Файл: Влияние факторов внешней среды на развитие патологического процесса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проявления кинетозов зависят от степени возбудимости вестибулярного аппарата и обычно слабо выражены у людей с пониженной чувствительностью вестибулярного аппарата (старики, дети, люди с врожденной глухонемотой).
Устойчивость к кинетозам можно повысить тренировкой вестибулярного аппарата, тормозящей безусловные вестибулярные рефлексы. Тренировка может быть активной (гимнастические, акробатические упражнения, фигурное катание, катание на коньках и т. д.), пассивной - (вращение на центрифугах, кресле Барани и т. д.) и смешанной.
Лабораторный практикум
Задание 3. Исследование вестибулярных и вегетативных реакций у человека при вращательной пробе в кресле Барами
Необходимое оборудование на 1 рабочее место:
1. Кресло Барани.
2. Сфигмотонометр (для измерения артериального давления).
3. Фонендоскоп.
Ход исследования:
Исследования проводят у человека. Испытуемый садится в кресло Барани, где у него измеряют артериальное давление, подсчитывают пульс, проверяют отсутствие нистагма, проводят пальце-носовую пробу (испытуемый с закрытыми глазами указательным пальцем должен дотронуться до кончика носа). Результаты измерений и исследований заносят в таблицу 2.
Таблица 2
Тесты | До вращения | После вращений | |
тотчас | через 2 мин. | ||
Пульс Артериальное давление Пальце-носовая проба Нистагм Отклонения туловища в сторону Субъективные ощущения | | | |
Затем испытуемый наклоняет голову вперед (под углом 90°), закрывает глаза, кресло вращают слева на право со скоростью 1 оборот за 2 сек, (рис. 20). Производят 10-15 оборотов. В тот момент когда кресло останавливают, испытуемый должен поднять голову, провести пальце-носовую пробу и, открыв глаза, фиксировать взгляд на какой-нибудь точке. При этом может появиться горизонтальный нистагм. Затем измеряют артериальное давление и подсчитывают пульс 2 раза с интервалом между измерениями в 2 мин. Результаты наблюдений заносят в таблицу.
Наблюдаемые реакции подвергают анализу с точки зрения их патогенеза.
Задание 4. Исследование влияния радиального ускорения на поведение и состояние мышей.
Необходимые животные и оборудование на 1 рабочее место:
-
Мыши – 2 гол. -
Ручная центрифуга -
Марлевые мешки для мышей.
Ход исследования:
Мышей помещают в мешки, которые укрепляют на центрифуге. Вращают мышей в течение 10 сек. со скоростью 2-3 оборота в сек. После этого мышей быстро извлекают из мешков и помещают на демонстрационный стол. Наблюдают их «манежное» поведение, т.е. движение по кругу.
Выясняют патогенез этого явления.
Задание 5. Наблюдение оптокинетического нистагма у человека.
Необходимое оборудование на 1 рабочее место:
1. Барабан от кимографа.
2. Лента из чередующихся черных и белых полос шириной в 3 см, наклеенная на барабан.
Ход исследования:
Исследование проводят у человека. Испытуемого усаживают на расстоянии 50 см от барабана, на котором наклеена лента, состоящая из чередующихся черных и белых полос. Вращают барабан со скоростью 10 оборотов за 20 сек. У испытуемого возникает нистагм, противоположный вращению барабана.
Анализируют патогенез возникновения этого вида нистагма и рассматривают его рефлекторный путь.
Контрольные вопросы:
-
Современное представление о роли причин и условий в развитии болезни. -
Классификация этиологических факторов -
Понятие о патогенезе и саногенезе. Понятие о ведущем звене патогенеза. Изменение основного звена патогенеза в динамике заболеваний. Причинно-следственные отношения в патогенезе, понятие о “порочном круге”. -
Влияние на организм пониженного и повышенного атмосферного давления. -
Горная болезнь, механизм развития, отличия от высотной болезни. -
Кессонная болезнь, механизм развития. -
Понятие о кинетозах, виды кинетозов. Особенности действия различных видов ускорений на организм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патологическая физиология. Учебник. (Под. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова)//М.:Триада -Х, 2001, С. 30-37.
2. Патофизиология. Учебник для мед.вузов /Под ред.В.В.Новицкого и Е.Д.Гольдберга.-Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. -С.31-37.
3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 1.- С 37-49.
4. Адо А.Д., Новицкий В. (ред). - Патологическая физиология (учебник) //Томск, 1994. - С. 18-50.
5. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. - Основы общей патологии //С-Пб., 1999. - С. 26-46.
6. Экспериментальные модели в патологии: курс лекций/В.А. Черешнев, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева; Перм ун-т. – Пермь, 2006.- 190с.
7. Горизонтов П.Д., Сиротинин Н.Н. (ред) - Патологическая физиология экстремальных состояний (монография) //М., 1973. - С. 36-70.
8. Ефремов А.В., Порядин Г.В. - Основные понятия общей патофизиологии (методическое пособие) //М., 2000. - С. 8-10.
9. Коваленко Е.А., Лосев Н.И. - О проблеме болезни невесомости //Патофизиология и экспериментальная терапия. - 2000. - №2. - С. 9-12.
10. Вопросы тестового контроля и ситуационные задачи по патофизиологии (для студентов лечебного и педиатрического факультетов) //Оренбург, 2000. - С. 3-5.
11. Патофизиология в вопросах и ответах:- Учебное пособие. Под ред. проф.О.В. Молоткова.- Смоленск: САУ.-1999.- С. 47-64.