Файл: Технологическая карта занятия Предназначение Семейный бюджет Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта занятия
Предназначение: Семейный бюджет
Цель: Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и расходы, составлять семейный бюджет.
Задачи:
-
Узнать источники семейного бюджета -
Содействовать формированию разумного финансового поведения (разумные траты); -
Сравнивать доходы и расходы, принимать решения.
Методы:
Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения занятия: Урок открытия новых знаний
Форма организации деятельности учащихся: Фронтальная, парная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)
Участники: ученики 8 класса
Ведущий: учитель
Время проведения: 45 минут
Оборудование: Презентация, Фотоматериал, https://la-ricerca.it/repmanadvisory/financial_reserve.html, https://vse-dengy.ru/semeiny-budzhet/finansovaya-podushka-bezopasnosti.html, http://homeclass.ru/finansy/semeynyy-byudzhet.html ,дидактический материал (рабочая карта урока, карты с заданиями, наглядный материал, фонограмма для «Акселеративной паузы»).
Планируемые результаты:
Предметные умения:
-
Понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности».
-
Уметь различать типы семейного бюджета. Составлять семейный бюджет, рассчитывая доходы и расходы семьи.
Личностные УУД:
-
Осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.
Регулятивные УУД:
-
Планировать свою деятельность под руководством учителя; -
оценивать свою работу и работу одноклассников; -
работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
-
Извлекать и анализировать информацию; -
добывать знания из разных источников; -
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД:
-
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
№ п/п | Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя и старшеклассников | Деятельность учащихся | Время (мин) |
1. | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу | Оценивание своей готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, активное слушание, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Выполняют задание. | 5 |
2. | Подготовительный этап | «С самого рождения человек стремится вверх, от самого простого – к самому сложному. -Шаг за шагом, ступенька за ступенькой маленький человек топает по этой бесконечной череде ступеней в лестнице жизни». - Как вы понимаете эти слова? - А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине знаний, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?. (Слайд 1) | (Слайд 4) Знакомит с задачами урока: 1)узнать, что такое семейный бюджет; 2)научиться различать типы семейного бюджета; 3)научиться рассчитывать доходы и расходы. | Формулируют тему урока, цель, проговаривают задачи. Работают в карте урока. | 7 |
3. | Основной этап | Учащимся предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы. (Приложение 1) (Слайды 5-7) Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». | Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности». Организует работу (в парах) по заполнению таблиц: «Расходы», «Доходы» на примере данной семьи. (Приложение 2) Предлагает группам игру «Умный шопинг». Предлагает работу в группах. Задача группы: составить семейный бюджет, определить к какому типу относится данный бюджет. (Приложение 3) | Выполняют задания. Оценивают работу в парах. | 26 |
4. | Рефлексия Итоги | Проверка и самооценка результатов своей деятельности на уроке | Предлагает заполнить карты самооценки. (Приложение 4) Обращается к учащимся. - Вспомним тему, цель урока. Что вы сделали для того, чтобы достичь цели урока (повторяют задачи). Как оценили свою работу? | Оценивают работу в группах по эталону. Заполняют карты самооценки. Отвечают на вопросы. | 7 |
Приложение 1
В одном городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
«Так, разберёмся», - сказал отец. Велосипед стоит 6 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: «Доходы». «Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».
– Ежемесячно на работе я получаю 25 000 рублей.
– Мама получает 18 000 рублей.
- Бабушка получает пенсию 12000 рублей».
Тут папа вспомнил, что починил соседу телевизор и получил вознаграждение 1000 рублей.
Доходы:
Зарплата папы: 25 000 рублей.
Зарплата мамы: 18 000 рублей.
+ Пенсия бабушки: 12 000 рублей.
Вознаграждение: 1 000 рублей.
_________________________
Итого: 56 000 рублей.
Ура! Обрадовалась Вера. На эти деньги можно купить не только велосипед. А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»
Расходы:
Продукты – 25 000 рублей.
Оплата обедов – 2 000 рублей.
Оплата за воду, свет, газ - 4500 рублей.
Оплата за детский сад – 3000 рублей.
Расходы на лекарства – 1 000 рублей
Мобильная связь и интернет – 2000 рублей
Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.
Абонемент в тренажерный зал – 3 000 рублей
Кино, игрушки, новый коврик в прихожую – 3 000 рублей
___________________________________________
Итого: 45300 рублей.
Папа из числа 56 000 отнял число 45 300, и получилось? (10 700).
Вера обрадовалась и сказала: «Осталось ещё велосипедных 10 700 рублей». «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения», - сказал папа. «Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты», - сказала мама. «Хорошо», - сказал папа, «На 6 000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение».
Приложение 2
Задание №1. Заполните таблицу «Доходы семьи»
Регулярные доходы семьи | Нерегулярные доходы семьи |
| |
Задание №2. Заполните таблицу «Расходы семьи»
Обязательные расходы семьи | Необязательные (непредвиденные) расходы семьи | Неразумные (лишние) расходы семьи |
| | |
Приложение 3
Задание №3. 1 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Алексеевых
Семья состоит из семи человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – ученица 3 класса и два сына – учащиеся 6 и 11 классов. В текущем месяце дедушка вставил зубы, заплатив за услуги стоматолога 30 000 рублей. Дедушкина пенсия составляет 25 000 рублей, а бабушкина 10 000 рублей. В конце месяца папа, получив зарплату 40 000 рублей, заплатил за свет, воду, газ и отопление 12 000 рублей. А мама, получив зарплату 30 000 рублей, купила проездные на автобус на 3 000 рублей и бытовую химию на 5 000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 35 000 рублей. В начале месяца у мамы порвались сапоги и она купила новые за 10 000 рублей. Ещё в этом месяце дедушка выиграл лотерею 15 000 рублей. И дети попросили часть денег на подарки: внучка - новую куклу за 1500 рублей и платье за 2000 рублей, младший внук – новую компьютерную игру за 2 500 рублей, а старший внук попросил денег на телефон, интернет и кинотеатр в размере 2000 рублей. Также семья в текущем месяце потратила 2000 рублей на сотовую связь.
Семейный бюджет | ||||
Доходы | Расходы | |||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого: | Итого: | |||
Тип бюджета: |
Задание №3. 2 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Борисовых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама и два сына, младший – ученик 10 класса, старший – студент медицинского института. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию в размере 12 000 рублей каждый. Старший сын сдал сессию на отлично и получил стипендию 15 000 рублей. На эти деньги он купил кроссовки и куртку себе и младшему брату. Папа, получив зарплату 50 000 рублей, заплатил за коммунальные услуги 10 000 рублей. Мама после своей зарплаты (25 000 руб.) купила бытовой химии на 2000 рублей и проездные билеты на автобус на 2000 рублей. В середине месяца бабушка продала саженцы на 2000 рублей, и младший внук попросил у неё 900 рублей на новые наушники. Ещё за этот месяц семья потратила 30 000 рублей на продукты питания, 2 500 рублей на телефон и интернет, 20 000 рублей в центре развлечений.
Семейный бюджет | ||||
Доходы | Расходы | |||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого: | Итого: | |||
Тип бюджета: |
Задание №3. 3 группа
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Васильевых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – выпускница 11 класса, сын – ученик 5 класса. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию по 10 000 рублей. Папа, в свободное от работы время, играет в компьютерные игры и в этом месяце он приобрёл более мощную видеокарту за 16 000 рублей. Зарплата папы составляет 28 000 рублей, а мама получает 20 000 рублей. Но в этом месяце мама сверх зарплаты получила премию в размере 5 000 рублей. После получки папа заплатил за свет, воду, газ и отопление 15 000 рублей. В текущем месяце на продукты питания семья потратила 30 000 рублей, на бытовую химию – 5000 рублей, на сотовую связь и интернет – 5 000 рублей и на проездные билеты – 2000 рублей.
Семейный бюджет | ||||
Доходы | Расходы | |||
Регулярные | Нерегулярные | Обязательные | Необязательные | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого: | Итого: | |||
Тип бюджета: |