Файл: Дисциплина Психология и педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зрелость, за пределами 60 лет.

1. Ваше отношение к словам Э. Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...».

Последняя психосоциальная стадия завершает жизненный путь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменуется более глубоким возрастным изменением всех функций организма, когда у человека возникают дополнительные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; появляется уединенность, с одной стороны, с другой – появление внуков и новых обязанностей, переживания по утрате близких, а также, осознание преемственности поколений.

В это время фокус внимания человека сдвигается на свой прошлый опыт, нежели на планирование будущего. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином - integrity (целостность, полнота, чистота), т.е., чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «Мудрости прожитых лет». И в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

Кейс 2.

Охарактеризуйте, какой метод использует воспитатель в представленных ситуациях.

Воспитатель предлагает воспитанникам в готовом виде понятия о добре и зле (других нравственных категориях)

Наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала). Здесь воспитатель использует словесный (рассказ, беседа, инструктаж); метод обучения В то же время воспитатель обучает ребенка что добро - это качества человека (добродетель). А Зло противоположно добру. Зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.

Воспитатель говорит: «Каждый должен…», «В таких случаях надо…»

Практические (упражнение, тренировка, самоуправление); метод приобретения новых знаний. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике. Репродуктивный – преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы и т. д.; в результате формируются «знания-копии»

Воспитатель использует суждения «Интеллигентные люди всегда скромны, никогда не допускают излишних трат времени окружающих людей на свою персону» или «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место»

Метод проблемного изложения– используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска

Мама говорит сыну: «Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума!»

«Основы нравственности ребенок получает в семье, и с приходом в школу он приносит воздух своей семьи», - говорил великий французский педагог Ж.Ж.Руссо. Самая большая ошибка родителей в том, что они не видят разницы в оценке поступка и самой личности ребенка. Вслушайтесь в такое обращение к ребенку: «Ты плохой», «Ты плохо поступил». В первом случае дается оценка личности, а во втором - поступку. Воспитывают через поступок, который в результате повторений станет навыком, потом привычкой и поведением.

Предложите метод воспитания (или группу методов), который в данной ситуации надо использовать

Ребенок гуляет по улице и не реагирует на то, что родители уже несколько раз звали его домой

Родителям нельзя ругать ребёнка, при этом они должны сказать что такой поступок они не одобряют. Когда родители ребёнка зовут домой, на это есть свои причины к примеру: уже поздно, кушать пора, домой папа пришел. И это все нужно ребёнку правильно объяснить и поговорить с ним на эту тему.

Ребенок дома ведет себя адекватно требованиям родителей, а на улице становится не управляемым, совершенно не реагирующим на социальные нормы и правила поведения

Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.

Проявляйте понимание. Предположим, вы зовете ребенка обедать, а он кричит «Не хочу!». А когда вы заставляете его сесть за стол, он начинает плакать. Попробуйте понять, что он чувствует. Обнимите его и скажите – вы понимаете, что ему не хочется прерывать игру, но обед уже готов. Идея в том, чтобы показать ребенку – вы на его стороне. Старайтесь не злиться на него. Доброжелательно, но твердо настаивайте на том, чтобы он пришел и сел за стол, если так нужно.

Устанавливайте границы. Детям нужны границы, они им необходимы. Так что определите их и разъясните ребенку правила поведения – так, чтобы он понял. «Драться нельзя. Если ты разозлился и хочешь забрать у Васи игрушку, ты должен сказать об этом словами» или «Когда мы идем по парковке, всегда держи меня за руку».

Поощряйте хорошее поведение. Важно не только обращать внимание на плохое поведение ребенка, но и замечать, когда он ведет себя хорошо. Достаточно просто сказать «Спасибо, что повесил свою куртку на место» или «Я так рада, что ты поделился со своей сестрой». Благодаря такому поощрению ребенок и в следующий раз захочет поступить правильно.


Составьте «профессиограмму» РОДИТЕЛЯ. Какие основные качества и способности родительской профессии можно выделить? Охарактеризуйте основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть родитель.

Каждый ребёнок мечтает, чтобы у него были родители, которые всегда готовы выслушать его и дать нужный совет. Но чаще всего получается, что родители своей чрезмерной опекой не дают ребёнку высказать своё мнение и желание. Мама с папой так опекают маленькое чадо, что полностью лишают его возможности становиться самостоятельным.

Воспитать ребёнка физически и морально здоровым человеком – задача не из лёгких. Часто желание родителей совершенно не приносит пользу для ребёнка. Важно помнить, что не следует переделывать малыша на свой лад, нужно принимать его таким, какой он есть. С ранних лет нужно дать возможность маленькому человечку принимать самостоятельно решения. Не следует навязывать свои мысли и планы, пусть он сам решает, кем он хочет быть, как поступит в той или иной ситуации. Ребёнок – это маленькая личность со своими взглядами на жизнь и окружающую среду. Беседуя с малышом никоим образом нельзя насмехаться над ним, а нужно уметь поддержать все его начинания. Главное для него – всегда чувствовать поддержку со стороны своих родителей.

Очень часто дети хотят видеть в своих родителях друга, которому они могли бы доверить секреты и переживания. Если ребёнок чувствует, что в семье царит полное взаимопонимание, он будет гармоничной личностью. Именно к таким родителям тянутся дети, делятся своими мыслями и планами.

В наше время довольно часто можно встретить людей, которые пытаются стать “идеальными родителями”. Однако не стоит к этому стремиться, так как все люди далеко не совершенны. Многие мамы и папы ради ребёнка готовы отказаться от собственных интересов. В такие моменты они совершают большую ошибку.

По мнению психологов, хорошим родителям должны быть присущи следующие «признаки»:

В первую очередь – это справедливость. Требуйте от своего чада лишь то, что он в состоянии сделать. Не следует очень строго наказывать детей, а также нельзя не забывать о поощрениях;

Иногда необходимо проявлять строгость, тем не менее, ни в коем случае не быть жестоким. Это только оттолкнёт малыша от близких ему людей;.



Конечно же, самое главное – это моральные ценности. Ведь всем известно, что дети наследуют своих родителей. Поэтому они должны видеть, что Вы честный, благородный, порядочный человек.