Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 материала происходит сезонно и в соответствии с тематическим планированием, хотя игрушками среда не переполнена.
Все участники опроса отмечают, что в группах предметная среда комфортна для эмоционального и психического состояния детей.
По критерию «Активность» были даны следующие ответы. Для достижения высоких результатов во взаимодействии с элементами предметно – пространственной среды в группах, которые побуждают активность детей к творчеству и самостоятельности необходимо учесть, что в группах недостаточно игр и оборудования для организации художественно- творческой деятельности детей.
Самостоятельность, трудолюбие, развитая способность к контролю за своей деятельностью создают хорошие возможности для развития детей дошкольного возраста и без непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. В дошкольном возрасте дети способны подолгу в одиночку заниматься любимым делом. Именно в этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми. А их в группах практически нет. Очень мало настольно-печатных игр. В группах недостаточно игр и игрушек для мальчиков. Если для девочек есть полный набор игрового оборудования – кухня, гостиная, парикмахерская, магазин, больница, то для мальчиков набор ограничен – только машинки. Мальчикам некуда приложить свою неуемную энергию.
Также в беседах была дана оценка организации среды в музыкальном зале. Все опрашиваемые отметили, что музыкальный зал разделен на 2 зоны: спокойную и активную, отметив при этом, что рабочая зона не создается совсем.
По параметру «Насыщенность» все специалисты были единодушны: все технические атрибуты имеются в наличии: музыкальный инструмент
(фортепиано), музыкальный центр, ЖК телевизор со встроенным гнездом для флеш-карт, интерактивная доска, также имеются микрофоны, подключаемые к музыкальному центру. Мебель в зале присутствует минимально: детские

39 стульчики, ширма, выкатные столики для атрибутов. Все опрашиваемые отметили, что в зале очень мало музыкального инвентаря и игрушек.
Музыкальные инструменты представлены в единственном варианте, только для организации исполнительской деятельности на музыкальных занятиях и праздниках. Имеются все виды кукольного театра: пальчиковые, перчаточные, ростовые куклы. В достаточном количестве есть игровое оборудование и атрибуты для ритмопластики и танцев: ленты, шарфики, платочки, клубочки, маленькие зонтики. Все атрибуты систематизированы по временам года и праздничным событиям. Карнавальные костюмы для детей и взрослых приобретаются и шьются планомерно. Декорации изготавливают педагоги с помощью родителей воспитанников.
По параметру «Трансформируемость» респонденты пояснили свою позицию так: в музыкальном зале среда может легко трансформироваться.
Все респонденты дизайн музыкального зала оценили на высоком уровне.
Все зоны музыкального зала задействованы во время занятий, во время праздников треть зала отводится для зрителей. Руководство ДОУ по мере поступления финансовых средств старается обогащать предметную среду музыкального зала.
Предметная среда музыкального зала безопасна для воспитанников, интерактивная доска надежно прикреплена к стене, декорации изготавливаются из картона, пластика и синтепона. Музыкальные руководители и воспитатели прилагают все усилия, чтобы дети чувствовали себя в зале комфортно и спокойно, а оформление вызывало только положительные эмоции.
Для создания в группах комфортного пространства, побуждающего активность к общению между взрослыми и детьми, специалисты предложили включать всех детей в ролевые игры, театрализованные представления, праздники и развлечения, так как большое влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога


40 создавать ситуации успеха каждому ребенку. Даже самая маленькая и незначительная роль даст ребенку уверенность в собственной значимости, повысит его самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок не вовлечен в групповое публичное выступление. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. В атмосфере психологического комфорта исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность и на творчество.
В целом, подводя итоги экспертной оценки, удалось сформулировать проблемы обновления предметно-пространственной среды для повышения развивающего эффекта по следующим параметрам:
– насыщенность и информационная неисчерпаемость предметно- развивающей среды;
– оборудование и атрибуты для разных видов детской деятельности;
– многофункциональность использования элементов среды и возможность ее преобразования;
– наличие, разнообразие и доступность автодидактических пособий;
– использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать ее интерактивной.
Анализ выявил ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно- пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности.
Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными

41 причинами
(недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта.
Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр-коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы центров и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Недооценивание изменения пространства современного ребенка.
Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в средствах массовой информации создают принципиально отличную от традиционной среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников.
Для обеспечения развивающего эффекта при использовании предметно-пространственной среды изучаемой дошкольной образовательный организации необходимо единство предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и


42 физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
2.2.
Дизайн-проект
предметно-пространственной
среды
дошкольной образовательной организации в области художественно-
эстетического развития дошкольников
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. На основании проведённых исследований и выявленных проблем стало очевидным то, что помещения дошкольного учреждения, проекты которых были разработаны в 70-х – 80-х гг., в некоторых случаях не соответствуют современным требованиям к организации жизни детей в детском саду.
Важным аспектом при разработке проекта является создание дизайна, соответствующего современным требованиям организации пространства, реализации воспитательно-образовательных задач детского сада, направленных на художественно-эстетическое развитие воспитанников и способствующих популяризации учреждения в районе и городе.
В федеральном образовательном стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к развивающей предметно-пространственной среде
[56]. В профессиональном стандарте педагога одной из компетенций педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающей специфику работы на дошкольном уровне образования, является участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации [55].

43
Таким образом, нормативно-правовые документы, применяемые в дошкольном образовании, прямо требуют участия педагогического коллектива в создании и обновлении предметного мира детского сада, в котором происходит социализация дошкольников.
Педагогическое проектирование предметно-пространственного компонента образовательной среды с точки зрения Ю.Г. Абрамовой,
М. Бубера, В.В. Давыдова, Г.А. Ковалева, В.А. Петровского и др. опирается на систему требований к его эффективной организации:
1) гетерогенности и сложности среды;
2) связности функциональных зон;
3) гибкости и управляемости среды;
4) обеспечении символической функции среды;
5) индивидуализированности среды
(непохожесть и неповторимость);
6) аутентичности среды (сообразность жизненным проявлениям).
В создании дизайн-проекта среды мы руководствовались положениями концепции развивающей предметной среды, разработанной учеными в центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством
С.Л. Новоселовой Развивающая предметная среда рассматривается нами как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика
(С.Л. Новоселова) [25].
Задачи Дизайн-проекта:
1. Оформить интерьер групповых помещений, помещений общего пользования (Познавательный центр, музыкальный зал, выставочные зоны входных групп дошкольного учреждения) позволяющий реализовать задачи общего и художественно-эстетического развития воспитанников.
2. Разработать и оборудовать помещения детского сада новым универсальным оборудованием
(модульными конструктами), предназначенным для совместной и самостоятельной деятельности


44 участников образовательных отношений, создающие возможность для организации игровой, художественно-творческой, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
3. Помочь детям полнее (комфортнее) и гармоничнее ощутить своё пребывание в учреждении, научиться соотносить себя с окружающей действительностью посредством использования возможностей цветовых решений среды как средства эмоционально-эстетического и психологического воздействия.
Ожидаемый результат
Создание и реализация Дизайн-проекта развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательный организации в виде сконструированного плана, в котором развивающая среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов, обеспечивающих целостность педагогического процесса и создающих окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.
Дизайн-проект создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду.
Дизайн-проект разработан на основе следующих подпроектов:
I. Библиотечный комплекс объединённый с медиатекой и дизайн- студией;
II. Музыкально-театрально-танцевальный комплекс;
III. Выставочные центры, входные группы в детский сад;
IV.Центры художественно-эстетического развития в групповых помещениях.
Разработка проекта включала следующие этапы:
1. Сбор информации и обследование среды.
2. Анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды.
3. Создание образа предметно-пространственной среды.

45 4. Планирование действий по разработке и реализации дизайн- проекта.
Поэтапное планирование мероприятий по реализации проекта представлена в таблице 2.
Таблица 2
Поэтапное планирование мероприятий по реализации проекта
Этапы работы
Содержание работы
Способы решения
1.Сбор информации и обследование среды.
Анализ архитектурно- планировочной структуры здания и помещений
Анализ экспертных карт
«Оценка соответствия РППС требованиям ФГОС ДО»
Работа над проектно- сметной документацией
Опрос педагогов
Заседание
Совета
МБДОУ с привлечением представителей родительских комитетов групп
2.Анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды.
Изучение специальной литературы: о влиянии цвета на психофизиологическое состояние человека.
Составление цветовой гаммы общих, учебных и игровых помещений.
Способы преобразования развивающей среды с учётом
ФГОС ДО
«Исцеляющий цвет»
(методика
Г.
Сташевской)
«Моделирование РППС в детском саду»
(методика
О.В.
Дыбиной)


46
Продолжение таблицы 2 3.
Создание образа предметно- пространственной среды.
Консультации с художниками-дизайнерами по вопросам цветового, светового и пространственного дизайна.
-
Разработка эскизов оформления помещений модульными конструктами студий, холлов, рекреаций
Изучение каталогов
Привлечение возможностей мебельных фирм
4. Планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта.
Анализ промежуточных результатов
Обсуждение наиболее удачных эскизов; отбор материалов для их реализации, выбор единого стиля в оформлении;
- выбор оптимально- приемлемых вариантов дизайна отдельных помещений, групповых комнат, кабинетов
Организация творческих групп педагогов по созданию образа пространственной среды
Деятельность творческих групп педагогов под руководством заместителя заведующего по ВМР по планированию реализации отдельных подпроектов
Базовыми взаимосвязанными компонентами дизайн-проекта созданного на базе ДОО стали центры художественно-эстетического развития групповых помещений, библиотечного комплекса, выставочные центры, входные группы в детский сад, обогащённые разработанными на базе учреждения модульными конструктами, позиционируемым нами как инновационное универсальное оборудование.

47
Модульный конструкт «Универсальная ширма»
Ширма предназначена для организации музыкальной, театрализованной, моделирующей, продуктивной, игровой деятельности, может служить для разграничения и выделения свободного пространства, позволяет сделать его «невидимым», камерным. Может быть использована: в музыкальном зале для организации спектаклей, утренников, зонирования пространства сцены, крепления декораций и украшений; в групповых помещениях для организации деткой деятельности
(самостоятельной и совместной со взрослыми).
Модульный конструкт имеет четыре секции:
1-я секция
– оснащена встроенным фланелеграфом для театрализованной и модулирующей деятельности, доской для рисования мелом, маркерами или фломастерами (есть возможность крепления к доске бумаги и рисования красками);
2-я секция – сцена для кукольного, настольного театра, оснащённая легко убирающимся, занавесом; откидная столешница для настольного театра и декораций. Внутри секция оборудована креплениями для кукол, костюмов и масок. Секция трансформируется в выход на сцену с микрофонами для организации сюжетно-ролевой игры «Концерт»;
1-я и 2-я секции скрепляются угловыми конструкциями для организации деятельности по коллекционированию в соответствии с календарно-тематическим планированием («Дары осени», «Выставка изделий из глины и стекла», «Выставка кукол», «Выставка старинных новогодних игрушек»). Угловые конструкции легко открепляются и выкатываются в общие помещения для организации выставок детских работ
(поделок, художественного конструирования, рисунков в нетрадиционной технике, коллажей фотографий по итогам тематических мероприятий);
3-я секция служит входом во внутреннее пространство ширмы, где можно устроить переодевания для показа мод, спектаклей, концертов;