Файл: Технологическая карта занятия Предназначение Семейный бюджет Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта занятия

Предназначение: Семейный бюджет

Цель: Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и расходы, составлять семейный бюджет.

Задачи:

  1. Узнать источники семейного бюджета

  2. Содействовать формированию разумного финансового поведения (разумные траты);

  3. Сравнивать доходы и расходы, принимать решения.

Методы:

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения занятия: Урок открытия новых знаний

Форма организации деятельности учащихся: Фронтальная, парная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)

Участники: ученики 8 класса

Ведущий: учитель

Время проведения: 45 минут

Оборудование: Презентация, Фотоматериал, https://la-ricerca.it/repmanadvisory/financial_reserve.html, https://vse-dengy.ru/semeiny-budzhet/finansovaya-podushka-bezopasnosti.html, http://homeclass.ru/finansy/semeynyy-byudzhet.html ,дидактический материал (рабочая карта урока, карты с заданиями, наглядный материал, фонограмма для «Акселеративной паузы»).

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  1. Понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности».

  • Уметь различать типы семейного бюджета. Составлять семейный бюджет, рассчитывая доходы и расходы семьи.

Личностные УУД:

  • Осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • Извлекать и анализировать информацию;

  • добывать знания из разных источников;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата.


Коммуникативные УУД:

  • Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

п/п

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя и старшеклассников

Деятельность учащихся

Время

(мин)

1.

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой учащихся на работу


Оценивание своей готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, активное слушание, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Выполняют задание.


5

2.

Подготовительный этап

«С самого рождения человек стремится вверх, от самого простого – к самому сложному. -Шаг за шагом, ступенька за ступенькой маленький человек топает по этой бесконечной череде ступеней в лестнице жизни». - Как вы понимаете эти слова? - А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине знаний, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?. (Слайд 1)


(Слайд 4)

Знакомит с задачами урока:

1)узнать, что такое семейный бюджет;

2)научиться различать типы семейного бюджета;

3)научиться рассчитывать доходы и расходы.

Формулируют тему урока, цель, проговаривают задачи.

Работают в карте урока.

7

3.

Основной этап

Учащимся предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы. (Приложение 1)

(Слайды 5-7)

Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности».


Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный, «подушка финансовой безопасности».

Организует работу (в парах) по заполнению таблиц: «Расходы», «Доходы» на примере данной семьи. (Приложение 2)
Предлагает группам игру «Умный шопинг».

Предлагает работу в группах.

Задача группы: составить семейный бюджет, определить к какому типу относится данный бюджет. (Приложение 3)


Выполняют задания.

Оценивают работу в парах.


26


4.

Рефлексия

Итоги

Проверка и самооценка результатов своей деятельности на уроке

Предлагает заполнить карты самооценки.

(Приложение 4)

Обращается к учащимся.

- Вспомним тему, цель урока. Что вы сделали для того, чтобы достичь цели урока (повторяют задачи). Как оценили свою работу?

Оценивают работу в группах по эталону. Заполняют карты самооценки.
Отвечают на вопросы.


7




Приложение 1

В одном городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

«Так, разберёмся», - сказал отец. Велосипед стоит 6 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: «Доходы». «Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».

– Ежемесячно на работе я получаю 25 000 рублей.

– Мама получает 18 000 рублей.

- Бабушка получает пенсию 12000 рублей».

Тут папа вспомнил, что починил соседу телевизор и получил вознаграждение 1000 рублей.

Доходы:

Зарплата папы: 25 000 рублей.

Зарплата мамы: 18 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 12 000 рублей.

Вознаграждение: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 56 000 рублей.
Ура! Обрадовалась Вера. На эти деньги можно купить не только велосипед. А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы»

Расходы:

Продукты – 25 000 рублей.

Оплата обедов – 2 000 рублей.

Оплата за воду, свет, газ - 4500 рублей.

Оплата за детский сад – 3000 рублей.

Расходы на лекарства – 1 000 рублей

Мобильная связь и интернет – 2000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.

Абонемент в тренажерный зал – 3 000 рублей

Кино, игрушки, новый коврик в прихожую – 3 000 рублей

___________________________________________

Итого: 45300 рублей.

Папа из числа 56 000 отнял число 45 300, и получилось? (10 700).

Вера обрадовалась и сказала: «Осталось ещё велосипедных 10 700 рублей». «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения», - сказал папа. «Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты», - сказала мама. «Хорошо», - сказал папа, «На 6 000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение».

Приложение 2

Задание №1. Заполните таблицу «Доходы семьи»

Регулярные доходы семьи

Нерегулярные доходы семьи








Задание №2. Заполните таблицу «Расходы семьи»

Обязательные расходы семьи

Необязательные (непредвиденные) расходы семьи

Неразумные (лишние) расходы семьи











Приложение 3
Задание №3. 1 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья Алексеевых
Семья состоит из семи человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – ученица 3 класса и два сына – учащиеся 6 и 11 классов. В текущем месяце дедушка вставил зубы, заплатив за услуги стоматолога 30 000 рублей. Дедушкина пенсия составляет 25 000 рублей, а бабушкина 10 000 рублей. В конце месяца папа, получив зарплату 40 000 рублей, заплатил за свет, воду, газ и отопление 12 000 рублей. А мама, получив зарплату 30 000 рублей, купила проездные на автобус на 3 000 рублей и бытовую химию на 5 000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 35 000 рублей. В начале месяца у мамы порвались сапоги и она купила новые за 10 000 рублей. Ещё в этом месяце дедушка выиграл лотерею 15 000 рублей. И дети попросили часть денег на подарки: внучка - новую куклу за 1500 рублей и платье за 2000 рублей, младший внук – новую компьютерную игру за 2 500 рублей, а старший внук попросил денег на телефон, интернет и кинотеатр в размере 2000 рублей. Также семья в текущем месяце потратила 2000 рублей на сотовую связь.


Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Необязательные

















































Итого:

Итого:

Тип бюджета:



Задание №3. 2 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья Борисовых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама и два сына, младший – ученик 10 класса, старший – студент медицинского института. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию в размере 12 000 рублей каждый. Старший сын сдал сессию на отлично и получил стипендию 15 000 рублей. На эти деньги он купил кроссовки и куртку себе и младшему брату. Папа, получив зарплату 50 000 рублей, заплатил за коммунальные услуги 10 000 рублей. Мама после своей зарплаты (25 000 руб.) купила бытовой химии на 2000 рублей и проездные билеты на автобус на 2000 рублей. В середине месяца бабушка продала саженцы на 2000 рублей, и младший внук попросил у неё 900 рублей на новые наушники. Ещё за этот месяц семья потратила 30 000 рублей на продукты питания, 2 500 рублей на телефон и интернет, 20 000 рублей в центре развлечений.




Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Необязательные

















































Итого:

Итого:

Тип бюджета:


Задание №3. 3 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья Васильевых
Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – выпускница 11 класса, сын – ученик 5 класса. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию по 10 000 рублей. Папа, в свободное от работы время, играет в компьютерные игры и в этом месяце он приобрёл более мощную видеокарту за 16 000 рублей. Зарплата папы составляет 28 000 рублей, а мама получает 20 000 рублей. Но в этом месяце мама сверх зарплаты получила премию в размере 5 000 рублей. После получки папа заплатил за свет, воду, газ и отопление 15 000 рублей. В текущем месяце на продукты питания семья потратила 30 000 рублей, на бытовую химию – 5000 рублей, на сотовую связь и интернет – 5 000 рублей и на проездные билеты – 2000 рублей.


Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Необязательные

















































Итого:

Итого:

Тип бюджета: