Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56 своевременного внесения коррективов, который даст возможность административному составу конкретизировать и наглядно представить по всем блокам планируемые мероприятия.
Стоит отметить, что для разработки и реализации Дизайн-проекта были привлечены ресурсы социального партнёрства (дизайнеров, работников мебельных фирм).
После проведения повторного анкетирования была составлена сравнительная характеристика полученных результатов на начало и на конец исследования (Приложение № 6).
В процессе обсуждения результатов исследования были сделаны следующие выводы:
Проектирование и реализация Дизайн-проекта позволила организовать полифункциональную среду в группах, познавательном центре и музыкальном зале. Модульные конструкты и их детали гибко используются для организации музыкальной, исполнительской, творческой и игровой деятельности.
Создание в рамках реализации
Дизайн-проекта временно функционирующих зон и пространств библиотеки, дизайн-студии, музыкального зала позволяет воспитанникам одновременно заниматься различными видами деятельности, не препятствуя друг другу, что свидетельствует о повышение такого параметра как «трансформируемость среды».
Развивающая среда дошкольного учреждения стала более насыщенной, многофункциональными ширмами оборудованы три группы и музыкальный зал. Педагоги пополняют их новым оборудованием (играми, костюмами и атрибутами для спектаклей), расширяя при этом формы взаимодействия с воспитанниками.
В рамках созданного Дизайн-проекта воспитанникам обеспечена возможность свободной ориентации в знакомой среде с одной стороны, а с другой, закладывается возможность вносить новое, в соответствии с
57 календарно-тематическим планированием, образовательными задачами, временем года, возрастными особенностями детей.
Анализируя параметры среды на предмет ее вариативности,сравнивая результаты начального и конечного этапов анкетирования можно сделать однозначный вывод, что баллы по данному параметру выросли более чем в 2 раза.
В целом, подводя итог эмпирической части исследования можно сделать вывод о том, что проектированиепредметно-пространственной среды позволило обеспечить развивающий эффект в области художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста, посредством поэтапной разработки и реализации Дизайн-проекта с участием педагогического коллектива ДОО.
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты данного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы в работе уточнено понятие «развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательный организации», которае позиционируется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Систематизированы в существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации на основании которых можно считать, что в условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта.
Разработан и находится в процессе реализации Дизайн-проект предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в области художественно-эстетического развития дошкольников.
Предметный мир детства, по словам С.Л. Новосёлова, «это не только игровая среда, но шире среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто
59 вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия.
В настоящее время нельзя допустить депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это - серьезная угроза успеху реализации любой образовательной программы. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление» [40].
Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности) и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения, родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды. Это означает, что современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющей.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
60
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать.
Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.
Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.
Результаты проведенного исследования стали актуальны для деятельности дошкольного учреждения и получили в кругу педагогического коллектива широкое одобрение.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг задач создают условия для дальнейшего совершенствования педагогического процесса дошкольного учреждения, профессионального роста педагогов в области проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамова, Н.А., Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н.А.
Абрамова // Научный поиск. – 2015. – № 3.5. – С. 20-22.
2.
Аляутдинова, Р.Н. Мониторинг как основа модели управления качеством обучения в дошкольном учреждении [Текст] / Р.Н. Аляутдинова
//Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5.
С. 81 – 85.
3.
Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности [Текст] / О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-
1995.-№ 4. – С. 22-27.
4.
Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста [Текст]/ В.Ю. Алексеева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества:материалы VI международной научной конференции. Санкт-
Петербург, 2016. С. 74-77.
5.
Ахтырская, Ю.В. Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в контексте реализации ФГОС ДО (из практики работы ДОО «Организация предметно-пространственной среды») [Текст] / Ахтырская, Ю.В //
Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. –
2016. – № 1 (7). – С. 98-99.
6.
Бережнова, О. В., Проектируем основную образовательную программу дошкольного образования: организационный раздел [Текст]/
О.В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. –
2015. – № 5. – С. 18-32.
7.
Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного
62 становления младшего школьника в образовательной среде [Текст] автореф.дис…канд.пед.наук: Л.А. Боденко; – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 45 с.
8.
Вербенец, А. М., Особенности и условия развития дизайн- деятельности старших дошкольников [Текст]/ А. М. Вербенец// Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10. – С. 50-69.
9.
Виноградова, Н.А., Мониторинг в современном детском саду
[Текст] / Н.А. Виноградова. – ТЦ Сфера. – 2011. – 64 с.
10.
Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь [Текст]
/ В.Г. Власов – СПб., 1993. – 272 с.
11.
Гайдукевич, С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения [Текст]/ С.Е. Гайдукевич – Минск, 2006. –98 с.
12.
Галкина, И.П. Предметно-развивающая среда: модульный подход [Текст] / Галкина, И.П. // Обруч: образование, ребенок, ученик. –
2014. – № 4. – С. 7-10.
13.
Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-
Синтез. – 2006. – 128 с.
14.
Демидова, Е.Н. Организация развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]/ Е.Н.Демидова // Инновации в современной науке
Материалы VII Международного зимнего симпозиума. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 83-86.
15.
Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста
[Текст] / Т.Н. Доронова – М: Детям XXI века. – 2005. – 62 с.
16.
Елетина,
Е.В.
Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада [Текст]/ Е.В. Елетина // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 1 (8). – С. 126-129.
63 17.
Загребина, Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ [Текст] / Е. В. Загребина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – № 9. – С. 47-55.
18.
Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А.
Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.– С. 320 .
19.
Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А.
Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.:
Федеральный институт развития образования. – 2014 . – 96 с.
20.
Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций [Текст] /
И.О. Карелина – Рыбинск: филиал ЯГПУ, – 2002. – С. 71.
21.
Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого- педагогических знаний студентов [Текст] / Л.П. Качалова // Педагогика. –
2000. – № 9. – 60–65 с.
22.
Кларина, Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников [Текст] / Кларина Л. М. – СПб. – 1999. – С.144 23.
Киселева,
Т.В.
Особенности организации предметно- развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст]
//Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества материалы V Международных социально- педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург,
2013. С. 99-107.
24.
Концепция дошкольного воспитания (16 июня 1989 г.) [Текст]
25.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) 17 июня 2003 г. [Текст]
64 26.
Кох, И.Э. Основы сценического движения. [Текст] Учебник / И.
Э. Кох. – Изд-е 2-е, испр. – СПб. : Планета музыки. – 2010. – 512 с.
27.
Красильникова, Л.В. организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях решения задач инклюзивного образования [Текст] / Л.В.Красильникова // Вестник
Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 27.
28.
Крежевских, О.В. Развитие технологии ретроинноваций в теории и практике среды дошкольной образовательной организации [Текст]
/Крежевских, О.В. // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 129-
134.
29.
Кузьмин, С. В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования [Текст] / C. В. Кузьмин. – М: Обруч. – 2010. – 128 с.
30.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры
[Текст] / А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В 2 т. –
М., 1983. – Т. 1. – С. 57-67.
31.
Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст]/ С.В. Кузьмин.
– М: Интеллект – Центр. – 2005. – 424 с.
32.
Макарова, А.В. Модель построения предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС дошкольного образования [Текст]/А.В.
Макарова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – №3
(4). – С. 260-262.
33.
Максимова, Г.Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития [Текст] /Г.Ю. Максимова, Л.Г. Русова //
Актуальные проблемы педагогики. Вып.4. –Владимир, – 2000. – С.29-39.
34.
Методика музыкального воспитания в детском саду:
«Дошкольное воспитание» [Текст] / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.
Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение. –1989. – 270 с.
65 35.
Микляева, Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ.: серия Библиотека Воспитателя [Текст] / Н. В. Микляева. –
М.: ТЦ Сфера. – 2012. – 128 с.
36.
Мчелидзе, Н.Б. История дошкольной зарубежной педагогики
Хрестоматия, Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по специальности
«Дошкольная педагогика и психология» [Текст]/ Сост. Н.Б. Мчелидзе. А.А.
Лебеденко. – М. Просвещение, 1974.
37.
Назмутдинова, А.Р. Формирование художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Назмутдинова //
Технологическое образование в школе и вузе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 2016. с. 79-83.
38.
Немыкина, Г.В., Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
ДО [Текст] / Г.В. Немыкина // Новое слово в науке: перспективы развития. -
2015. – № 1 (3). – С. 67-69.
39.
Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В.
Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2009. – 128 с.
40.
Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс
Пресс. – 2007. – 119 с.
41.
Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании [Текст]/ А.А. Орлов // Педагогика. – 1996. – №3. – 9 – 15 с.
42.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ( пилотный вариант) [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf