Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 4-я секция - состоит из полок-витрин и полок с дверцами для хранения музыкально-шумовых игрушек, инструментов для элементарного музицирования. На полках можно разместить медиатеку, специально подобранную для организации детской исполнительской деятельности.
К секции пристроен столик-прилавок. Комплекс из полок-витрин и столика-прилавка позволяет организовать сюжетно-ролевые игры
«Музыкальный киоск»; «Театральное кафе-гостиная» (Приложение № 4).
Модульный конструкт «Библиотека»
Предназначен для организации детской деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора, коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
Модульный конструкт имеет следующие составные части:
- разноуровневые стеллажи
(абонемент), которые могут трансформироваться в зависимости от количества участников и форм работы с детьми. На стеллажах размещаются книги на уровне роста детей, а также предусмотрено место для табличек-маркеров, которые являются своеобразными путеводителями по книжному каталогу библиотеки. Данные таблички обеспечивают воспитанникам самостоятельный выбор книг.
- кафедра библиотекаря, является единым целым со стеллажами, но может использоваться отдельно в зависимости от видов деятельности.
Состоит из трёх частей: стол библиотекаря с массивной столешницей, что позволяет разместиться вокруг большому количеству детей, небольшой модульный стеллаж-полка, установленный на столешнице и являющийся органайзером библиотечного пространства (на стеллаже располагаются библиотечные журналы, куда записывается детская литература, выданная на дом), нижняя часть кафедры оборудована выставочной полкой, где располагается красочная информация для детей.
- модульный стеллаж (читальный зал) оснащён открытыми наклонными полочками.
Удобен для организации выставок энциклопедической и редкой литературы, тематических книжных выставок; в
49 нижней части стеллажа закрытые полки для хранения настольно-печатных игр, мозаик, дидактических игрушек.
Модульный конструкт «Библиотека» позволяет организовать сюжетно- ролевую игру «Библиотека», детско-родительские библиотечные часы в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ (Приложение
5)
Модульные конструкты для демонстрации результатов деятельности
(выставочные центры)
Выставочные модули проектируются для всех лестничных маршей, коридоров и рекреаций, по которым ежедневно проходят дети, персонал, родители.
Данные модули являются связующими артериями образовательного учреждения должно быть решены в едином стиле с учетом их назначения и дополнительных функций, которые могут сделать их важнейшим звеном в системе развивающей среды.
Библиотека. В образовательной организации библиотека занимает отдельное помещение и вместе с Дизайн-студией входит в состав
Познавательного цетра «Маленькие гении». Помещение оборудовано модульным конструктом «Библиотека».
Дизайн-студия организуется как система помещений и условий, способствующих художественно-эстетическому развитию ребенка в разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе конструирования. Дизайн- студия оснащена столами-мольбертами; рисовальными тумбами со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной художественной индивидуальной и коллективной деятельности.
Музыкально-театрально-танцевальный зал - это визитная карточка детского сада, самое торжественное помещение дошкольной организации, оснащённое современным оборудованием. Здесь проходят мероприятия для детей, родителей и сотрудников, решая задачи художественно-эстетического развития воспитанников они оказывают влияние на повышение имиджа
50 учреждения. Пространство музыкального зала, условно подразделяется на три зоны: рабочую, активную и спокойную.
Рабочая зона.
Предметно-пространственная среда разработана для создания условий для творческой продуктивной деятельность детей и предоставляет им возможность выразить свои эмоции с помощью красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Здесь используются выкатные столы-трансформеры с различным материалом – кисти, краски, карандаши, ножницы, клей, пластилин и т. д. Такая зона необходима для организации тематических и интегрированных занятий. Поэтому и предусмотрена возможность ее быстрой организации (трансформации).
На центральной стене в области рабочей зоны закреплена интерактивная доска, которая, по необходимости, может задвигаться специальными шторами. Также в зале используется переносной ЖК телевизор с большим экраном, оснащенный встроенным медиаплеером, позволяющим проигрывать файлы с внешних USB-устройств и карт памяти.
Активная зона.
В музыкальном зале активной зоной можно считается достаточно большое свободное пространство для организации музыкальной двигательной деятельности
(музыкально-ритмических движений, ритмопластики, игрового музыкально-двигательного творчества и т. д.)
В этой зоне нет громоздкой мебели и декораций. Декорации систематизируются и хранятся отдельно и используются по назначению на тематических мероприятиях и праздниках.
Спокойная зона.
Здесь организованы такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки.
Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию
51 музыки, зависит качество организации всех остальных видов музыкальной деятельности.
Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента и детских стульчиков, мольберта, на который можно закрепить наглядный материал, стеллажа и столика, для раздаточного материала или игрушек для организации игровой ситуации.
В музыкальном зале предусмотрено также зонирование шторами и кулисами, которое используется специфически в соответствии с планом музыкальных спектаклей, утренников и мероприятий.
В зале предусмотрены световые эффекты, используются светящиеся лазерные нити и шнуры.
Музыкальный зал оснащён необходимым оборудованием для организации детской музыкальной и исполнительской деятельности
(музыкальными инструментами по количеству воспитанников, игровым оборудованием, музыкально-дидактическими играми, раздаточным материалом, атрибутами для танцев).
В большом количестве используется наглядно-иллюстративный материал: альбомы по искусству, портреты композиторов, альбомы с репродукциями картин и др. Наличие репродукций, слайдов, альбомов по искусству обеспечивает синтез музыкального искусства с литературой, театром, живописью, архитектурой и скульптурой.
Создана и находится в процессе пополнения богатая костюмерная.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте.
Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в практике детского сада является следующая последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия обязательно приветствие, затем
52 музыкально-ритмические упражнения (движения), вслед за ними слушание музыки, затем распевание и пение, после этого музыкальная игра или танец.
Приветствие настроит детей на позитив, создаст атмосферу заинтересованности и активного участия.
Музыкально-ритмические упражнения (движения). Цель этих упражнений – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах. Ведь танец – всегда король на празднике! Как правило, на полу в музыкальном зале лежит большой ковер, а то и два. Но в ходе опроса музыкальные руководители говорили о том, что на ковре дети не могут правильно ориентироваться в танце. Для детей дошкольного возраста необходимы зрительные ориентиры. Поэтому все чаще ковер убирают из зала, а на полу, для ориентировки, рисуют метки. Для выполнения музыкально-ритмических упражнений (движений), в которых необходимо лежать на полу, используют легкие туристические коврики. Они не занимают много места и не собирают столько пыли, как ковры.
Слушание музыки. Самый важный и интересный вид музыкальной деятельности, он учит ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно – музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать. Обычно дети слушают музыку, сидя на стульчиках полукругом около музыкального инструмента или музыкального центра. А можно ведь слушать, сидя или лежа на тех же туристических ковриках, на них ребенок может принять удобную для себя позу, его не будут отвлекать соседи.
Распевание и пение. Оно развивает вокальные задатки ребенка и учит чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с музыкальным руководителем. Дети всегда поют с удовольствием. Поют дети, как правило, стоя полукругом около музыкального инструмента. Но в современных условиях, музыкальный инструмент можно поставить в любое место в музыкальном зале.
53
Музыкальные и музыкально-дидактические игры. Они направлены на развитие разных видов детского творчества, знакомят с детскими музыкальными инструментами, развивают память, фантазию и воображение, музыкально – сенсорных способности. Детские музыкальные инструменты есть во всех детских садах, но многие ли музыкальные руководители используют их на занятиях? Музыкальные инструменты можно выносить на небольших столиках. Конечно, это занимает много места, а в ДОУ, где совмещены музыкальный и спортивный залы это вообще практически невозможно.
Игра или пляска. Этот вид деятельности доставляет эмоциональное наслаждение ребенку, вызывает чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.
Структура музыкального занятия может и должна изменяться в зависимости от образовательных и воспитательных задач. Дети разных групп с разной степенью усваивают музыкальный материал, а также на усвоение материала влияет психофизиологическое состояние детей. В небольшое по времени занятие (например, в младшей группе оно идет всего 10 минут) невозможно провести все виды детской музыкальной деятельности, а еще необходимо соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость.
Любое музыкальное занятие музыкальный руководитель продумывает заранее, а чтобы оно было успешным, знакомит воспитателя с изучаемым материалом. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Любое музыкальное занятие должно обучать и развивать. Духовное творение личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.
Большой популярностью у родителей в ДОУ пользуются такие дополнительные платные услуги как театральная деятельность, хореография, вокальная студия, которые проводятся в обновленном музыкально зале.
54
Родители отмечают интересный дизайн зала при проведении праздников, воспитатели и специалисты ДОУ стремятся проводить в нем детские досуги. В целом сегодня, музыкальный зал самое востребованное помещение детского сада.
1 2 3 4 5
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования
В результате работы по проектированию предметно-пространственной среды, направленной на художественно-эстетическое развитие воспитанников была организована деятельность педагогического коллектива по следующим этапам: сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации дизайн-проекта.
В результате поэтапной деятельности был разработан и находится в процессе реализации
Дизайн-проект развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательный организации применительно к решению задач художественно-эстетического развития, включающий в себя взаимосвязанные компоненты: библиотечный комплекс, дизайн-студию, музыкально-театрально-танцевальный комплекс, выставочные центры, входные группы в детский сад, центральным из которых является музыкально-театрально-танцевальный комплекс.
Все компоненты Дизайн-проекта оснащены инновационными модульными конструктами, позволяющими интегрировать разные виды детской деятельности и обеспечивать возможность трансформируемости группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС.
Главная возможность Дизайн-проекта – обеспечение условий для художественно-эстетического развития воспитанников, для самореализации и самоопределения ребёнка в различных видах деятельности посредством самостоятельного моделирования окружающего пространства.
55
Результаты работы по разработке и реализации Дизайн-проекта показали, что грамотно организованная среда рассматривается педагогическим коллективом как важнейшая составляющая качества дошкольного образования в образовательной области художественно- эстетическое развитие.
Организован сбор данных о состоянии среды образовательной организации, направленной на художественно-эстетическое развитие дошкольников, на заседании педагогического совета были рассмотрены недостатки в организации предметной среды, и намечены пути для их устранения.
Дана характеристика элементам анализируемой деятельности в рамках среды образовательной организации, организована работа с полученной информацией на заседаниях творческих групп педагогов под руководством административного состава, произведена систематизация информации и сравнение с характеристикой анализируемой деятельности в рамках семинаров, методических часов, где педагоги систематизировали свои знания об основных характеристиках развивающей среды и её предметных, пространственных, организационно-смысловых и социально- психологических компонентах, с особенностями построения развивающей среды и её значением в функционировании ДОО.
На основании выводов специалистов руководству ДОО были предложены рекомендации по обогащению развивающей предметно- пространственной среды, направленной на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Проведенная работа способствовала повышению грамотности педагогов в части организации развивающей среды. Были обозначены цели и задачи по обогащению среды на следующий период, с соблюдением взаимосвязи между анализом результатов организации развивающей среды за прошедший год и планированием работы на новый учебный год. Был составлен план работы, по обогащению развивающей среды и возможности