Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
66 43.
Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста.
Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в
Москве [Текст] / Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение. – 1982. –
274 с.
44.
Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т.
Стрелкова. – М.: Новая школа, 1993. – С.102.
45.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.11.2011 № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151» [Текст]
46.
Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403
«О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» [Текст]
47.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.11.2011 года № 03-877 «О реализации приказа
Минобрнауки России от 20.07.2011 года №2151» [Текст]
48.
Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Погодина – М., Академия, 2010. –
С. 467.
49.
Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. –
2-е изд., доп. – М: Издательство Юрайт. – 2011. – 574 с.
50.
Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада [Текст] / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. –
2001. – № 1.
51.
Полякова, М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада [Текст] /М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика. – 2001. – № 1.
67 52.
Попов, В. Г., Мониторинг развития региональной системы образования [Текст] / В. Г. Попов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 2. – 30 с.
53.
Попова, Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников [Электронный ресурс]
/ Е.В. Попова. – http://festival.1september.ru/articles/579328/
54.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Текст] //
Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
55.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013
№ 30384) [Текст] // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
56.
Профессиональный стандарт педагога. [Текст]
57.
Пятница, Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения.
[Текст] / Т.В. Пятница – Мозырь, ООО «ИД Белый ветер», 2009. – С.291.
58.
Радуга. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под редакцией Е.В.
Соловьёвой.: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf.
59.
Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений : из опыта работы [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс. – 2003 . – 192 с.
60.
Рыжова, Н.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс. –
2004. –174 с.
61.
Сафонова, О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении [Текст] / О.А. Сафонова // Управление ДОУ. – 2002. – № 6. – С.
72-83.
68 62.
Сергеева, Г. В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования [Текст] / Г. В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 82-91 63.
Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №4. –
С. 18-24.
64.
Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова, Е.
Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – №3. – С. 5.
65.
Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Введение. Часть первая:
Типология развивающих материалов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – №1. – С. 5.
66.
Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть вторая: Методика диагностики предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова, Е.
Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. – №5. – С. 5.
67.
Смирнова Е. Организация предметной игровой среды в детском саду. [Текст] / Е. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – №2. – С.22 68.
Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. A.M.
Прохорова. 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 1263.
69.
Стандарты и мониторинг в образовании. [Текст] – 2000. – № 2. –
С. 30.
70.
Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам [Текст] / П.И. Третьяков. – М: Издательство «УЦ
«Перспектива». – 2009. – 492 с.
69 71.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Текст].
72.
Указ Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года № 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от
7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан российской федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая
2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" [Текст].
73.
Успех. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под редакцией Н.В.
Фединой.: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf
74.
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. [Текст]
/ К.Д Ушинский– М.: Педагогика. – 1988. – 414 с.
75.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Текст].
76.
Хараш, А. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура [Текст]. / А. У. Хараш //
Психология в вузе. – 2014. – № 1. – с. 53-85.
77.
Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях [Текст]. / В.С. Черепанов. – М.: Педагогика, – 1989. – 152 с.
70 78.
Черноушек, М. Психология жизненной среды. [Текст] / М.
Черноушек – М.: Мысль, 1989. – с.155-156.
79.
Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст].
/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство. –
1998. – 354 с.
80.
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]. /В.А. Ясвин. – М.: Смысл. – 2001. – 365 с.
71
Приложение № 1
1 2 3 4 5
Экспертная оценка предметно-пространственной среды детского сада
Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на вопросы и оценить предметно-пространственную среду детского сада по пятибалльной шкале. параметр баллы
Насыщенность
1
Оснащенность групп и залов современными средствами обучения (ТСО)
1 2
3 4
5 2
Наличие в группах и залах разнообразного оборудования, инвентаря, игрушек
1 2
3 4
5
Трансформируемость
3
В группах и залах созданы условия для построения непересекающихся сфер активности детей
1 2
3 4
5 4
Предметно – пространственная среда в группах и залах может легко трансформироваться в зависимости от игровых ситуаций
1 2
3 4
5
Полифункциональность
5
Разнообразно используются для игры и занятий предметы, игрушки, оборудование
1 2
3 4
5 6
Интерьер и эстетика групп и залов создают комфорт и уют
1 2
3 4
5
Вариативность
7
Задействованы все функциональные помещения для игр и творчества
1 2
3 4
5 8
Происходит ли смена игрового материала в группах и залах
1 2
3 4
5
Доступность
9
Все предметы группы и залов доступны детям для игр.
1 2
3 4
5 10 Имеется возможность для проявления половозрастных интересов (игрушки для мальчиков и игрушки для девочек)
1 2
3 4
5
Безопасность
11 Предметная среда безопасна для физического здоровья детей.
1 2
3 4
5 12 Предметная среда комфортна для эмоционального и психического состояния детей
1 2
3 4
5
Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на вопросы и оценить предметно-пространственную среду детского сада по пятибалльной шкале. параметр баллы
Насыщенность
1
Оснащенность групп и залов современными средствами обучения (ТСО)
1 2
3 4
5 2
Наличие в группах и залах разнообразного оборудования, инвентаря, игрушек
1 2
3 4
5
Трансформируемость
3
В группах и залах созданы условия для построения непересекающихся сфер активности детей
1 2
3 4
5 4
Предметно – пространственная среда в группах и залах может легко трансформироваться в зависимости от игровых ситуаций
1 2
3 4
5
Полифункциональность
5
Разнообразно используются для игры и занятий предметы, игрушки, оборудование
1 2
3 4
5 6
Интерьер и эстетика групп и залов создают комфорт и уют
1 2
3 4
5
Вариативность
7
Задействованы все функциональные помещения для игр и творчества
1 2
3 4
5 8
Происходит ли смена игрового материала в группах и залах
1 2
3 4
5
Доступность
9
Все предметы группы и залов доступны детям для игр.
1 2
3 4
5 10 Имеется возможность для проявления половозрастных интересов (игрушки для мальчиков и игрушки для девочек)
1 2
3 4
5
Безопасность
11 Предметная среда безопасна для физического здоровья детей.
1 2
3 4
5 12 Предметная среда комфортна для эмоционального и психического состояния детей
1 2
3 4
5
72
Уровни оценки параметров: от 1 до 5 - низкий от 6 до 8 - средний от 9 до 10 - высокий
Продолжение таблицы
Активность (чего по-вашему не хватает для высокого результата )
13 Взаимодействие с элементами предметно – пространственной среды в группах и музыкальном и физкультурном залах побуждает детей к творчеству и самостоятельности?
1 2
3 4
5 14 Создано ли в группах и залах общее психическое пространство, побуждающее активность к общению между детьми и взрослыми?
1 2
3 4
5
73
Приложение № 2
Оценка соответствия РППС требованиям ФГОС ДО. Возрастная группа - _______
(баллы: 0 – не соответствует, 1 – частично соответствует, 2 – полностью соответствует)
Требование к РППС, сформулированные во ФГОС ДО
Комментарии
Оценка
(0, 1, 2)
Нас ыщ ен но сть
Соответствие возрастным особенностям
Соответствие содержанию программы
Социально-коммуникативноеразвитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Обеспечение активности в разных видах деятельности
Поддержка инициативы и самостоятельности
Обеспечение эмоционального благополучия
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие худ.литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный быт.труд
Конструирование из разного материала
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная
Всего баллов
Тр анс ф
ор м
ир уе м
ос ть
Возможность изменения в соответствии с образовательной ситуацией, интересами и потребностями детей
Материалы для сюжетно-ролевых игр
Материалы для познавательной активности
Материалы для продуктивной деятельности
Материалы для двигательной активности
Настольно-печатные и развивающие игры
Материалы для экспериментирования
Материалы для отдыха
Всего баллов
П
ол иф ун кц ио на ль но ст ь
Возможность разнообразного использования составляющих среды
Маркеры пространства
Предметы заместители
Наличие сборно-разборной мебели
Наличие модулей
Всего баллов
В
ар иат ив но сть
Возможность обеспечения свободы выбора пространства и материалов
Обоснованность периодичной сменяемости материалов
Сменяемость материалов
Учет интересов детей
Гендерный аспект
Событийный подход
Комплексно-тематический подход
Учет климатических явлений
Учет региональных особенностей
Всего баллов
74
Продолжение таблицы
Д
осту пн о
сть
Доступность для детей, в том числе детей с ОВЗ
Учет особенностей детей ОВЗ
Обеспечение доступности на уровне глаза, руки
Всего баллов
Б
ез оп ас но сть
Требованиям
СанПин
Обеспечение безопасности жизни и здоровья
Ростовые показатели (мебель, доска и т.п.)
Закрепленность крупногабаритной мебели
Освещенность
Бактерицидное оборудование
Всего баллов
75
Приложение № 3
Итоговый протокол экспертизы предметно-пространственной среды
детского сада на начальном этапе опытно-поисковой работы
Заместитель заведующего по ВМР:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
6
Трансформируемость
8
Полифункциональность
7
Вариативность
3
Доступность
9
Безопасность
10
Активность
7
Методист:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
9
Трансформируемость
8
Полифункциональность
8
Вариативность
6
Доступность
9
Безопасность
10
Активность
9
Музыкальный руководитель:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
4
Трансформируемость
8
Полифункциональность
9
Вариативность
3
Доступность
7
Безопасность
10
Активность
6
Инструктор физического воспитания:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
6
Трансформируемость
8
Полифункциональность
9
Вариативность
4
Доступность
8
Безопасность
10
76
Педагог – психолог:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
7
Трансформируемость
6
Полифункциональность
9
Вариативность
3
Доступность
9
Безопасность
10
Активность
7
Учитель – логопед:
Параметр высокий средний низкий
Насыщенность
9
Трансформируемость
7
Полифункциональность
9
Вариативность
4
Доступность
9
Безопасность
10
Активность
7
77
Приложение № 4
Рабочая схема модульного конструкта «Многофункциональная ширма»
1.
Встроенный фланелеграф для театрализованной и модулирующей деятельности, доска для рисования.
2.
Сцена для кукольного, настольного театра, оснащённая легко убирающимся, занавесом.
3.
Откидная столешница для настольного театра и декораций.
4.
Угловая конструкция для организации деятельности по коллекционированию в соответствии с календарно-тематическим планированием.
5.
Входом во внутреннее пространство ширмы.
8 7
6 5
4 3
2 1