Файл: Рабочая программа математического кружка Развивайка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 6-7 лет.
№ | Тема занятия | Программное содержание |
1 | «Где находится предмет?» | Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве |
2 | «Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. |
3 | «Раздели на группы» | Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. |
4 | «Засели домики» | Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. |
5 | «Какой по счету?» | Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. |
6 | «Раздели на части» | Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. |
7 | «Чего больше?» | Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры |
8 | «Больше или меньше?» | Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. |
9 | «Мы исследователи» | Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. |
10 | «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». | Цель: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. |
11 | «Магазин» | Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства. |
12 | «Создай картину » | Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. |
13 | «Который час?» | Цель: развивать умение определять время по часам. |
14 | «По линеечке шагаем» | Цель: развивать умение по линейке решать примеры. (слева на право – сложение, с право на лево вычитание) |
15 | «Что за чем следует?» | Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. |
16 | «Найди клад» | Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. |
17 | «Путешествие белочки» | Цель: Развивать умение ориентироваться в по таблице в леточку. |
18 | «Назови слова с противоположным значением» | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д. |
19 | «Волшебная линеечка» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). |
20 | «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. |
21 | «Составь задачу по картинкам» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. |
22 | «Реши задачу» | Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. |
23 | «Найди спрятанную игрушку » | Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку. |
24 | «Что за чем следует» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели |
25 | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). |
26 | «Соберем грибочки» | Цель: развивать умение выполнять арифметические действие на сложение и вычитание. Знакомить со способами вычислений. |
27 | «Отправим письмо» | Цель: закрепить умение выполнять арифметические действие на сложение и вычитание. Закреплять способы вычислений. |
28 | «Нарядим ёлочку» | Цель: закрепить умение выполнять арифметические действие на сложение и вычитание. Закреплять способы вычислений. |
29 | «Заселим птичек в домики» | Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. |
30 | «Работаем в тетради» | Цель: закреплять умение ориентироваться в тетради, выполнять задания. |
31 | «Работаем в тетради» | Цель: закреплять умение ориентироваться в тетради, выполнять задания. |
32 | «Зеркало» | Цель: закреплять умение дорисовывать рисунок, ориентироваться по клеточкам. |
33 | «Продолжи узор» | Цель: закреплять умение дорисовывать рисунок, ориентироваться по клеточкам. |
34 | Развлечение «Путешествие в волшебный мир математики» | Цель: закрепление изученного материала. |
35 | Развлечение «Математическая викторина» | Цель: закрепление изученного материала. |
36 | Мониторинг | |
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-7 лет:
-
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. -
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям. -
Считать до 10 и дальше. -
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10. -
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. -
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) -
Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения. -
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом. -
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей. -
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение. -
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие. -
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира. -
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями. -
Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
-
Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Программа обучения математике реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
-
изучение нового материала; -
закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей; -
проверочные занятия (в конце полугодия); -
комплексные.
Занятия по математике структурно выглядят так:
-
организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей); -
постановка цели занятия; -
организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии; -
анализ деятельности детей; -
подведение итогов занятия.
- 1 2 3 4
Приемы и методы организации.
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);
- практический (игра, упражнения).
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
-
Дидактический материал.
Дидактические игры:
Дидактический материал:
-
палочки Кюизенера -
блоки Дьенеша -
рабочие тетради дошкольника (тетрадь в крупную клетку 1 год обучения, тетрадь в мелкую клетку 2 год обучения) -
геометрическое лото; -
плакаты «Геометрические фигуры», «Мы считаем», «Состав числа»; -
игры «Соберем грибы», «Пчелки и улей», «Соберем цветок»(решение примеров и задач), «Веселый поезд», «Числовые домики» (состав числа) -
счетные палочки, таблицы к счетным палочкам
Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.
-
Техническое оснащение занятий.
-
демонстрационная магнитная доска; -
музыкальный центр, аудиоматериалы, презентации; -
шкафы для хранения дидактических и методических пособий; -
ноутбук; -
интерактивная доска
Дидактические игры.
Старшая группа.
« Количество и счет»
1. Дидактическая игра. «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
2. Дидактическая игра: «Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
3. Дидактическая игра: «На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
4. Дидактическая игра: «Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.
Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
5. Дидактическая игра: «Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»