают очень большое пространство в группе. Смены игрового